Михаил Веллер: Почему России не стоит присоединять Беларусь

Белорусская угроза

Ситуация в Белоруссии продолжает оставаться неопределённой. Чем закончится противостояние Лукашенко и значительной части белорусского народа, не согласной с результатами президентских выборов? Для будущего России это особенно важно – обе страны формально составляют единое государство и ещё недавно вовсю ходили слухи о грядущем полноценном слиянии РФ и Республики Беларусь. Но насколько было бы оправданно такое решение? Своим мнением по этому поводу поделился писатель и философ Михаил Веллер.

Белорусский узел настолько сложен и запутан, что требует отдельного исследования. Сейчас мы лишь обозначим основные проблемы, указывающие направление событий.

1. Перерождение лидера и узурпация власти

Как заметил ещё маркиз Галифакс: «Нет двух людей более разных, чем желающий занять должность и он же, уже занявший её». Лукашенко много сделал для своей страны и народа. Независимость Беларуси, сравнительно приличное положение неразворованной экономики и сносный жизненный уровень существуют благодаря его жёсткому руководству и политической изворотливости. Но властный характер и привычка к своему положению сыграли с ним обычную шутку: в воображении лидера он, власть и страна сделались неразделимы. Расстаться с властью лидер полагает неправильным, несправедливым, опасным для себя и вредным для своей страны. Так вчерашний защитник отечества превращается в тирана. Это хорошо знали ещё древние греки.

2. Демократия и диктатура

Крепкий хозяйственник Лукашенко с его мужицко-административным умом прекрасно видел, что в братских России и Украине демократия в результате мгновенно выродилась в разграбление страны и обнищание народа. Свободные выборы привели к власти лжецов и воров. А в экстренных ситуациях, понятно, действуют лишь экстренные меры. И демократию он задушил в корне. Но вместе с этим не допустил «прихватизации», олигархата, распродажи предприятий. В Беларуси был твёрдой и безжалостной рукой установлен «Социализм 2.0» – с единой государственной пропагандой, сплошным воспеванием успехов и прославлением вождя, лично наводящего порядок.

3. Крах политики

В борьбе за удержание власти тиран разрушает то, что создавал многолетними усилиями, – благосостояние своей страны и мирную жизнь народа. Ибо теперь его интересы противоположны интересам народа, желающего убрать его и изменить порядки. Социалистическое единомыслие, поддерживающееся всеми СМИ Беларуси по воле Лукашенко, отсутствие свободы слова и реальных выборов народу надоели.

4. Воля выше хлеба

Материально белорусы живут лучше, чем можно было бы ожидать от постсоветского государства без природных ресурсов. Промышленность, экономический потенциал Беларуси сохранены лучше, чем в любой другой постсоветской стране (за исключением вступившей в ЕС и НАТО Прибалтики, чему отдельные причины).

Михаил Веллер

Коррупция в Беларуси практически отсутствует по сравнению с братскими Россией и Украиной, не говоря о государствах Средней Азии. Рабочие места сохраняются всеми мыслимыми способами. Здесь забота «диктаторского режима» о стране и народе явлены воочию. Но! Социалистическая несменяемая диктатура Батьки всех уже достала. Запрет на протесты, на честные выборы, запрет свободы слова и печати, негласная информация о политических убийствах конкурентов создавали в людях ощущение своей несвободы, бесправия, приниженности. А это человеку несносно! Главное, к чему стремится человек (при наличии еды, жилья и гарантий жизни), – это чувство своей значимости, нужности, достоинства. Политик должен знать: если ты накормил человека, но взамен забрал его свободу, он захочет свергнуть тебя раньше или позже. Голодному нужен хлеб. Сытому нужна свобода. Парадокс в том, что ради свободы сытый часто согласен поголодать.

5. Раскол нации

Небольшая страна, обретшая самостоятельность, этой самостоятельностью гордится и проповедует народу трогательное братское единство. Но если народ хочет сменить власть, а власть не хочет сменяться, часть народа одевают в униформу, кормят, платят, дают дубинки и посылают бить другую часть народа. И вот уже две эти части ненавидят друг друга. Политики отлично знают, что всегда есть люди, готовые к любой работе: бить, пытать, убивать. Вымуштровать и подчинить приказам таких людей – рабочий момент «военно-социальной» практической психологии. Средство противодействия знали ещё большевики: разложить армию и распропагандировать, искать связи с силовыми структурами и воздействовать изнутри, запугивать на индивидуальном уровне оглаской и терактами. Любой бунт с его подавлением есть акт гражданской войны.

6. Рождение нации

Много лет Россия полагала, что преимущественно русскоязычная Беларусь с половиной русского населения навсегда останется братской. Что единство культуры, ментальности и интересов сохранится навсегда. Это принципиальная ошибка. Если государство правомочно политически и юридически, раньше или позже его интересы разойдутся с интересами бывшей материнской империи. И вот тогда обозначатся национальные и исторические отличия. Народ самостоятельной страны, защищая свою полную независимость от соседей, объединяется в ощущении своего гражданского и культурно-исторического единства. Реальная либо вымышленная угроза аннексии, съедения Беларуси российской властью и капиталом, впервые за много веков настроила народ против любого российского вмешательства. И в перспективе разбегания братских народов следует предусмотреть нарастание роли белорусского языка в Беларуси и соответственно уменьшение доли русского, сейчас повсеместного. И объективного возникновения собственной культуры, всё более отличной от русской… Такова логика Истории.

7. Русский путь

Вот российского варианта развития событий белорусы категорически не желают. Не желают распродажи предприятий, массовых закрытий и увольнений, мгновенного возникновения олигархов. Боятся поглощения всех выгодных отраслей экономики российским капиталом, безжалостным и беспощадным. Беларуси не улыбается жить под властью Кремля и по правилам Кремля. И это несмотря на то, что Россия – территория заработка для белорусских строителей-отделочников, что Россия – рынок сбыта белорусской сельхозпродукции. Торговать с выгодой – да, зарабатывать – да. Но всё на добровольных договорных началах. А то вместо завода будет театральный центр в цехах, а вы к нам ещё своих таджиков повезёте.

8. Польский путь

А вот это другое дело. Польша успешно развивается. Свободная демократическая страна. Выборы, свобода, экономика, материальный уровень. Рот не затыкают, дубинками не бьют, под Кремль не ложатся. А давайте вспомним, как сотни лет были мы одним государством, великим государством славян «от моря до моря», как Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское объединилось с Королевством Польским в Речь Посполитую, и о шляхте смоленской и могилёвской вспомним, о том, как Полоцк был столицей великой и древней, и как на Москву ходили в XVII веке. Сегодня польский вариант – это Европа, свободный мир со всеми его благами и гарантиями.

9. Русская жадность

Отношения российского и белорусского государств нельзя назвать братскими. Музыку заказывала Россия – как «старший брат». Практически вся экономика Белоруссии с советских времён была ориентирована на Россию – будь то трактора, ракетные тягачи и карьерные самосвалы, часы и холодильники, сельскохозяйственная продукция и швейные изделия. В постсоветские времена Беларусь едва ли не полностью зависела от российского рынка, чем Россия пользовалась как рычагом давления. В частности, российский капитал хотел скупить Беларусь. Лукашенко проявлял чудеса изворотливости, водя Кремль, как за салом, идеей слияния в единое государство. И ускользая, как мышка от кошки, от неизбежного поглощения «старшим братом». Когда говорят, что Россия дотировала Беларусь почти дармовой нефтью, умалчивают, что член единого Союзного государства Беларусь, вопреки уставу единого таможенного пространства, получала нефть не по российским ценам, а по мировым и часто выше европейских, с каковых «цен для чужих» уже делались скидки в виде милости. Для молочных товаров Беларуси российский рынок то и дело прикрывался. Увы! – братством тут не пахло.

10. Пустота для патриархата

Сегодня судьба Лукашенко висит на ниточке. Он не признан своим народом, не признан Европой, а официально признавшему его Кремлю на Лукашенко плевать, и более того – он вызывает злорадство. Надоел своими увёртками и оскорбил отказами создать наконец «Союзное государство». Полтора миллиарда ему дали «на переходный период» – стабилизировать обстановку и передать власть ставленнику Кремля. Ненавистный ему Кремль – его единственная подпорка, готовая мгновенно превратиться в столб для экзекуции. Его будущее – коттедж на Рублёвке, в Китае или несчастный случай.

11. Российский интерес

Итак, Россия потеряла последнего союзника у своих границ и в Русском Мире. Аннексия Беларуси, введение в неё войск России крайне вредны. Это будет 10 млн резко враждебно настроенного населения. Опасность распространения активных массовых протестов от Бреста до Хабаровска. Ужесточение западных санкций вплоть до уже реальной заморозки всех банковских счетов русского привластного олигархата и международной изоляции. Путин и Лукашенко – проиграли оба.

Михаил Веллер

28.09.2020 07:30

Просмотров: 26388