Мэрия города и парламент страны сопротивляются решению Эрдогана
Канал «Стамбул». Продолжение
В этой статье мы подведем итог дискуссий и споров о целесообразности строительства канала за этот год.
Канал «Стамбул» – от идеи до первой реакции
О начале этой истории можно прочитать в статье «Чем опасен для России канал «Стамбул»?». Кратко напомним её содержание. Идея о дублере Босфора впервые появилась в 70-е – 80-е годы ХХ века. Тогда флоты судоходных компаний пополнили танкеры водоизмещением более 100 000 тонн, и турецкие власти впервые задумались о возможной экологической катастрофе в проливах Босфор и Дарданеллы. Дублировать Дарданеллы невозможно, а вот построить дублет Босфора можно. В ХХ и начале XXI века эта мысль обсуждалась в турецком экспертном сообществе. Официально её первый раз озвучил в 2011 году Президент Турции Реджеп Эрдоган. Реакция на это заявление поступила достаточно быстро. Обсуждение ведется по трем направлениям.
1. Это формальный повод по принятию решения по строительству – экология. Различные навигационные происшествия, когда у судов, проходящих по Босфору, отказывало рулевое управление, к сожалению, происходят регулярно. Не часто, но регулярно. К счастью, пока в этих происшествиях не участвуют груженные нефтью танкеры. Фактически, это стало «официальной страшилкой» для турецкого общества. Оппонентами власти выступают экологи, причем не только турецкие. Дело в том, что Босфор является своеобразным фильтром, и если будет построен канал, то сильно изменится соленость в Мраморном море. К чему это может привести, пока не знает никто. Кроме этого, по мнению экологов, под угрозой находятся подземные источники пресной воды к северу от Стамбула.
2. Обсуждаются различные аспекты, связанные с внутритурецкими вопросами, от политических, до экономических. Диапазон достаточно широк. На одном его фланге мечта Эрдогана о возрождении могущества Османской империи (в современных реалиях, разумеется), на другом – опасения турецких риэлтеров по поводу цен на недвижимость в Стамбуле. Где-то посередине обсуждают и спорят, о том, своевременен ли этот проект в условиях нынешнего очень сложного экономического положения в стране. По предварительной, и вероятно не окончательной оценке, стоимость канала «Стамбул» будет находиться в районе 20 миллиардов долларов. В эту сумму входит постройка самого канала и многочисленных прибрежных сооружений – контейнерных терминалов, портов, логистических центров, яхтенных марин и т.д.
3. Обсуждается, как и в какую сторону изменится геополитическая ситуация в регионах Чёрного и Средиземного морей после ввода в строй канала «Стамбул» и будет ли она выгодна самой Турции. Дело в том, что до сих пор действует так называемая Конвенция Монтрё, ограничивающая проход военных кораблей в Чёрное море. В период после Крымской весны 2014 года и началом СВО, именно она ограничивала нахождение кораблей стран НАТО, кроме причерноморских стран, разумеется, в акватории Чёрного моря. Согласно Конвенции, именно Турция регулирует проход боевых кораблей нечерноморских стран в Чёрное море, что серьезно повышает значимость Турции в делах региона. После постройки канала «Стамбул», автоматически распространить на него действие Конвенции не получится. Необходимы подписи всех стран, подписавших Конвенцию Монтрё, что в нынешних условиях просто невозможно. Роль Турции при этом будет существенно снижена. Любому военному кораблю любой страны достаточно будет для прохода по каналу просто подать уведомление. Мнение Турции никто спрашивать не будет.
Пока единственным оппонентом этой программы Эрдогана является мэрия Стамбула и лично мэр Эркем Имамоглу. Правда. 19 марта 2025 года он был задержан полицией по обвинению в получении взяток и связях с Рабочей партией Курдистана, но это не изменило оппозиционного настроя в мэрии к Эрдогану. В данном случае, всё понятно. Здесь протест носит чисто политический характер, и к сути дискуссии вокруг строительства, отношения не имеет.
Итоги обсуждения в этом году
Восток всегда был неспешен в принятии решений, поэтому не удивительно то, что более-менее спокойные и неполитизованные дебаты в парламенте страны развернулись только в этом году. Агентство Планирования Стамбула IPA провело среди горожан опрос по поводу целесообразности и необходимости строительства канала «Стамбул». Результаты опроса не радуют сторонников Эрдогана. Против планов строительства выступили 77,2% респондентов, за осуществления проекта – 19,2%, не определились – 3,6%. Против строительства люди выступали по следующим причинам. 53,8% опасались разрушения природы и, самое главное, истощения источников пресной воды. 39,1% считают, что в результате строительства увеличиться сейсмические риски. В стране, где землетрясения не редкость, их угроза – не пустой звук. Ну а 31,2% уверены, что строительство на самом деле затеяли ради извлечения прибыли из городской земли. Дело в том, что канал должен пройти параллельно Босфору в европейской части Стамбула, и частично по земле города.
Год начался с визита Реджепа Тайипа Эрдогана на строительную площадку шоссе Башакшехир – Наккастепе. Президент Турции заявил: «Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время». Вторят своему Президенту и турецкие министры. Так, министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдюлькадир Уралоглу сказал, что пролив Босфор «… с каждым годом становится всё более опасным для транзита судов».
Ключевым событием года стало обсуждение необходимости строительства канала «Стамбул» и связанных с этим риском в парламенте. Оно состоялось этим летом. Тогда министром Уралоглу была озвучена идея властей о «строительстве канала по модели государственного-частного партнерства», то есть с привлечением внебюджетного финансирования. С самого начала было понятно, что в нынешних непростых экономических условиях в бюджете страны просто нет денег на строительство канала. Теперь Правительство Турции официально объявило, как оно видит источник финансирования. Иными словами – как только найдутся деньги в нужном объёме, сразу начнется стройка. С одной стороны, внесение определенности – это позитивный момент, с другой – в турецком обществе повышается градус недоверия к возможному результату. Обсуждение было напряженным. Оппозиция Эрдогану выступила резко против идеи строительства. Политики использовали понятные турецкому обывателю угрозы – от высыхания источников пресной воды (для Турции актуальная проблема) и гибели популяций животных, до принудительного переселения в нескольких районах Стамбула и его пригородах. Справедливости ради нужно сказать, что по вопросам строительства канала единства нет и в самом Правительстве Турции. Так Министр транспорта уверенно заявляет, что канал будет построен, а днем ранее Министр охраны окружающей среды говорит о том, что этого проекта нет в планах Правительства. Такое разночтение добавляет уверенности противников канала.
Городские власти Стамбула вносят свою лепту в борьбу против канала. Кроме темы охраны окружающей среды, поднят вопрос об использовании охраняемых природных территорий. Стараниями городских властей этот вопрос переходит в разряд юридических. Власти города в судах пытаются отменить решения Правительства страны о продаже земельных участков на охраняемых территориях. Набирают обороты острые дискуссии вокруг плотины Сазлыдере. Её водохранилище обеспечивает треть пресной воды, потребляемой Стамбулом. Проведение масштабных земляных работ вблизи бассейна плотины может привести к очень плохим последствиям. Что интересно, никаких независимых экологических экспертиз по этому, как и по другим экологическим вопросам, не проводилось. Неожиданно в дебаты внесли свой вклад стамбульские риэлтеры. Цены на недвижимость в районах будущей трассы канала резко поднялись. Большинство новых жилых комплексов ориентированы на богатых покупателей не только из Турции, но и из-за рубежа. Это также подогревает градус недовольства проектом. К этому надо добавить, что определенная часть сельскохозяйственных земель выводится из оборота, то есть часть жителей пригородов Стамбула теряют свои источники дохода и будут вынуждены переучиваться на другие специальности.
Власти, тем не менее, продолжают подготовительные работы. Так, продолжается строительство моста Сазлыдере, одного из центральных инфраструктурных элементов будущего канала. Его длина после постройки должна составить 1 600 метров. К концу года будут возведены башни-опоры будущего моста высотой 90 метров. По мосту должна проходить автомагистраль на 8 полос. Параллельно ведется строительство нового жилья. В планах Правительства Турции построить по берегам будущего канала город-спутник, в котором будет как жильё, так и коммерческая застройка. Судя по всему, какие-то инвестиции именно в жилую застройку (а не в строительство самого канала), Правительство страны привлечь смогло. Однако критики проекта предупреждают, что чрезмерная ориентация на прибыль в сфере недвижимости вызывает серьёзные вопросы к долгосрочной устойчивости всего проекта.
Заключение
Любой мега-проект обязательно встречает сопротивление внутри страны. Так бывает всегда. В конце концов, это внутренне дело Правительства и народа Турции. Россию больше волнуют правовой статус будущего канала, когда и если он будет построен. Конвенция Монтрё, принятая в далеком уже 1936 году до сих пор позволяет сохранять определенную военно-политическую стабильность в регионах Чёрного и Средиземного моря. Когда канал «Стамбул» получит статус международного, и на него не будет распространяться Конвенция, это кардинально изменит ситуацию на Чёрном море. Любое государство сможет без ограничений вводить в Чёрное море любое количество боевых кораблей и вспомогательных судов на любой срок. Учитывая, что три страны, имеющие выход к Чёрному морю, являются членами НАТО, это сломает существующий сегодня паритет.
Просмотров: 46