Кто проверит орловского прокурора Полуэктова?

Полуздравие

Наверное, всем известно, что главный орган, призванный следить за соблюдением законности – это прокуратура. Её функции крайне разнообразны. Это и прокурорский надзор, и уголовное преследование, и координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, и участие в рассмотрении дел в судах… В Орловской области в ведомстве Ивана Васильевича Полуэктова, похоже, уже не просто будет восстановить необходимый функционал.

Но основное это всё-таки контроль за соблюдением законов. А что делать, если сама прокуратура вдруг начинает регулярно нарушать действующее законодательство, финансовую и хозяйственную дисциплину, то есть осуществлять те самые действия, за которые она призвана привлекать к ответственности отдельных граждан и юридических лиц?

Тайна «дачи Скуратова»

В Орловской области есть немало легендарных и интересных мест. Одним из них является так называемая дача Скуратова, о которой только ленивый журналист не писал в конце 90-х. На самом деле это современный особняк площадью примерно 500 квадратных метров, который был построен на территории нацио­нального парка «Орловское полесье». Строился он при самой деятельной поддержке тогдашнего управделами Генеральной прокуратуры Назира Хапсирокова и на деньги этой самой прокуратуры. Хапсироков был тогда человеком всесильным, и именно ему принадлежит крылатая фраза: «Я, конечно, в Генпрокуратуре не первое лицо, но и не второе…» Поэтому проблем с финансированием строительства, выбором и закупкой мебели, посуды, постельного белья производства хороших фирм не было.

Поскольку этот особняк находился в непосредственной близости от другого строения – «Домика лесника», который в 1998–2009 годах служил для приёма высокопоставленных гостей (в нём бывали и президент, и министры, и олигархи), молва связала строение с именем генерального прокурора конца 90-х Юрия Скуратова. На самом же деле задумывался дом как гостевая резиденция Генпрокуратуры, но был передан прокуратуре Орловской области. Именно там потом отдыхали высокопоставленные гости, да и хозяева пожить пару деньков на свежем воздухе в обстановке современного комфорта не отказывались.

С приходом на Орловщину Ивана Васильевича Полуэктова (он возглавил областную прокуратуру 29 октября 2011 года) статус представительского особняка изменился на «спортивно-оздоровительный комплекс». Но это отнюдь не значило, что рядовые сотрудники прокуратуры и местные жители стали приезжать сюда, чтобы заняться спортом и оздоровиться.

«Оздоравливаются» в особняке совсем другие люди. В распоряжении редакции имеется копия письма, оформленного от лица бывшего начальника отдела материально-технического снабжения прокуратуры Орловской области Владимира Матяшова (он проработал в ней с 1987 по 2015 год), которое адресовано генеральному прокурору России Ю.Я. Чайке. Если довериться версии событий, указанных в заявлении, то выходит, что «в 2012, 2013, 2014 годах по указанию прокурора Орловской области Полуэктова И.В. сотрудникам прокуратуры области выплачивалась материальная помощь (разовая выплата) в виде оклада плюс классный чин, которые сотрудники прокуратуры отдавали старшему помощнику прокуратуры области по кадрам Блынской Юлии Александровне для затрат по организации проведения приёмов, банкетов, а также для встречи и угощения родственников Полуэктова И.В., его друзей в спортивно-оздоровительном комплексе посёлка Радовище Хотынецкого района Орловской области». Деньги (примерно от 10 до 30 тыс. рублей) могли тратиться на приобретение спиртных напитков, продуктов питания… Причём сотрудникам прокуратуры руководство, видимо, не оставляло большого выбора. Текст заявления генпрокурору РФ изобилует подробностями: собранные у сотрудников деньги хранились, по-видимому, в служебном сейфе вместе с «отчётами в виде чеков на приобретённые продукты и спиртное».

На самом деле «спорткомплекс» – это роскошный коттедж, в котором есть четыре гостиничных номера, в том числе люкс и полулюкс, ресторан (именуемый «обеденным залом») и сауна. Чтобы создать видимость спортивного назначения, близ дома была обустроена волейбольная площадка, а также закупался спортинвентарь. А каким «спортом» занимались там областной прокурор, его родственники и гости, выяснять придётся скорее всего следователям, благо следствие у прокуратуры всё-таки изъяли. Хотя употребление купленных за счёт поборов с сотрудников спиртных напитков в России тоже иногда считалось спортом. Только вот достижения в этом виде в последние годы измерялись не голами, очками и секундами, а солидными сроками лишения свободы…

Кому задолжал Иван Васильевич?

Вообще-то к роскошному образу жизни за государственный счёт Ивану Васильевичу Полуэктову не привыкать. Объективно его перемещение в Орёл из Ставрополя в 2011 году было серьёзным понижением в должности. Просачивались и некоторые версии опалы. Кто-то вспоминал о грандиозном праздновании юбилея в ресторане «Мцыри» в центре Ставрополя, о «костюме Грозного-царя, царского посоха, шапке Мономаха» и репетициях шоу в рабочее время. Другие рассказывали о неких «подарках» со множеством нулей, а третьи – о том, как строилась работа ставропольской прокуратуры в конце нулевых. Но факт остаётся фактом: Полуэктов оказался в Орле.

Ставропольской роскоши тут, конечно, нет, но местные ресурсы используются по максимуму. Например, областному прокурору положено иметь один автомобиль с водителем. Но у Полуэктова их, видимо, целых два: Toyota Camry с престижным госномером а001аа 57 и Mitsubisi Pajero с номером о001ро 57.

Всем известно, как жёстко сегодня карается нецелевое использование бюджетных средств. Но «лишний» персональный автомобиль с водителем могут быть ещё цветочками. Бывший начальник отдела материально-технического обеспечения орловской прокуратуры Владимир Матяшов в письме генеральному прокурору РФ рассказывает о вещах куда более серьёзных. Строители из МПМК-3 «Орёл­агропромстрой» в 2011 году провели капитальный ремонт второго этажа областной прокуратуры. Смету (более 1 млн рублей) утвердил лично прокурор. Генпрокуратура проверила её и выделила деньги. А вот дальше эти деньги, похоже, отправились не по адресу. Если доверять изложенным в заявлении фактам, то: «Денежные средства в сумме более 1 млн рублей, предназначенные для расчёта с МПМК-3, были потрачены совершенно на другие цели – на ремонт в 2012 году помещения прокуратуры Заводского района. В связи с этим с 2012 года по настоящее время имеется дебиторская задолженность прокуратуры Орловской области перед МПМК-3 «Орёлагропромстрой» на сумму более 1 млн рублей».

Выходит, что прокурор области мог просто «кинуть» подрядную организацию, не компенсировав ей зарплату, приобретение стройматериалов и так далее? Неужто он потратил предназначенные для неё деньги из федерального бюджета на другие цели?

В другом случае, если довериться заявлению на имя генпрокурора, 17 апреля 2015 года прокуратура заключила договор № ДБ-4/2015 с Российским энергетическим агентством на право безвозмездного использования помещений, являющихся федеральной собственностью, но с условием, что «прокуратура Орловской области в лице Полуэктова Ивана Васильевича» с 2 марта 2015 года должна была оплачивать коммунальные платежи, эксплуатационные расходы и административно-хозяйственные услуги. Но, похоже, оплаты до сентября 2015-го так и не было, долг тогда поднимался до 300 тыс. рублей, набирая каждый месяц ещё по 62 тысячи. Что делают с неплательщиками? Выселяют. А попробуй высели прокуратуру!

Автор письма в Генпрокуратуру проработал в ведомстве 28 лет, и ему наверняка известно, что часто прокурорское ведомство, проверяя «своих», оргвыводов не делает. Видимо, по этой причине он отправил его копию в другой адрес – на имя председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина…

По материалам СМИ

Булат Поройков

25.07.2016 08:47

Просмотров: 11844