Минсельхоз не справляется с работой по селекции отечественных семян

Не взошло

Счётная палата РФ вскрыла «системные нарушения» при использовании бюджетных грантов, выделенных на разработку отечественных семян. Это уже не первый случай, когда аудиторы критикуют ход программы импортозамещения.

О выявленных нарушениях рассказал аудитор Сергей Мамедов в ходе заседания сенатского комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвящённого вопросам сохранения технологического суверенитета и продовольственной безопасности. Проблема явно была поднята не просто так – в конце января глава Минсельхоза Оксана Лут призвала аграриев не сопротивляться внедрению отечественных семян. В ответ представители сельскохозяйственной отрасли заметили, что российские семена, возможно, действительно лучше импортных, однако загвоздка в том, что их порой просто не существует. К примеру, если речь идёт о пшенице, то здесь выбор широчайший – советская и российская селекционная школа остаётся на высоте. А вот с другими культурами возникают большие сложности.

Это снова подтвердил присутствовавший на заседании председатель Картофельного Союза Сергей Лупехин, отметивший, что большая часть семян картофеля по-прежнему привозится в Россию из-за рубежа. После чего Сергей Мамедов привёл совсем уж убийственные цифры. Как завил он, доля обеспеченности отечественными семенами картофеля составляет всего 1,9%, а сахарной свёклы – 2%. Да и в целом положение дел в селекции выглядит нерадостно. Согласно доктрине продовольственной безопасности уровень самообеспеченности семенами должен составлять 75%, однако по итогам 2023 года этот показатель удалось довести лишь до 62,5%.

А ведь об импортозамещении заговорили ещё 11 лет назад, почему же за это время не удалось решить проблему? Оказывается, пояснил Мамедов, вплоть до 2021 года объём финансирования научно-технической программы развития сельского хозяйства не превышал 400 млн рублей ежегодно. Понять это можно так, словно в Минсельхозе рассчитывали: скоро всё как-нибудь само утрясётся и будет как прежде. Затем, видимо, поняли, что противостояние с Западом будет долгим и надо как-то устраиваться. В бюджете предусмотрели ассигнования в размере от 1 до 2,3 млрд рублей, но возникла новая проблема – выделенные деньги не получилось освоить. В 2022 году показатель кассового исполнения составил 34,2%, а в 2023 году – менее 1%. Также аудиторы выяснили, что деньги, выделявшиеся на развитие селекции, использовались не по назначению, а купленное оборудование не использовалось в течение долгого времени. В связи с этим Минсельхоз решил изменить порядок предоставления бюджетной поддержки – впредь деньги будут выдавать не авансом, а постфактум, оплачивая достижение готового результата.

По сути, озвученные Счётной палатой факты звучат как приговор работе Минсельхоза. Именно оно определяет программы в сфере селекции и управляет крупнейшими селекционными центрами. В том числе Всероссийским научно-исследовательским институтом сахарной свёклы и сахара им. А.Л. Мазлумова и Федеральным исследовательским центром картофеля имени А.Г. Лорха. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», давшая старт кампании по импортозамещению, была запущена в апреле 2014 года. Потому если спустя 11 лет 98,1% семян картофеля и 98% семян свёклы приходится ввозить из-за рубежа, то ясно, что кто-то не ударил пальцем о палец, чтобы решить этот вопрос. Кстати, а кто же именно? До весны 2018 года Минсельхозом рулил Александр Ткачёв, после отставки которого выяснилось, что он является чуть ли не самым крупным землевладельцем и аграрным магнатом в стране. Сейчас экс-министр занимается своим бизнесом, открывая новые его горизонты, – в январе «Ведомости» сообщили, что компания «Агрокомплекс» зашла в Донбасс и контролирует до 300 тыс. гектаров земли. А нынешняя глава Минсельхоза Оксана Лут занимает свой пост меньше года, потому вопросов к ней вроде как быть не может.

Впрочем, вряд ли стоило ожидать конкретных решений. Летом прошлого года Счётная палата таким же образом пригвоздила Минпромторг, озвучив итоги проверок программы импортозамещения в сфере электроники. Тогда аудитор Андрей Перчян на заседании в Совете Федерации сообщил, что в рамках утверждённой программы из бюджета было выделено более 295 млрд рублей. Однако получатели субсидий не достигают целевых показателей, а объёмы производства «не могут привести к достижению технологической независимости». А до того о срыве планов импортозамещения заявил генпрокурор Игорь Краснов, пообещав начать проверку работы Минпромторга. Тем не менее каких-либо выводов, в том числе кадровых, так и не случилось.

Тем временем

Президент Российского сепсис форума, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ им. Склифосовского Владимир Кулабухов в ходе медицинской конференции в Белгороде заявил о проблемах борьбы с опасными инфекциями, отметив, что разработка отечественных антибиотиков сталкивается с большими проблемами. «Мы прокричали про независимость фармацевтическую, про импортозамещение, но реально-то мы с вами понимаем, что анальгин заместить можно, что-то ещё такое заместить тоже можно, наверное. А вот с антибиотиками дело посложнее будет. Их заместить довольно сложно будет, особенно новые препараты. 10 лет надо для разработки новой молекулы, нового препарата и, более того, надо ещё обучать врачей, вкладываться и так далее. Компаний-то не так много, которые хотят этим заниматься», – отметил Кулабухов.

Марат Жапаров

17.02.2025 08:30

Просмотров: 2277