Минфин готовит россиян к уплате НДС за иностранные товары из маркетплейсов
Налог на заказ
Всё как есть оставлять явно не будут. Государство в ближайшее время пересмотрит правила игры в торговле. Об этом чётко было проговорено на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). У правительства своя задача: увеличить налоговые поступления. Но понятно, что в ходе реформы участники рынка будут продавливать свои интересы.
Свободная поляна
Похоже, что простор для передела сферы торговли образовался в связи с отступлением из России китайской компании AliExpress. После начала антироссийской санкционной кампании акционеры «AliExpress Россия» свернули инвестиционную активность. В течение одного только 2022 года обороты компании снизились на 40%, а стоимость её упала в 4 раза.
Впрочем, если говорить о взлёте и падении AliExpress, то нужно смотреть на несколько лет назад. В 2015 году основатель этого бизнеса Джек Ма был радушно встречен на российском ПМЭФ, после чего начал переговоры о тесном сотрудничестве со «Сбером». А на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в 2018 году было объявлено о создании «AliExpress Россия». С нашей стороны в этом бизнесе участвовали такие мощные игроки, как Mail.Ru Group (теперь называется VK), «Мегафон», Российский фонд прямых инвестиций. Позже в капитал вошли структуры миллиардера Алишера Усманова.
К 2020 году за AliExpress закрепилась репутация крупнейшего в России интернет-магазина. Но вскоре весь связанный с Джеком Ма бизнес оказался под ударом, поскольку молодой миллиардер переоценил свои силы и авторитет. На бизнес-конференции в Шанхае он провозгласил, что международные финансовые системы являются «клубом старых людей», которые пытаются «регулировать будущее вчерашними методами». По касательной от Джека Ма досталось и китайским чиновникам, которые, дескать, пошли на поводу у западных банкиров и капиталистов. Вскоре после этого выступления у «короля интернет-торговли» начались проблемы – китайские антимонопольщики обложили его холдинг Alibaba беспрецедентно высокими штрафами. Сам бизнесмен вскоре исчез из публичного поля и, вероятно, теперь опасается появляться в Китае.
Как шаг к отступлению Джека Ма из российского рынка можно рассматривать сделку по продаже в 2023 году компании KazanExpress, которая входила а экосистему AliExpress. Покупателем выступил российский ретейл-гигант «Магнит». Все странности этой сделки «Наша Версия» описывала в № 42 от 30 октября 2023 года. Глядя на неё со стороны, можно было предположить, что китайцы словно бы получили отступные за сворачивание своей активности на российском рынке интернет-коммерции.
Бренды без НДС
Рыночную долю съёжившегося AliExpress начали захватывать уже набиравшие к тому времени силу российские маркетплейсы – Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет». В сектор интернет-торговли ринулись и игроки традиционной розницы – DNS, «Магнит» и «Пятёрочка». Да кого здесь теперь только нет! В топ-3 крупнейших компаний онлайн-торговли сейчас входит вездесущий «Сбер». И российские маркетплейсы сейчас активно осваивают исконную нишу AliExpress – доставку товаров из Китая.
Однако обнаружилось, что интернет-витрину для продажи чужих товаров может сделать всякий, а вот зарабатывать на этом бизнесе получается далеко не у всех. К примеру, Wildberries в прошлом году получила чистую прибыль более 100 млрд рублей. А вот «Сбер» от своей экосистемы, в которой львиную долю по выручке занимает электронная торговля, получил убыток более 19 млрд рублей. Ozon тоже сидит в минусе. Финансовые результаты «Яндекс Маркета» трудно вычленить из общих отчётов «Яндекса», однако аналитики указывают, что рентабельность сектора электронной коммерции в холдинге остаётся отрицательной.
Но не всё так однозначно. Появились данные, что при маркетплейсах создаются, вероятно, связанные с ними торговые компании, которые выступают продавцами. И вот как раз они являются центром получения прибыли. Возможно, именно через такие фирмы продаются товары многих ушедших из России западных брендов. В связи с санкционной угрозой всё это не афишируется. Но создаётся впечатление, что финансовые потоки в этом направлении формируются значительные. И есть риск, что уходят они в конечном итоге за границу. Да ещё и в недружественные страны. К тому же существующие лазейки позволяют импортёрам и продавцам не включать в цену таких товаров НДС. Покупателю от этого плюс, а Минфину – минус. И это может быть аргументом в пользу того, чтобы начать пересмотр сложившейся практики.
Вряд ли правила игры международной торговли можно было бы менять в одностороннем порядке в ту пору, когда поток импорта в Россию контролировала AliExpress на пике своего могущества. Теперь же Джек Ма в опале и не в состоянии рассчитывать на поддержку китайских властей в диалоге с нашей страной. К тому же у российской стороны появился аргумент: необходимость применять новые правила вызвана действиями западных брендов, которые повадились продавать свою продукцию россиянам без уплаты НДС в бюджет РФ.
От распродажи к госцене
Клубок интересов получается весьма запутанным. Сетевая розница, торгующая товарами со своих складов, заинтересована в том, чтобы «придушить» маркетплейсы, которые создают интернет-витрины для производителей и импортёров и обеспечивают им прямой доступ к покупателю. В то же время сетевики не прочь сами работать по модели маркетплейсов, продавая места на полках магазинов тем же импортёрам и производителям. Кому в конечном итоге подыграет правительство – большая интрига. Лоббистские возможности есть и у интернет-маркетплейсов, и у сетевиков. Но понятно, что в приоритете у кабмина собираемость налогов и таможенных пошлин. Так что повышение розничных цен выглядит вполне логичным итогом торговой реформы, какой бы она ни была.
По идее, приоритетом чиновников должна стать полная прозрачность товаропроводящей цепочки и всех платежей. В этом вопросе маркетплейсы всегда были сильнее традиционной розницы. И если следовать этой логике до конца, то легко нарисовать в воображении гипотетическую картину торговой системы недалёкого будущего: покупатель заказывает товар в своём смартфоне, а получает его где угодно – хоть от курьера, хоть на полке супермаркета. При этом пара-тройка национальных торговых операторов, контролируемых искусственным интеллектом ФНС, гарантирует государству уплату всех налогов и сборов. Остаётся вопрос: возможна ли в таких условиях ценовая конкуренция или придётся вспомнить слово «госцена»? А вслед за ним и чёрный рынок контрабанды.
Справка
На ПМЭФ-2025 министр по торговле Евразийской экономической комиссии – постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Андрей Слепнев отметил, что регулирование электронной торговли предусматривается по двум «веткам»: торговля внутри ЕАЭС и с третьими странами за пределами ЕАЭС. По его словам, во внешней торговле наблюдаются неравные условия для деятельности внутренних ретейлеров и дальнего «трансграна», который не платит пошлины и налоги и не соблюдает правила технического регулирования. Меры против таких поставщиков импорта уже принимаются.
Замминистра финансов Алексей Сазанов обозначил привилегии, которые сейчас имеют маркетплейсы над традиционной розницей. По его словам, для первых не установлены обязательства по контролю качества товара. А при трансграничной торговле маркетплейсы и их продавцы не платят НДС. Кроме того, по словам чиновника, стоимость 99,8% всех отправлений в рамках такого канала торговли не превышает порог беспошлинного ввоза в 200 евро. Соответственно с большей части товаров трансграничной электронной торговли не уплачиваются ни налоговые, ни таможенные платежи. Очень похоже на то, что Минфин предлагает эту вольницу прикрыть и первым делом обязать маркетплейсы взимать с покупателей НДС за привезённые из-за границы товары.
Просмотров: 7506