Минпросвещения предлагает переснять шедевры советской киноклассики

Кинопеределкины

После волны негатива в ведомстве Сергея Кравцова поспешили уточнить: мол, список картин, важных для патриотического воспитания молодёжи, действительно был, но вместе со списком Минпросвещения предлагало подумать о новых экранизациях классических произведений с использованием современных технологий. И только-то!

Хотя скорее всего в министерстве просто лукавят, столкнувшись с негативной реакцией на инициативу не только со стороны публики, но и отдельных представителей власти. Кстати, показательный момент: в том самом списке значился фильм Ларисы Шепитько «Сотников». Вот только картины с таким названием Шепитько не снимала – в её фильмографии есть лента «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». То, что составители списка об этом не знают – или не делают разницы, – кое о чём говорит, не находите? Вот так и с содержательной частью этой, признаться, неоднозначной инициативы может получиться: хотели как лучше, а вышло как всегда.

Ремейк ремейку рознь

Ремейки киноклассики принято хаять, и не без оснований. Достаточно вспомнить переснятую версию «Служебного романа» Сарика Андреасяна или, скажем, «Кавказскую пленницу!» Максима Воронкова. Но так ли уж плохи ремейки на самом деле? Фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» 1978 года с Евгением Леоновым, Андреем Мироновым и Александром Абдуловым был, по сути, ремейком картины Эраста Гарина 1964 года с Евгением Весником и Олегом Видовым. Оба сняты по пьесе Евгения Шварца. Другой пример – «Двенадцать стульев». Марк Захаров снял свой телесериал чуть позднее, чем Гайдай свою двухсерийку. А классическая лента «Собачье сердце» по Булгакову от Владимира Бортко появилась гораздо позже итальянской версии от Альберто Латтуады с Максом фон Сюдовым в главной роли. Но это, в сущности, два разных фильма. Два принципиально разных профессора Преображенских и два диаметрально разных Шарикова (у итальянцев он Бобиков). Евстигнеев играет классического русского интеллигента, а фон Сюдов – сошедшего с ума доктора Менгеле, зловещего экспериментатора с человеческой природой. Толоконников – отрицательного до мозга костей необучаемого плебея, а Кокки Понцони – симпатягу, рубаху-парня. Вот вам и ремейки.

В советские времена снимать ремейки отнюдь не считалось чем-то предосудительным или постыдным. В 1978 году Альберт Мкртчян выпустил детектив «Лекарство против страха» по роману братьев Вайнеров, а спустя два десятилетия Валерий Кремнёв воспользовался тем же сюжетом, снимая свой «Вход в лабиринт». Кто лучший Панафидин Ивар Калныньш или Вячеслав Шалевич? А кто более убедительный капитан Тихонов Александр Фатюшин или Игорь Костолевский? Оба детектива держат зрителя в напряжении, актёры играют блестяще, составы – звёздные, режиссёры – мастера своего дела.

А в конце 50-х годов публика ломилась в кинотеатры на «Мистера Икса» с Георгом Отсом в главной роли. Казалось, ничего более убедительного из классической оперетты Имре Кальмана кинематограф уже не создаст. Но в начале 80-х Светлана Дружинина сняла ремейк с Игорем Кеблушеком в роли Мистера Икса – и телезрительницы буквально со­шли с ума, очарованные новым героем. Так что дело не в том, ремейк это или нет. Если некий сюжет пересняли талантливо, а актёры сыграли свежо и убедительно, фильм останется в сокровищнице отечественного кинематографа. Та же «Как закалялась сталь» Николая Островского экранизировалась в СССР трижды – Марком Донским, Аловым и Наумовым и Николаем Мащенко, и все три картины считаются классическими. И хотя о таланте Мащенко критики говорят разное, но именно его Павка Корчагин в исполнении Владимира Конкина почитается за каноническое воплощение образа. Хотя у Алова и Наумова Корчагина, между прочим, сыграл Василий Лановой – тоже не хухры-мухры.

«Уволить министра» – и точка?

Между тем инициативу Минпросвещения с ходу подвергли жесточайшему остракизму. Жёстче всех высказался актёр Сергей Никоненко: «Предлагаю срочно уволить министра просвещения. В этих намерениях я подозреваю тенденцию вредительства!» Никоненко сыграл одну из главных ролей – директора школы – в картине «Завтра была война», которую Минпросвещения предложило переснять. Кроме него наголову разнесли предложение Минпросвещения режиссёр Андрон Михалков-Кончаловский и актёр Николай Бурляев, а поначалу высказавшийся более-менее лояльно глава «Мосфильма» Карен Шахназаров затем жёстко сместил акценты: «В этом списке прекрасные советские фильмы, а некоторые из них так просто великие. Но хочется спросить чиновников, которые выступили с инициативой сделать ремейки: где они сегодня найдут Бондарчука, Калатозова или Эйзенштейна? Честно говоря, меня поражает не столько безрассудство подобных идей, а то, как легко мы расписываемся в своей абсолютной творческой беспомощности. Можем делать только повторы! Не можем родить никаких свежих интересных творческих идей! Вообще любой ремейк считаю бессмысленной затеей. Всегда получается хуже оригинала».

Поразительно, но инициатива Минпросвещения встретила критику и с совсем неожиданной стороны. «Зачем, к примеру, переснимать «Кортик»? – задаётся вопросом вице-спикер Мосгордумы Андрей Медведев.Героические пионеры борются с недобитой белогвардейской сволочью. Это нынешним детям зачем? Чтобы не забывали, чем Гражданская война пахнет и как правильно раскулачивать? Ну и правильно, а то начали думать себе, что ГУЛАГ и классовые чистки – это плохо». «Могу представить себе «Летят журавли», если их переснимет, например, Сарик Андреасян, – продолжает Медведев. – Главным героем фильма тогда будет тусовщик-пианист Марк, который жирует в тылу, а из Вероники сделают модную содержанку. Ну а воюющий на фронте Борис влюбится в медсестру, и после войны они все посмотрят на журавлей и решат устроить вечеринку вчетвером». Положа руку на сердце, так ли уж Медведев не прав?

«Давайте ремейки! – неожиданно соглашается писатель Захар Прилепин. – Но только не делайте из Павки Корчагина белогвардейца. А то вы это запросто. Моя первая реакция на инициативу Минпроса, скрывать не стану, – отторжение. «Летят журавли» – одни, и других быть не может. Как воображу, что героя Баталова играет Козловский, а героиню Самойловой – Снигирь, у меня начинается хандра. Но это первая реакция. Ну что плохого, если ещё раз снимут «Как закалялась сталь» или «Горячий снег»? Пусть. Пусть снимут».

Так отчего же неистовствуют критики инициативы Минпросвещения? Похоже, всё дело в деньгах. Съёмки фильма – недешёвое удовольствие. За один только сценарий платят в среднем миллион рублей, а кое-кто получал и по 20 млн (и вовсе не именитые авторы). Одна серия 10-серийного фильма снимается за 20–25 млн рублей. Полнометражный фильм – миллионов за 70–100, а то и больше. Три десятка ремейков – это очень немалые деньги. Урсуляку и Андреасяну, возможно, приоткрыли бюджеты, а Михалкову-Кончаловскому – не вполне. Тем более Никоненко, который, к слову, тоже когда-то снимал фильмы. Так что споры эти, возможно, не эстетические, а сугубо про деньги.

Сергей Михеев, политолог

Сергей Михеев, политолог

– Я бы на выделенные для съёмок ремейков деньги качественно отреставрировал старое советское кино, может быть, где-то расцветил, где это уместно. Потому что многие советские фильмы, к сожалению, находятся в таком состоянии, что их тяжело смотреть современному зрителю: плохой звук, плохое изображение. Когда фильмы хорошо реставрируют, они начинают играть новыми красками и даже интересно их пересматривать. К сожалению, опыт пересъёмки некоторых советских фильмов оказался неудачным. Нужен талант, а не просто вложить деньги и переснять в цифровом формате.

Георгий Филин

31.07.2024 12:00

Просмотров: 385