Как оснащаются мошеннические кол-центры, и чему учат их сотрудников
Мальчики по вызовам
По данным Минцифры, в прошлом году телефонные мошенники обманули около 1 млн наших соотечественников. Да, это меньше, чем в 2024-м, когда жертвами аферистов стали 1,3 млн граждан, но цифра всё равно серьёзная. И эксперты уже предупреждают о том, что в наступившем году злоумышленники продолжат активно атаковать граждан России, придумывая новые схемы обмана. А разве может быть иначе, если вся индустрия телефонного мошенничества заточена на извлечение максимальной прибыли за минимальные сроки? Рассказываем, как устроена данная отрасль.
На Украине телефонное мошенничество стало если не одной из полноценных отраслей экономики, то весьма заметным явлением. Аферисты арендуют помещения, зачастую заселяясь в престижные бизнес-центры, закупают необходимое оборудование в товарных количествах, создают рабочие места, параллельно способствуя развитию хостелов, общепита, сервисов доставки. Нужно же нанимаемому криминалом персоналу где-то останавливаться на ночлег и покупать продукты.
Долгое время основной целью украинских мошеннических кол-центров (МКЦ) были граждане России, которым за год наносился ущерб, исчисляемый сотнями миллиардов рублей. Однако теперь всё чаще появляются сообщения о том, что аферисты атакуют население Евросоюза – от немцев и венгров до литовцев и эстонцев. В общем, всё по законам бизнеса, динамично развивающегося и агрессивно осваивающего новые рынки, но при этом не несущего серьёзных издержек. Да и откуда взяться последним?
Ничего лишнего, только бизнес
Как театр начинается с вешалки, так и мошеннический кол-центр начинается с входа в него. Доступ в офис жёстко регламентирован: например, персонал приходит строго в обозначенное время и небольшими группами, чтобы не привлекать внимания посторонних. Причём речь здесь о конкурирующих преступных группировках, которые контролируют другие МКЦ, а вовсе не о полиции – та относится к обманывающим россиян мошенникам более чем лояльно.
Само устройство мошеннических кол-центров нацелено на то, чтобы сотрудники трудились с наибольшей производительностью, будучи ограниченными от отвлекающих факторов. Офис МКЦ – сама лаконичность. Он обычно представляет собой опенспейс с рядами столов или рабочими пространствами, разделёнными перегородками. Сотрудникам предоставляются гарнитуры, ноутбуки или мониторы с системными блоками, доступ в интернет. Все рабочие места объединены в локальную сеть, но без сложной иерархии. То есть каждый оператор заходит под своей учётной записью и имеет полный доступ к нужным инструментам, базам данных, программам. В общем, всё ради того, чтобы быстро связаться с жертвой, удержать её внимание и затем украсть деньги, недвижимость человека, а то и побудить его на совершение преступления.
Помещения МКЦ всегда оснащены камерами наблюдения – так руководство следит за порядком. Фиксируется всё, и если сотрудник допускает малейшую оплошность, то получает штраф. Система санкций в МКЦ охватывает самые разные проступки – опоздание, перекус или курение в неположенном месте, общение с коллегами на отвлечённые темы, отсутствие записи разговора с «клиентом» и проч. Однако материальными взысканиями дело может не ограничиваться: иногда к плохо выполняющему свои задачи сотруднику применяется физическая сила.
Но кое-какие развлечения работникам МКЦ доступны: они могут украсить своё рабочее место – скажем, свастикой или надписью «1488». И это не художественное преувеличение – такие изображения зафиксированы в мошенническом кол-центре, действовавшем в Бердянске до тех пор, пока город не был освобождён российскими войсками.
Станислав Кузнецов, зампред правления Сбера в интервью «РИА Новости»
Станислав Кузнецов, зампред правления Сбера в интервью «РИА Новости»
– Телефонные мошенники – это уже мировая проблема. А что касается украинских кол-центров, то они стали ориентироваться в том числе на другие направления «работы». Мы на фоне предпринимаемых в стране мер противодействия в этом году видим существенный переток телефонных звонков уже в сторону других государств. Телефонные звонки с украинских кол-центров совершаются более чем в 20 стран Европы и СНГ – в некоторые дни до 2 млн звонков. Преступная сеть вербовала своих сотрудников из Чехии, Латвии, Литвы и других стран и доставляла их в свои кол-центры в Днепре, Ивано-Франковске и Киеве для мошенничества. Там они выполняли различные роли в преступной организации – от совершения звонков и подделки официальных документов из полиции и банков до сбора наличных денег у своих жертв. Мы видим рост звонков в Прибалтике, в Казахстане, в Польше, Израиле, в ряде других стран. И из этих государств Украина привлекает на «работу» носителей языка. Меры, которые предпринимаются властями этих стран, недостаточны. У них нет опыта. В текущей ситуации, когда киберпреступность и мошенничество не имеют границ, невозможно не сотрудничать, невозможно не объединять усилия, в том числе и по обмену информацией о мошенниках.
Связь без границ и вне закона
Декорация: кабинет лжесотрудника ФСБ
Главное в МКЦ – это, конечно, телефония. Причём звонки совершаются злоумышленниками не по обычным линиям, а через интернет. Это даёт возможность выбирать номера с кодами разных стран, а заодно распределять нагрузку между серверами. Для собеседника же аферистов на другом конце провода такой звонок выглядит как обычный входящий вызов, не имеющий явных признаков подмены.
Чтобы защитить информацию и скрыть следы, мошенники используют шифрование данных и специальные средства анонимного подключения к сети. Это позволяет работать с внешними сервисами, не раскрывая реального местоположения офиса. Большая часть применяемых в МКЦ программ – пиратская, бесплатная или условно бесплатная, что, безусловно, снижает расходы и упрощает развёртывание новых рабочих мест.
Помимо голосовой связи сотрудники мошеннических кол-центров активно используют для обмана людей текстовые сообщения и мессенджеры. Подобным образом аферисты отправляют жертвам инструкции, ссылки, документы, в том числе поддельные удостоверения, продолжая диалог уже после звонка. До того как в России стали блокировать мессенджеры, в ходу у мошенников были и видеозвонки «клиентам», в том числе обставленные как обращение офицера какой-нибудь спецслужбы. С обязательным портретом президента и прочими вызывающими доверие изображениями за спиной.
Цифровое досье на каждого
Вся работа в МКЦ строится вокруг единой внутренней системы управления, или Customer Relationship Management (CRM). Законопослушному бизнесу CRM служит как набор инструментов для взаимоотношения с клиентами, помогающий автоматизировать и оптимизировать процессы продаж или оказания услуг. А вот у мошенников данная система является своего рода электронной картотекой, где на каждого человека заводится профиль. Туда заносят ФИО, возраст, телефон, адрес места жительства и любые другие детали, которые удалось выяснить о потенциальной жертве. Также CRM позволяет отмечать исход каждого звонка: удалось ли связаться с «клиентом», был ли разговор успешным для мошенников, стоит ли перезвонить позже.
Схема «работы» выглядит так: сначала с жертвой связывается «звонарь», оператор первой линии (её называют «холодка»). Этот сотрудник старается установить диалог с собеседником, собрать или уточнить необходимую информацию о депозитах, картах, совершённых операциях и занести полученные данные в CRM. Затем контакт передаётся дальше, на вторую линию – более опытным работникам МКЦ, которых ещё называют «клоузерами». Они продолжают общение с жертвой и «закрывают клиента», убеждая того перевести сбережения на безопасный счёт, взять кредит, продать недвижимость и так далее. Кстати, жертву в среде мошенников зачастую принято называть «мамонтом». С понятным отсылом к известной присказке «Лох не мамонт, он не вымрет».
Так в МКЦ и формируется конвейер по добыче «мамонтов»: один человек звонит, второй обрабатывает, доводя дело до желаемого аферистами исхода. При этом все шаги злоумышленников фиксируются, чтобы ни одна деталь не потерялась и далее, может быть, оказалась полезной для следующей «разводки».
Управление и контроль
Работа в МКЦ чуть ли не работа мечты для украинской молодёжи. Оплата – выше рынка, по-своему интересная, при этом не подразумевающая каких-либо уголовных рисков. Сотрудничество Москвы и Киева по правоохранительной линии прервалось после политических событий 2014 года на Украине. Соответственно тогда наша полиция и потеряла возможность привлечь гражданина соседней страны по статье о мошенничестве.
Вакансии в МКЦ обычно размещаются на популярных украинских сайтах, посвящённых трудоустройству. Заинтересованный соискатель связывается по указанным там контактам с «HR-менеджером», задача которого – проверить кандидата. В том числе и предварительно встретившись с ним на нейтральной территории. Если потенциальный сотрудник успешно проходит все положенные процедуры, его берут на работу, но сразу на телефон не сажают.
Сперва новички проходят необходимое обучение. Часто – у более опытного коллеги-«приятеля», или бадди, что вообще является довольно распространённой практикой в корпоративной культуре. Начинающим сотрудникам объясняют, как вести разговор, какие вопросы задавать, как реагировать на возражения недоверчивого собеседника. Для каждой ситуации заготовлен сценарий, или «скрипт», который можно быстро подстраивать под общение с вероятной жертвой. При этом сотрудники МКЦ отрабатывают не только содержание беседы, но и подачу: темп речи, паузы, уверенность в голосе. Операторов учат быть вежливыми, но при этом настойчивыми, убедительными и находчивыми, не давая «клиенту» соскочить с крючка.
Расследование «Кол-центр «Бердянск». Телефонные мошенники и схемы обмана»
Бывает и так, что оператора первой линии отправляют на «повышение квалификации». Это случается, если руководство понимает, что сотрудник не слишком успешно выполняет свои функции – то есть недостаточно успешно обманывает людей. Тогда его отправляют на психологические тренинги и снова учат, как нужно общаться с потенциальными жертвами.
Вообще, «старшие» в мошеннических кол-центрах всегда видят всю картину в реальном времени и по мере необходимости вносят коррективы в работу МКЦ и его персонала. В частности, с помощью технических средств «старшие» могут отслеживать количество звонков, их продолжительность и результаты, а через внутренние чаты раздавать сотрудникам задания, уточнения, новые инструкции.
Такая организация позволяет любому МКЦ работать как единый организм: быстро масштабироваться, оперативно подключать новых работников к аферам, внедрять дополнительные сценарии и схемы обмана. И здесь снова будет уместно напомнить о том, что таким злоумышленникам можно вполне успешно противостоять. Что для этого нужно? Владеть основами цифровой грамотности и никогда не действовать по указанию незнакомцев.
Кстати
Российское правительство приступило к формированию оперативного штаба по противодействию интернет-мошенничеству. В структуру войдут представители ключевых федеральных ведомств, Центробанка, кредитных организаций, операторов связи, цифровых платформ. По словам вице-премьера – руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко, «основными задачами штаба станут выявление новых мошеннических схем, сбор эффективных мер противодействия и ведение единой базы таких мер; на его площадке также будут вырабатываться предложения по изменению законодательства для усиления защиты граждан от кибермошенников».