Министр просвещения Сергей Кравцов нашёл виноватого в бедности педагогов

Средненькая зарплата

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов изрядно нашумел в публичном пространстве, порассуждав о размере учительского жалованья. Как заявил руководитель, у российских преподавателей есть проблемы и с зарплатой, и с её дифференциацией, однако это всё «отголосок 90-х годов». Между тем ситуацию с оплатой труда педагогов необходимо исправлять здесь и сейчас, потому что, очевидно, это один из способов справиться с другой хронической проблемой образовательной системы – дефицитом кадров.

Апелляция Кравцова к 90-м годам прошлого века многим наблюдателям показалась странной. «При чём здесь 90-е? Когда в 2020 году вы стали министром, соотношение средней зарплаты учителя к средней по стране составляло 85%» – так, например, прокомментировал её председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Вместо того чтобы выравнять эти показатели и выполнить майские указы президента, под вашим чутким руководством дисбаланс с каждым годом растёт и сегодня составляет 70%», – отметил политик.

Сейчас такого понятия, как «средняя зарплата учителя», в нашей стране, можно сказать, что и нет – уж слишком разные деньги получают педагоги от региона к региону. По подсчётам Росстата, в первом полугодии прошлого года жалованье школьного преподавателя в Красноярском крае составляло 87,7 тыс., в Коми – 69,4 тыс., в Курской области – 53,6 тыс., в Ингушетии – 31,1 тыс. рублей. Однако данные цифры определённо учитывают и зарплаты начинающих, и заслуженных учителей, и высокооплачиваемых руководящих работников.

Ещё больше путаницы возникает из-за сложной системы надбавок. Ведь учительская зарплата в настоящий момент состоит из четырёх частей – базовой, стимулирующей, компенсирующей и премий. Причём голый оклад составляет лишь незначительную часть жалованья. Слишком незначительную: согласно данным независимого профсоюза «Учитель», в 2025 году упомянутая базовая часть оказалась ниже МРОТ (в текущем году он равен 22,4 тыс. рублей) практически по всей стране. Неудивительно, что целые драмы разыгрываются, когда учительское начальство или региональные власти начинают пересматривать доплаты в сторону уменьшения. В частности, недавно на эту спорную практику начали жаловаться педагоги Ямало-Ненецкого автономного округа, которым срежут с 1 января надбавку за проверку письменных работ. И ЯНАО уж точно не единственный субъект, где подобное происходит.

Но есть надежда, что в перспективе жизнь у учительского сообщества пойдёт на лад. С этого учебного года в трёх регионах – во Владимирской области, в Удмуртии и на Сахалине – стартовал пилотный проект, в рамках которого обкатывается новая система оплаты труда педагогов. Эта модель предусматривает, что преподаватель получает базовую часть в размере 70% заработка и 30% в качестве дополнительных выплат. С 2027-го, как планируется, так будет и по всей России.

Вот только получится ли таким образом у Минпросвещения поднять учительские зарплаты до уровня, достаточно привлекательного, чтобы справиться с дефицитом кадров? К слову сказать, с ним тоже есть неясность. Само министерство оценивает нехватку учителей в 1,75%, или 18 287 вакансий. Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС называет уже более серьёзную долю – 3,1%. В свою очередь, профсоюз «Учитель» полагает, что школам не хватает 745 тыс. педагогов – эту цифру можно получить, вычтя из количества ставок по штатному расписанию (около 2,1 млн) фактическое число работников (примерно 1,3 миллиона).

Думается, государству следует пойти на более радикальные меры, чем перераспределение частей учительской зарплаты в пользу оклада. Пока жалованье – причём всё, а не базовая ставка – педагога не будет увеличено в разы, престиж этой профессии вряд ли возможно будет хотя бы восстановить.

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия»

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия»

– Согласно нашим законопроектам, зарплата педагога за одну ставку должна быть не меньше 200% от средней по региону. При этом базовый оклад должен составлять не менее 70% от заработка. Мы также предлагаем внедрить прогрессивную оплату, если нагрузка превышает одну ставку: за нагрузку 1,5 ставки – 170% должностного оклада, за работу на две ставки – 240% и так далее до уровня, который нельзя превышать в целях охраны труда. Нужны радикальные меры, иначе ситуация будет только ухудшаться и учителя продолжат бежать из системы образования.

Вениамин Солодов

22.12.2025 14:45

Просмотров: 39