Как русские искали, от кого произошли

«Да, скифы мы!»

Пожалуй, сложно найти народ, который не гордился бы легендарными героями, возводя к ним своё происхождение. Итальянцы клянутся, что их прародителями были римляне, греки вспоминают про то, что современный мир обязан всем именно их античным пращурам, ну а про евреев и вовсе не стоит говорить. Вот и в России ещё много веков назад начались попытки отследить происхождение русских, которые привели к совершенно неожиданным результатам.

Вопросом «откуда есть пошла Земля Русская» задавался ещё Иван Грозный. Впрочем, проблема этногенеза волновала его вовсе не из научного интереса. Держава активно расширялась, присоединяя к себе окрестные земли. В связи с чем потребовалось найти подходящее для заграницы обоснование, с какой это стати ещё недавно незаметное на карте Московское государство прибрало к рукам Сибирское и Казанское ханства, а также претендует на прибалтийские земли. В результате Иван нашёл простой, но эффективный выход. Покорение Сибири объяснялось тем, что Рюриковичи-де происходят от самого Чингисхана, в связи с чем имеют законное право управлять прежними землями Золотой Орды.

Совсем иначе обстояло дело с экспансией на Запад. Здесь Грозный выстраивал иную легенду, провозгласив себя – ни много ни мало – потомком римских императоров. Для этого в «Степенной книге царского родословия», описывающей русскую историю с древнейших времён, сообщалось: самодержавие на Руси идёт от Рюрика, который, в свою очередь, был «племени Прусова». Прус же являлся братом римского кесаря Августа, при котором «бысть рождество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа».

Любопытно, что, по свидетельству английского посла Дж. Флетчера, сам Грозный при этом гордился, что его предки были не русские. А ещё любопытнее, что его историю о римской родне позже перевёл на себя первый представитель династии Романовых Михаил Фёдорович. В 1615 году из Москвы в Париж ушла грамота, в которой новый русский царь презентовал себя королю Людовику XIII: «С древних лет на великих государствах Российского царствия были великие государи прародители наши от рода Августа кесаря». Таким образом, выходило, что и русские – по крайней мере из числа приближённых к царю – также являются исконными римлянами.

Потомки Ноя

Понятно, что аристократия не отставала от государя, стараясь кичиться именитыми предками-иноземцами. Тем паче что выдумывать было не нужно: основателями многих видных родов действительно являлись ордынские мурзы и военачальники. Тем же, кому «не повезло», приходилось выдумывать. На фоне моды на всё татарское один из бояр Вельяминовых взял прозвище Аксак (хромой), подражая чуть ли не самому «железному хромцу» Тимуру. В итоге кличка превратилась в фамилию, положив начало роду Аксаковых.

Тем временем народ тоже не хотел быть шит лыком. Сперва по Новгороду, а затем и по прочим землям Русского государства начали ходить рукописные хроники – «Повесть о Мосохе» и «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Согласно им, славяне являются прямыми потомками Мосоха – внука ветхозаветного Ноя. Мол, после Вавилонского столпотворения он пришёл на территорию Руси и назвал в свою честь реку Москву. Потому, поясняла хроника, русы являются самым древним и славным среди земных племён. Они покорили даже Египет и Иерусалим, после чего Александр Македонский выдал славянам грамоту о праве владения землёй от Балтийского моря до Каспийского.

В итоге «Сказание о Словене», как полностью отвечающее государственной политике, было включено в Патриарший свод – официальную летопись русской истории. Тем временем европейские учёные тщетно пытались отыскать в архивах грамоту Македонского. При этом цель, судя по всему, заключалась не в том, чтобы установить истину, а чтобы уничтожить документ, ведь из него следовало, что именно православные славяне являются творцами европейской истории. О том, насколько серьёзно в Западной Европе подходили к этому вопросу, свидетельствует такой факт: дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн приехал на Дон, чтобы отыскать в развалинах древнего Танаиса грамоту Александра. Её он, конечно, не нашёл, зато откопал кости ископаемого мамонта. После чего пришёл в ужас: это, должно быть, кости слонов из армии Македонского. Получается, легенда не врёт?

Скифское наследие

В XVIII веке гордость личная начала превращаться в гордость общенациональную. Дело оставалось за малым – рассказать дворянству (крестьяне всё равно бы ничего не поняли, да и их самоощущение мало кого интересовало), кто они и откуда. Решить эту задачу взялся Филипп Генрих Дильтей. Выписанный из Вены профессор преподавал в Московском университете римское право и мировую историю. В 1763 году он издал «Первые основания универсальной истории, с сокращённою хронологией, в пользу обучающегося российского дворянства». По сути, это был первый в стране учебник истории, предназначенный для домашнего обучения дворянских недорослей, которым на французском и русском языках в вопросах и ответах представлялась картина происхождения России.

«Откуда взялись русские?» – задавался вопросом Дильтей. И тут же отвечал. Мол, общеизвестно, что произошли россы от древних скифов. Хотя, добавлял Дильтей, скифов как таковых не существовало вовсе – под этим общим названием подразумеваются разные «северные народы, которые в разные времена наполняли всю прочую Европу и великую часть Азиатических народов». «Отечество тех, которые были названы Скифами Европейскими, надлежит собственно полагать в обширном пространстве России», – заключает автор.

Далее Дильтей описывал многочисленные походы скифов на Рим, Византию и Малую Азию. Непосредственно же Русь, согласно его версии, появилась после того, как некто Отин, «будучи выгнан из Азии Помпеем Великим за 60 лет прежде Р.Х., вошёл в Скифию, или в ту землю, которую называем ныне Россиею, себе оную покорил, и учинил там сына своего Боо царём». Также Дильтей писал о славянах, которых за их смелость не смел атаковать даже римский император Август. Последние, поясняет он, жили там, где ныне стоит Новгород, и уже тогда знали христианство, которое им проповедовал сам апостол Андрей.

Генетические связи

По нынешним временам изложенное Дильтеем повергло бы в шок любого школьного учителя. Взять хотя бы рассказ о том, что Америку, оказывается, открыли финикийцы и хананеяне, а царь Соломон отправлял туда за золотом свой флот. Однако если приглядеться внимательнее, то окажется, что часть изложенного Дильтеем, пусть и в иной форме, современная наука всё же подтверждает. Разве в III веке н.э. Рим не вёл войны с варварами, пришедшими из Причерноморья? Вёл, и ещё какие: «Скифы снова перешли Истр [Дунай] и разорили Фракию», – жаловался Сенат. Другой вопрос, что нынче считается: на самом деле то были не скифы, а готы, которых римляне просто неправильно называли. А упоминание про россов и славян есть ещё в Повести временных лет. Как бы то ни было, свою роль учебник выполнил. Прежде всего давал понимание, что русские – это не какой-то там новый народ, а, во-первых, ведущий своё начало ещё с эпохи Древнего Рима. Во-вторых, вписавший себя в историю и покоривший половину Европы. Ну и, наконец, получивший христианство из рук самого ученика Христа.

Однако, что самое интересное, утверждения Дильтея, долгое время считавшиеся фантазией автора, недавно получили неожиданное подтверждение. В начале сентября российские учёные представили результаты крупнейшего в истории науки генетического исследования скифов. После того как археологи достали из древних причерноморских курганов останки легендарных кочевников, державших в страхе Великую степь, генетики провели анализы их геномов, что позволило восстановить внешность скифов. Как оказалось, практически ничего от азиатов в них не было – наоборот, большинство скифов имели светлые или рыжие волосы, а также голубые глаза. Что ещё интереснее, обнаружилось генетическое сходство скифов с нынешним населением стран Северной Европы, Балтии и северо-запада России. То есть тех самых регионов, откуда, согласно преданиям, и пошла Русь, где появились её первые столицы – Старая Русса и Новгород. Вот уж действительно, вспоминая слова классика, «как причудливо тасуется колода…».

Аркадий Лютый

22.10.2025 16:00

Просмотров: 127