Марш Навроцкого

После президентских кампаний в Румынии и Молдавии Брюссель то ли расслабился, то ли слишком поверил в себя. А иначе как объяснить, что на выборах в Польше главой государства стал евроскептик? Пусть с минимальным перевесом, но народ сделал президентом республики руководителя Института национальной памяти Кароля Навроцкого. Теперь самое время освежить национальную память в России.

Польские выборы, пожалуй, оказались подраматичнее, чем в упомянутой Румынии. В первом туре Навроцкий менее 2% уступил своему главному оппоненту Тшасковскому, заручился поддержкой правого политика Славомира Ментцена и во втором туре обогнал Тшасковского на всё ту же величину – разрыв снова оказался менее 2%. Удивительно, однако евробюрократия согласилась с таким выбором поляков и не стала манипулировать результатами голосования.

Эксперты трактуют викторию Навроцкого вполне однозначно, обещая Варшаве рост напряжённости в отношениях с ЕС, а Киеву – ухудшение отношений с соседом. Последнее определённо воспоследует: начальствование Навроцкого в Институте национальной памяти к этому просто обязывает. Равно как и позиция Навроцкого-политика, отказывающего Украине в праве вступления в ЕC из-за того, что та не берёт на себя ответственность за Волынскую резню.

И разве не порадоваться, что одно из крупнейших государств Европы теперь возглавляется человеком, чьи взгляды до степени смешения схожи со взглядами какого-нибудь патриотически настроенного российского общественного деятеля? Да вот только есть в биографии Навроцкого такая строчка, как возбуждённое на него в РФ уголовное дело за снос советских памятников в Польше.

35 лет прошло с тех пор, как оставил пост польского руководителя Войцех Ярузельский, выстроивший с Советским Союзом ровные, без истерик отношения. 35 лет, как к власти в республике один за одним приходят политики, которым это и в голову-то не приходит. И нет основания считать, что Навроцкий станет исключением из этого ряда. Также отсутствуют и основания полагать, что за ним придёт тот, кто осмелится назвать себя другом России.

Но ведь был Ярузельский, не приснился. Были его слова о сердечной приязни к русским. Никто в польском политикуме их в здравом уме уже не произнесёт – нет на это общественного запроса. Зато есть желание стигматизировать любое, даже самое робкое, проявление «пророссийскости». Кончились ярузельские.

Всеволод Истомин

10.06.2025 17:00

Просмотров: 2082