Москва внедряет технологии будущего
Столица инноваций
Провести форум, посвящённый развитию беспилотных систем, пригласив на него специалистов со всего мира, в январе поручил президент Владимир Путин. Внимание им глава государства уделил не зря – беспилотные технологии являются сегодня одним из самых актуальных драйверов развития экономики. «Крайне важно, чтобы передовые достижения наших конструкторских, исследовательских команд в полной мере отвечали запросам бизнеса и от экспериментов и тестирования быстро проходили путь до широкого внедрения в практику», – подчеркнул Владимир Путин, приветствуя участников форума.
Сомнения в том, что напутствие президента будет претворено в жизнь, вряд ли могут возникнуть. Состоявшиеся в рамках форума деловые и научные сессии, мастер-классы и выставки показали: отечественные наука, инженерия и промышленность готовы создавать и производить роботизированные системы. Ведущая роль в этом процессе, как обычно, отводится московским предприятиям.
Вкалывают роботы
В качестве места проведения форума инновационный центр «Сколково» был выбран не зря. Изначально позиционировавшийся как сердце технологической революции комплекс недавно обрёл новый импульс. В марте поручением президента России часть полномочий по управлению «Сколково» было передано правительству Москвы. Таким образом было решено укрепить позиции инноцентра, внедрив на его территории столичные стандарты управления инфраструктурой и развития городского хозяйства.
В результате у «Сколково» начался новый этап развития. За последнее время на территории центра прошёл целый ряд масштабных конгрессов: 13-я международная технологическая конференция Startup Village 2025, научно-популярный фестиваль «Наука. Искусство. Резонансы», финал ежегодного бизнес-акселератора Build UP, проектно-образовательный интенсив «Архипелаг» и т.д. Вот и нынешний форум стал частью крупнейшего городского проекта «Территория будущего. Москва 2030», посвящённого развитию столицы.
Москва является всероссийским лидером по разработке беспилотных технологий – сегодня в столице выпуском систем, действующих без участия человека, занимаются свыше 120 предприятий, подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило. На выставке дронов, прошедшей в рамках форума, посетителям представили более 700 различных роботов, значительную часть которых создали именно московские компании. Что особенно важно: роботов в Москве не только конструируют и производят, но также активно внедряют в различные сферы экономики и городского хозяйства. Так, коммунальные службы используют дроны для обследования, обслуживания и ремонта подземных коммуникаций. Автономные платформы оценивают техническое состояние труб, проводят плановые проверки и даже устраняют повреждения. Также роботы нашли своё место на строительных площадках, в торговле, благоустройстве и даже в спасательных службах – на вооружении московских пожарных уже имеются роботы, позволяющие проникнуть в труднодоступные места, и дроны с тепловыми сенсорами, способные моментально заметить возгорание.
Впрочем, если этих роботов москвичи и гости столицы обычно не замечают, то другие беспилотники уже стали частью их повседневной жизни. «Беспилотная «Ласточка», которую РЖД запустили в столице несколько лет назад, «пробежала» по кольцу около 80 тыс. километров. Беспилотный трамвай в Москве проехал уже более 6 тыс. километров и отлично себя показывает», – отметил Алексей Шило. А с 2027 года, добавил гендиректор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул, на маршруты выйдут электробусы с частично автономными системами управления.
Чудеса техники
Пример Москвы показывает, что использование беспилотных систем может не только помочь развитию экономики, но и качественно улучшить жизнь людей, отметили участники форума. Вот почему на выставке дронов, прошедшей в «Сколково», особое внимание было уделено именно гражданскому роботостроению.
Посетителям представили более 700 беспилотных систем, доступных для применения в восьми секторах экономики. Подойдёшь сзади – вроде бы обычный грузовик. Только где же кабина? А она не нужна – всем управляет робот-автопилот. А вот стоит мини-экскаватор. У него-то кабина имеется, однако не факт, что она пригодится. Потому что всё управление вынесено дистанционно. Оператор надевает на руки специальные манипуляторы и с их помощью, сидя в тепле в помещении, может на расстоянии управлять работой экскаватора.
Профессионалы аграрного комплекса наверняка оценят робокомбайн. Механизатору достаточно нажать несколько кнопок, чтобы машина двинулась сама убирать урожай. А роботов-дворников «Пиксель» многие уже наверняка видели – с начала прошлого года они работают в парках Москвы. Но это ещё что – скоро в магазинах за прилавками могут появиться роботы-продавцы! Причём они внешне будут похожи на людей, так что будущее, считай, уже наступило.
Безэкипажные катера для спасения людей, дроны для внесения удобрений, БПЛА для мониторинга пожаров в лесах, коптеры для мониторинга хода строительства, дроны-канатоходцы для очистки проводов от наледи – сфера применения беспилотников поистине безгранична.
Сегодня Москва занимает лидирующие позиции среди мировых мегаполисов по масштабам внедрения беспилотных технологий, говорится в исследовании фонда «Московский инновационный кластер». В этом отношении столица России опережает Сан-Франциско, Лондон, Токио, Нью-Дели, Кейптаун и Бразилиа. В целом объём венчурных инвестиций в автономные технологии за последние семь лет превысил 98 млрд долларов.
Молодым везде в Москве дорога
Участие в форуме приняли свыше 300 российских компаний, а также эксперты, конструкторы и производители дронов из более чем 30 стран мира. В их числе председатель Всемирной федерации БПЛА Ян Цзиньцай, президент Ассоциации разработчиков беспилотных летательных аппаратов Малайзии Дато Лестер Тэй, член руководящего комитета Национального агентства исследований и инноваций Индонезии Три Мумпуни и многие другие.
Впрочем, главными гостями форума руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома назвала молодых. Ведь именно им предстоит развивать и применять новые, пока ещё незнакомые для многих, технологии. Для их популяризации в рамках форума впервые прошли соревнования по гонкам дронов на Кубок мэра Москвы. Самым зрелищным этапом соревнования стала дисциплина «Класс 330 – командный зачёт» – это круговые гонки спортивных FPV-квадрокоптеров с видом от первого лица с пит-стопами. Командам требовалось преодолеть все препятствия воздушной трассы и первыми завершить дистанцию в 50 кругов. Принять участие в авторитетном турнире в Москву прибыли команды из 10 стран мира – Австралии, Белоруссии, Болгарии, Германии, Индии, Казахстана, Испании, Южной Кореи, Турции и Франции. Призовой фонд составил 4 млн рублей. Одновременно в дисциплинах «Технический симулятор – личный зачёт» и «Технический симулятор – командный зачёт» соревновались свыше 500 пилотов со всей страны. Здесь заезды проходили в режиме онлайн, для участия требовались только компьютер. Также прошли женский и мужской турниры для участников старше 14 лет и состязания юниоров и юниорок в возрасте 10–17 лет.
Ещё одну возможность погрузиться в мир современных технологий дали мастер-классы по дрон-баскетболу. От участников требовалось закинуть дрон, управляя им с пульта, в баскетбольное кольцо. Не меньшей популярностью у детей и взрослых пользовалась площадка «Дрон-доставка»: управляя беспилотным летательным аппаратом, участникам нужно было подлететь к выбранной коробке, захватить её магнитом и доставить до финишной точки. Как подчеркнули организаторы форума, это были не просто развлечения. Таким образом происходит знакомство с беспилотными технологиями, которые уже меняют жизнь в столице к лучшему и скоро сделают её ещё комфортнее.
Просмотров: 1531