Как Россия незаметно для всех потеснила Китай в киберпространстве
Код против каски
Пушки на чипы
Россия больше не просто поставщик «железа» вроде танков и систем ПВО. Согласно данным Института исследований мировой экономики SIPRI, объёмы экспорта российского вооружения за рубеж падают несколько лет подряд: в 2023 году доля РФ на мировом рынке оружия сократилась до 11% (ещё в 2015-м было 24%). Причины очевидные — санкции, дефицит комплектующих, но главное — меняющийся спрос. Теперь выгоднее продать цифровые системы контроля, чем возиться с партиями тяжёлом техники.
Пока военное лобби занято новым танком «Армата», специалисты ИТ-сектора разрабатывают инфраструктуру в странах, которым нужен контроль за преступностью или населением, и у которых нет необходимых знаний для разработки таковых. Этот экспорт не числится в таможенной статистике, но имеет не меньший политический эффект.
Где нас ждут
На передовой — Латинская Америка, где Россия последовательно расширяет влияние через экспорт цифровых решений. Если раньше мы поставляли туда в основном танки, стрелковое оружие и системы ПВО, то сегодня акцент сместился. Одним из направлений сотрудничества стало участие российских компаний в создании цифровой инфраструктуры связи и гражданских сервисов. В 2021 году венесуэльская сторона объявила о совместной разработке защищённого мессенджера, а также цифровых платформ для туризма и обслуживания авиаперевозок. Система внедряется на базе национальной авиакомпании Conviasa и включает автоматизированное бронирование, онлайн-коммерцию и расчёты через цифровые каналы.
Кроме того, через российско-венесуэльский банк «Еврофинанс Моснарбанк» реализуются финансовые инструменты — в том числе платёжные платформы, которые позволяют обходить западные санкции. Подобные проекты идут в связке с соглашениями о сотрудничестве в сфере науки и технологий. В 2024 году Россия и Венесуэла подписали меморандумы о цифровизации образования, запуске совместных исследовательских программ и научной кооперации.
На Кубе также воплощаются в реальность совместные инициативы, в частности в сфере телекоммуникаций, модернизации систем связи и разработки цифровых сервисов. Подобная модель распространяется на африканские и центральноамериканские страны — прежде всего Никарагуа и Боливию, где Россия предлагает строительство дата-центров, создание платформ для госуслуг и поддержание цифрового суверенитета, особенно в условиях санкционного давления и нестабильности. Хотя такие проекты редко афишируются, они становятся новым каналом присутствия России в регионах, где раньше доминировал Китай.
Китай уходит в тень
Ранее Китай выступал ведущим игроком в экспорте технологий видеонаблюдения, цифрового контроля и сетевой инфраструктуры. Компании Huawei, ZTE и CEIEC активно внедряли системы слежения, включая камеры, сети 5G и ID‑карты, как, например, в Эквадоре, где была развернута система ECU 911 с 4 300 камерами и дронами. Однако теперь наблюдается резкое усиление киберприсутствия России в регионе. По данным аналитиков CEPA, отечественные компании активно поставляют системы SORM и инструменты анализа трафика, которые уже задействованы в Мексике, Колумбии, Аргентине, Уругвае, Перу, Бразилии, Коста‑Рике и Кубе. Согласно Jack D. Gordon Institute (FIU) и докладу Douglas Farah (ICAIE), русские также поставляют современное цифровое наблюдение в Венесуэлу, Никарагуа и Кубу, что усиливает влияние Москвы.
Почему страны стали выбирать Россию вместо Китая? Во первых, более гибкие условия сотрудничества: российские каналы поставки не навязывают жёстких контрактов. Во-вторых, отсутствие давления: китайские технологические проекты часто сопровождаются двусторонним политическим контролем, чего нет у российских предложений. Участие российских специалистов происходит вне госконтрактов, а не публичных госкорпораций. Например, в Никарагуа уходили китайские проекты — с акцентом на крупную инфраструктуру, но они часто тормозились, тогда как Россия закрепила своё присутствие через обучение местных силовиков, создание центра обработки данных (Cerro Mokoron) и интеграцию SORM‑3, обеспечив долгосрочный контроль инфраструктуры.
Обкатка технологий
Российские решения по цифровому наблюдению нацелены на обкатку в условиях, где местные режимы малочувствительны к общественным протестам и санкциям. Эти технологии тестируются в странах, где централизованный контроль практически не регулируется со стороны гражданского общества. Системы распознавания лиц, мониторинга интернет‑трафика, Deep Packet Inspection и SORM позволяют нарабатывать бесценный опыт тестирования различных инструментов наблюдения в «полевых условиях». Такие системы позволяют гражданам, которые «на карандаше» у властей, быть идентифицируемыми в реальном времени по SIM, сетевому трафику и другим данным.
Когда эти технологии «возвращаются назад», и возвращаются ли? По свидетельствам специалистов в области информационной безопасности, инструментарий, которым сегодня отслеживаются жители в Каракасе или Манагуа, завтра может быть адаптирован для и для России.
Код против каски
Таким образом очевидно, что Россия всё активнее закрепляется на внешних рынках не как поставщик тяжёлого вооружения, а как экспортер цифрового суверенитета. Этот тренд пока остаётся вне фокуса официальной внешнеэкономической статистики и не отслеживается агрегаторами вроде SIPRI, так как ему не нужны лицензии, не требуется вывоз железа и не оставляются прочие видимые западным аналитическим центрам «следы».
В отличие от поставок С-400 или штурмовиков, подобный экспорт не заметен ни спутникам, ни санкционным агрегаторам. Он не требует складов, перегрузок и экспортных деклараций. Это экспорт логики, а не оборудования — кода, а не касок. Влияние России в странах Латинской Америки и Африки становится не столько видимым, сколько встроенным: через интерфейсы наблюдения, централизованные дата-центры, инструменты идентификации. Их сложнее запретить, сложнее отключить, а главное — проще вернуть обратно, если они понадобятся дома.
Просмотров: 2089