Как Центробанк разжигает конфликты на ровном месте

Драка из-за денег

Что-то зачастил Центробанк с двусмысленными прожектами, будоражащими и без того нервных россиян: то предлагает дизайн обновлённых купюр с православными храмами, но без крестов, то Соловецкий монастырь на 500-рублёвке норовит заменить небоскрёбами Грозного или Эльбрусом. Чего добиваются, сея раскол и нервируя народ почём зря?

Ведомство Эльвиры Набиуллиной 1 октября запустило голосование в интернете – что бы такое изобразить на обновлённой 500-руб­лёвой купюре. Отчего Центробанку вдруг приспичило менять Петра Великого и морской вокзал в Архангельске вкупе с монастырём на Соловках виды Пятигорска и Северного Кавказа, внятно не объясняют. То есть решение у Набиуллиной приняли совершенно волюнтаристски, но, дабы создать иллюзию «народного выбора», запустили голосование в интернете. И понеслось! То Эльбрус вперёд вырвется, то небоскрёбы Грозного. И тут вдруг выходит представитель Центробанка и поясняет, мол, может статься, что на купюру нанесут и один рисунок, и другой – только поменьше. Но со стороны происходящее тем не менее выглядит максимально провокационно, как будто кто-то специально попытался стравить одних россиян с другими. А ведь в прошлом году уже был похожий скандал – с видами Приволжского федерального округа. Показалось мало? К чему Банк России целенаправленно наступает на одни и те же грабли?

Кто достоин быть на деньгах?

На поздних купюрах советского времени, которые многие помнят, с дизайном особенно не мудрили – Кремль и Ленин. Тем не менее даже в те времена находились недовольные, требовавшие изменить дизайн. «Уберите Ленина с денег!» – убеждал поэт Андрей Вознесенский. «Понимаю, что деньги – мера человеческого труда. Но, товарищи, сколько мерзкого прилипает к ним иногда. Я видал, как подлец мусолил по Владимиру Ильичу. Пальцы ползали малосольные по лицу его, по лицу!» С денег Ленина не убрали, справедливо рассудив, что именно изображение вождя мирового пролетариата – то бесспорное, что объединяет разномастный советский народ. Есть ощущение, что и сегодня было бы уместным поступить точно так же.

В ходу у нас купюры номиналом по 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Всего девять образцов. Дело за малым – определить и выбрать столько же персонажей. Не вызывающих отторжения. А ещё лучше – объединяющих наш народ. Говорите, нет таких? А давайте попробуем? Политиков и администраторов сразу же отметаем. Государей и советских генсеков – тоже. Юрий Гагарин годится? Безусловно! А Пушкин? Ни малейших сомнений. Пётр Ильич Чайковский? Годится, безусловный классик, прославившийся на весь мир. Менделеев? Дальше можно импровизировать: кому-то ближе Курчатов, кому-то – академик Королёв. Кому-то – Туполев, кому-то – Ландау. Или Капица. Классики литературы, композиторы, художники – талантов земля российская всегда рождала в изобилии. Так неужто не подберём на купюры девятерых достойных россиян? А ещё был генералиссимус Суворов, напомним, не проигравший ни одного сражения. И маршал Великой Победы Георгий Жуков.

Но есть и другой путь – его-то, похоже, и выбрали в Центробанке. В стране 89 субъектов Федерации. А купюр – всего девять. Как выбрать, какой регион помещать на купюры, а какой – нет? И почему Грозный, а не Магас, например? Почему мечеть, а не дацан или синагога? Есть, правда, выход, о нём неоднократно упоминали знатоки бонистики – изготовить по нескольку вариантов купюр одного и того же номинала. Пользуемся же мы двумя разными 500-рублёвками (многие даже это не подозревают), с парусником на оборотной стороне, там, где монастырь, и без оного. Кстати, изначально 500-рублёвки печатали с соловецкими церквями без куполов с крестами, но с четырёхскатными крышами. И никого это не коробило, как-то значения не придавали. Лишь в последнем варианте дизайна появились отреставрированные в 80-х годах купола с крестами. У нас в ходу три разные сторублёвки – обычная, с квадригой на Большом театре, новая, с курантами на Спасской башне Кремля, и «крымская», с памятником затонувшим кораблям в Севастополе и «Ласточкиным гнездом» (специалисты указывают, что есть ещё две купюры, с вратарём Львом Яшиным и мальчиком с мячом и со сноубордистом). Так вот, можно и другие купюры печатать в нескольких вариантах, уместив там и Волгу с Доном, и Салгир с Тереком. И никому не будет обидно.

Вообще непонятно, почему менять дизайн купюр начали именно с недавно доработанной 500-рублёвки. А не со скандалёзной традиционной сторублёвки, на которую обыватели, по всей видимости, не обращают никакого внимания. Приглядитесь-ка, кто там на портике Большого управляет квадригой? Полуобнажённого Аполлона увидели? А теперь возьмите увеличительное стекло и приглядитесь – если, конечно, вам уже исполнилось 18 лет. Соль в том, что во время реставрации Большого в 2011 году половые органы античного бога, считающегося олицетворением мужской красоты, от греха подальше прикрыли фиговым листком. А на сторублёвой купюре всё осталось как было. Несколько лет назад депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков, разглядев, как видно, все живописные подробности, написал письмо Набиуллиной и потребовал либо маркировать банкноты значком «18+», либо – нет, не надеть на Аполлона трусы – заменить его изображение, например, видами Севастополя. Так и написал – в соответствии с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Как «разгоняли» конфликт

Всё же напомним, что там было с тысячерублёвой купюрой и Приволжским федеральным округом в прошлом году. Тоже голосовали в интернете – и в лидеры выбился дизайн с уфимским памятником Салавату Юлаеву. Альтернатива – изображение судна на подводных крыльях «Метеор», их строили в Татарстане, в Зеленодольске. Он в итоге и победил, хотя эти самые «Метеоры» давно не выпускают массово, как в СССР. Старые суда то и дело списывают в утиль, а новые как-то не строятся – «Метеор 120Р» проекта 03580, что называется, «не взлетел», построено всего четыре судна, ещё три достраивают на стапелях. Но и только. А советские «Метеоры» выпускали десятками штук ежегодно, не меньше четырёх сотен спустили на воду. Так вот, за Салавата Юлаева башкирские националисты устроили настоящую битву в интернете. С оскорблениями и угрозами в адрес соседей. Могло и до распрей в реале дойти, между прочим. И не сказать, что в Центробанке были не в курсе этой истории.

Виртуальную битву за небоскрёбы Грозного можно было бы не принимать всерьёз, когда бы не подключилась сетевая «тяжёлая артиллерия». О том, что в ходе голосования мог быть задействован административный ресурс, сообщил военкор Юрий Подоляка. «Руководство Чечни очень хочет видеть на оборотной стороне купюры комплекс зданий «Грозный-Сити», а потому ещё 4 октября публично призвало голосовать именно за этот вариант (по сути, перечеркнув принципы, заложенные в правиле общественного обсуждения)», – написал Подоляка в своём telegram-канале. Почём Подоляке знать, что там чеченское «руководство» «очень хочет видеть» – дело, как выяснилось, шестнадцатое, зато после его выступления часть блогеров в противовес Грозному призвала голосовать за гору Эльбрус «как символ всего Кавказа, а не его части». И это, по мнению Подоляки, было правильным решением, поскольку стало попыткой «защитить сам принцип общественного обсуждения, который, безусловно, правильный». И понеслось.

Мы не станем разбираться, кто провоцирует сетевые вой­ны и как следует поступать с провокаторами, а про Подоляку у нас этой весной выходил полосный текст, не хочется помогать ему набирать «подписоту». Но факт есть факт – в интернете началась очередная битва за деньги, и, похоже, не только за то, как они должны выглядеть. И, кстати, именно анонимные telegram-каналы в этот раз разгоняли истерику – во всяком случае, складывалось такое ощущение. Упражняются в информационных войнах, оттачивая мастерство? И что, так можно было?

Своей цели провокаторы, впрочем, достигли: 4 октября в «дискуссию» включился Рамзан Кадыров. Глава Чечни призвал выбрать «Грозный-Сити», ведь, по его мнению, это не просто комплекс зданий или деловой центр. «Почему именно «Грозный-Сити» должен занять место на новой российской банкноте? – поясняет Кадыров. – Ответ очевиден. Чеченская Республика – единственный регион в новейшей истории страны, где удалось полностью уничтожить международный терроризм, предотвратить распад России и вывести её на путь всестороннего укреп­ления. Именно здесь была одержана историческая победа, которая спасла единство государства». И на призыв Кадырова тут же откликнулся популярный блогер Владислав Поздняков: «Мы принимаем вызов!» Хотя никакого вызова, по сути, озвучено не было.

Как видно, достаточно одного щелчка пальцами, чтобы на ровном месте возник межрегиональный – назовём его так – конфликт с неясными пока последствиями. И не Кадыров с Поздняковым были его застрельщиками, и даже, пожалуй, не Подоляка. Не так ли, Эльвира Сахипзадовна?

Александра Матвейчук, общественный деятель

Александра Матвейчук, общественный деятель

– Сообщают, что Банк России закупил рекламу о голосовании за 500-рублёвые купюры. Это, конечно, сейчас задачи первой необходимости – выбрать достопримечательности Кавказа и потратить миллионы на печать новых банкнот. Я думаю, вы со мной согласитесь, что текущая пятисотенная не требует обновлений, а Россия ассоциируется с Петром Великим, Большим театром, балетом, оперой, Пушкиным, но никак не с «Грозный-Сити».

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

– Мутная история с очередной попыткой замены дизайна на купюрах всё больше похожа на специально спланированную провокацию и идеологическую диверсию. Для того чтобы это доказать, надо ответить лишь на один только вопрос: «Какая была необходимость вдруг менять изображения на купюрах?» Никакой острой необходимости объективно для этого не было. Тем более данный процесс для бюджета дорогостоящий и один раз эта тема уже вызвала массовое недовольство в обществе. Разумно было бы предположить, что негативная ситуация может повториться. Однако деятели Центробанка решили закрепить негативный опыт и даже усилить предыдущий «эффект». Но зачем?! А вот на этот вопрос есть, пожалуй, только один ответ: изначально всё задумывалось как провокация внутреннего конфликта. Вот это, граждане начальники, и есть пример классической раскачки внутриполитической ситуации и разжигание межнациональных конфликтов. Но самое опасное и отвратительное в этой ситуации заключается в том, что как раз на эту идеологическую диверсию адекватной реакции государства в лице наших правоохранителей и спецслужб не последовало.

Кто в ответе за скандал – поимённо?

Член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова небезосновательно (а пожалуй, и совершенно справедливо) назвала голосование, инспирированное Центробанком, «провокацией» и отметила, что в Госдуме уже начали выступать с инициативами о том, как положить всему этому конец. Глава думского комитета по делам ветеранов Ярослав Нилов написал письмо Набиуллиной: «Обсуждение вариантов изображений на банковских купюрах… зачастую приводят к довольно эмоциональным дискуссиям, недовольству граждан и общему росту социальной напряжённости». Нилов напомнил о скандале, когда православный храм (а ныне – действующий Музей истории государственности татарского народа) «был изображён без характерного православного символа на куполе» – без креста. «Для православных верующих такой подход оказался неприемлем и ожидаемо вызвал поток возмущения». Сюжет с «Грозным-Сити» на банкноте Нилов назвал «ожесточённым спором», отметив, что на фоне проходящей СВО и «общего мирового кризиса ценностей» «представляется обоснованным не создавать почву для разделения в российском обществе». Намного жёстче высказался лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, призвав «положить конец провокации, устроенной Центробанком». Миронов считает, написала Ахмедова, что надо заменить географические изображения на купюрах сценами Великой Отечественной войны. «И вообще, от изображений символов регионов на купюрах стоит отказаться совсем». Возможно, если по-другому – никак.

«Нашей Версии» удалось докопаться до истины, выясняя, кто же конкретно инспирировал голосование в интернете. Кто, так сказать, замутил эту муть. «Все символы, – отмечается на сайте Центробанка, – получили одобрение экспертов Консультативного совета по банкнотам». В этот консультативный совет входят 15 человек: Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. Антон Златопольский, первый зам гендиректора ВГТРК. Михаил Пиотровский, гендиректор Государственного Эрмитажа. Это известные в широких кругах, так сказать. А вот и остальные: Алексей Афанасьев, руководитель административного аппарата Московского архитектурного института; Вадим Дуда, гендиректор Российской государственной библиотеки; Владимир Клавихо-Телепнев, фотограф; Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России; Сергей Курасов, ректор Российского государственного художественно-промышленного университета; Алексей Левыкин, гендиректор Государственного исторического музея; Елизавета Лихачёва, искусствовед; Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ; Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств; Дмитрий Мордвинцев, профессор Строгановки; Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России; Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России. Знакомьтесь. Благодарите. Как видно, почтеннейшая публика, отмеченная выше, вопросами государственной безопасности по определению не задаётся. Все творческие люди, с соответствующими подходами, и среди них – ни одного специалиста, по роду службы понимающего что-то про ответственность и про последствия принимаемых решений. Поневоле затоскуешь о цензорах – в консультативном совете Центробанка, похоже, они тоже не помешали бы.

Есть такая догадка – скандальным голосованием Центробанк может прикрывать некую непопулярную инициативу, видимо, назревшую, но о которой нельзя сказать прямо из-за непредсказуемых последствий. То ли лишние нули с купюр снимать собираются, то ли что-то похожее учудить, но это, повторимся, всего лишь догадки. Но ощущение тревожное. Вот делимся им с вами, читателями. Уж не взыщите.

Руслан Горевой

12.10.2025 12:00

Просмотров: 50