Красноярский долгострой попытаются достроить с помощью китайцев

Подземка-фантом

«Наша Версия» продолжает серию публикаций о строительстве метро в российских регионах. Об омском метрополитене, который состоит всего из одной станции, мы рассказали в № 13 от 7 апреля 2025 г. Сегодня речь пойдёт о красноярском метро, которое в результате последнего перепроектирования превратилось в подземный трамвай.

На днях появилась новость о том, что сроки ввода первой линии могут быть перенесены с 2026 на 2027 год. С учётом предыдущих печальных и даже скандальных эпизодов истории красноярской подземки выглядит она тревожно.

Первая попытка построить в Красноярске метро предпринималась с 1995 по 2010 год. Проект был довольно амбициозным. Он предполагал строительство нескольких станций на глубине около 70 метров. Специалисты объясняли, что так глубоко приходится копать, чтобы подземка оказалась ниже водоносных слоёв грунта. Глубиной объяснялся и низкий темп строительства, и дороговизна объекта. В ценах 1991 года первая ветка красноярского метро, соединяющая пять станций, оценивалась в 649 млн рублей. Её предполагалось запустить к 2005 году.

С финансированием проблемы возникли почти сразу. Нужных сумм не находилось то в региональном, то в федеральном бюджете. А смета между тем росла и росла. В 2011 году мэрия города утверждала, что на продолжение строительства нужно тратить по 12 млрд в год. При таком финансировании якобы можно за четыре года запустить первую очередь метро на три станции. Сумма в ту пору выглядела неподъёмной, а метро на три станции – мало кому нужным. Так что местные власти решили законсервировать стройку, смирившись с тем, что на поддержание недостроя в безопасном состоянии придётся тратить по 700 тыс. рублей ежемесячно в ценах того времени.

Результаты проделанной работы выглядели так: к станции «Вокзальная» была пробита вертикальная шахта глубиной 69,2 метра, к станции «Площадь Революции» – глубиной 71,4 метра. От котлована станции мелкого заложения «Высотная» проложено более 2 километров тоннелей. Консервация недостроенных станций предполагала, что их котлованы засыпят песком, а сверху устроят автопарковки. Горизонтальные тоннели консервировать не стали. Это дорого, сложно и не нужно, объясняли местные чиновники.

Подрядчиком той бесславно закончившейся стройки выступало АО «Бамтоннельстрой».

Афера с проектом

В 2018 году за реанимацию проекта метро в Красноярске взялась команда занявшего тогда губернаторский пост Александра Усса. Областные власти заключили контракт на корректировку проекта первой линии метро с компанией «КрасноярскТИСИЗ», которой в то время владел бывший префект Северного округа Москвы Олег Митволь. Стоимость подряда составила почти 1 млрд рублей.

Местные СМИ так описывали подноготную той истории. Якобы в 2018 году в Красноярск прилетал тогдашний министр природных ресурсов Сергей Донской вместе с делегацией своего ведомства (деньги на проект из федерального бюджета выделялись в рамках нацпроекта «Экология»). В группу входил и Олег Митволь, который по какой-то случайности за несколько недель до этого купил акции «КрасноярскТИСИЗ» (эта компания привлекалась к проектированию метро ещё в 80-е). Митволь присутствовал на совещаниях по поводу строительства метро, а вскоре его компания выиграла контракт на корректировку проекта. Подрядчик должен был пробурить 642 скважины и провести изыскательские работы. Правда, часть работ была передана на субподряд московскому ООО «Консалтинговый центр «Бизнес–информ–анализ», которому полагалось 432 млн рублей. Вскоре «КрасноярскТИСИЗ» отчитался об успешно выполненном контракте, министерство транспорта приняло работы, и компания получила бюджетные деньги. Новый проект предполагал, что метро будут строить уже не так глубоко. Станции планировалось заглублять всего на 16–22 метра.

В 2022 году выяснилось, что корректировка проекта превратилась в аферу. Подрядчик пробурил всего 200 скважин, а потом взял старые изыскания и выдал их за свою работу. Олег Митволь был снят с рейса на Дубай и отправлен в СИЗО Красноярска, где во всём признался и сдал подельников – местного министра транспорта Константина Димитрова, председателя краевого правительства Юрия Лапшина и ещё одного транспортного чиновника – Константина Мандрова. Олег Митволь и Константин Димитров начали «мотать сроки» по этому делу в 2023 году (первый получил четыре с половиной года, второй – три года и два месяца). Приговоры Юрию Лапшину и Константину Мандрову были оглашены в марте 2025 года. Первый получил три года и шесть месяцев общего режима, второй – 10 лет строгого режима. Повлияла ли история с метро на то, что в 2023 году Александр Усс решил подать в отставку с губернаторского поста, остаётся только гадать.

Новое и старое

Теперь бурную деятельность по строительству метро ведёт команда губернатора Михаила Котюкова (одно время штабы по метро заседали в еженедельном режиме). Правда, ключевые детали ей достались в наследство от прежнего руководства. Что касается финансирования, то в 2022 году регион взял у федерального центра целевой бюджетный кредит на 89 млрд рублей, из которого уже выделен первый транш в 10 миллиардов. Тогда же были определены и подрядчики. Статус генподрядчика получило столичное АО «Моспроект-3». Основным субподрядчиком стала компания «Бамтоннельстрой-Мост» («БТС-Мост»). По сути, это уже известный по первому этапу строительства «Бамтоннельстрой», просто за это время компания успела войти в группу «Мост».

«Бамтоннельстрой-Мост» должен создать проект и выполнить первый этап строительных работ. К нему относятся снос зданий, подготовка территории к строительству и возведение первых шести станций, утверждает красноярская пресса. Изначально предполагалось, что компания сможет освоить на этих работах около 64 млрд рублей, а сдать объект планировалось 30 сентября 2026 года. Правда, вскоре выяснилось, что на эти деньги будет построено не полноценное метро, а пути для подземного трамвая. То есть пять трамвайных станций и пути между ними в центре города будут спрятаны под землю, потом к этой ветке присоединят уже наземные трамвайные пути, которые также ещё предстоит построить, но уже на другие деньги.

В мае 2023 года «БТС-Мост» начал расчищать в Красноярске площадки для строительства. Но уже к концу года рабочих стали распускать в отпуска, не выплатив вовремя зарплату. СМИ объясняли, что работа застопорилась из-за разногласий между «Моспроект-3» и «БТС-Мост». Будто бы компании не решили, кто именно должен оформлять разрешительную документацию. В начале 2024 года стало известно об изменениях в проекте. Губернатор Михаил Котюков публично высказался за то, чтобы задействовать уже построенные в 90-х тоннели в строящейся системе метротрама. Сообщалось, что инженеры прорабатывают вопрос, но вылилась ли эта работа в согласованные на всех уровнях проектные решения – толком неясно.

Заметно работы оживились только в 2024–2025 годах. Сейчас проходку тоннелей ведут два комплекса. Ещё два готовятся приступить к работе. Но, вероятно, задействованных подрядчиком мощностей не хватает, чтобы завершить проект в разумные сроки. На днях появились две новости. В одной говорится, что строители тоннелей могут не уложиться в срок до конца 2026 года. В другой утверждается, что «Моспроект-3» заключил контракт с китайской госкорпорацией China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) на строительство метро в Красноярске. Некоторые детали позволяют предположить, что китайцы займутся как раз тем, чтобы присоединить к системе метротрама старые тоннели. Если так, то логично предположить, что смету нужно будет увеличить.

Дмитрий Игонин

03.06.2025 11:00

Просмотров: 2829