Из чего сшита украинская энергетика

Дело тьма

За полгода 15 ракетных обстрелов и порядка двух десятков атак беспилотников. Но украинская энергетика пока удержалась. Как и кому удаётся обеспечить работу сетей?

Украинскую электрическую генерацию обеспечивает порядка сотни объектов – ТЭЦ, ГЭС, АЭС, ВЭС и прочие СЭС. Понятно, что ракетные удары не наносились по атомным станциям – греха не оберёшься. По солнечным и ветряным станциям тоже не били – стреляли либо по ТЭЦ, либо по распределительным узлам, чтобы разбалансировать единую энергосистему. Особенно вроде как целились по трансформаторам, стоящим на открытых распределительных устройствах. Заполненные маслом, они сильно горят, а тушить их сложно. Но есть версия, что могли быть и иные вводные. Это, сразу отметим, предположение.

Выбор цели

Дело в том, что многие украинские производители трансформаторов в последние несколько лет разорились. «Укрэнерго» предпочитало закупать оборудование у иностранных производителей, тем паче что сами иностранцы на это выдавали кредиты. Либо не закупать вообще. И вот накануне боевых действий в стране, по сути, осталось даже не два, а, образно говоря, полтора трансформаторных завода. Расчёт получается был верным – явно тонкое место в системе обеспечения критическим ресурсом. Одно производство, то, что скорее половинка – Запорожский трансформаторный завод, – если верить сообщениям в Сети, до сих пор принадлежит олигарху Константину Григоришину, у него, возможно, есть не только украинский паспорт, а сам Григоришин скрывается где-то за границей. А вот второе производство мало того, что полноценное, оно ещё и современное – построено в 2012-м. Называется ВИТ – трансформаторный завод на базе бывшего Всесоюзного института трансформаторостроения в подконтрольной Украине части Запорожской области. Так вот, принадлежал завод российской холдинговой компании «Электрозавод» до 2020 года. После собственником значится компания ERSO. Судачат, что и украинский бизнес в ней представлен – якобы в лице главы офиса президента Украины Андрея Ермака. Теперь если где-то на Украине горит трансформатор после ракетного попадания, чинить его или поставлять новый подрядят именно ВИТ.

А вот ещё странность. Обычно в сообщениях о повреждении энергетической инфраструктуры редко говорится о том, что пострадали региональные распределительные сети. Точнее, иногда они повреждаются – но обычно, по сухой статистике, те, которые принадлежат воротиле Игорю Коломойскому. Но таких раз-два и обчёлся. Порой прилетает по сетям, принадлежащим миллиардеру Ринату Ахметову и его ДТЭК (что неудивительно: как-то в 2014-м Ахметов смог остановить наступление ополчения ДНР на Мариуполь). И практически никогда – по сетям, подконтрольным частной энергетической компании VS Energy. Недавно её перерегистрировали, и теперь она именуется «ВС Энерджи». На эту компанию приходится треть всей украинской энергетической инфраструктуры.

Кто есть кто?

(скриншот: YouTube.com)

Прошлой осенью Владимир Зеленский ввёл санкции против собственников «ВС Энерджи» россиян Евгения Гинера и Михаила Воеводина. Судя по всему, он полагал, что санкции позволят ему национализировать 13 энергетических компаний, подконтрольных «ВС Энерджи». Но не тут-то было. То ли собственники оказались проворнее, то ли слухи о российских владельцах оказались раздутыми, но в списке конечных бенефициаров компании не оказалось ни Гинера, ни Воеводина, ни Александра Бабакова (которому украинские источники приписывают владение несколькими облэнерго). А, если довериться сообщениям в Сети, оказались французская гражданка Наталья Селиванова, латыш Виллис Дамбинс и гражданка Германии Марина Ярославская. Правда, после недолгих выяснений была озвучена версия, что Яро­славская – супруга Гинера, а Селиванова – гражданская жена Воеводина. А Дамбинс – её бизнес-партнёр. Таким образом, треть украинских энергетических сетей осталось в руках у прежних владельцев?

И украинские власти ничего не могут с этим поделать. Или не хотят пока по ней не пока не попадают ракеты?

В открытых источниках считают, что конечным собственником «Херсоноблэнерго», к примеру, выступал Александр Бабаков. Но в 2018-м предприятие акционировалось, и у кого там сегодня больше акций – поди разберись. Вот «Винницаоблэнерго» преобразовали из АО в акционерное товарищество – и разом «потерялись» все данные о бенефициарах.

Электрическая схема

Возможно, лично Зеленский и желал бы перераспределить энергетические сети, да только кто же ему даст? Украинская энергетика – одна из самых коррупционных отраслей экономики. Вот председатель Государственной инспекции энергетического надзора Украины Руслан Слободян сетует, что-де «полное восстановление украинской энергосистемы займёт годы». А «сейчас гарантировать бесперебойное энергоснабжение в стране просто невозможно». При этом повреждения инфраструктуры не критичны – в этом сходятся большинство экспертов. Так отчего же стонет Слободян? А оттого, разъясняет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, что Киев затевает комплексную модернизацию электроэнергетики за счёт Европы. И просит выделить деньги, а не оборудование. Смекаете, что к чему? Кажется, Слободян знает наверняка, что владельцы региональных сетей его не сдадут, а он с ними поделится – в соответствии с украинской традицией.

Да, кстати. Из Европы на Украину поставили множество небольших дизельных генераторов. У австрийских поршневых блоков мощность под 2,5 МВт. Заливается бетонная площадка, и собирается «Лего» из генераторов. Есть, правда, нюанс – солярка. Где её брать?

Олег Царёв, бывший украинский политик, экс-депутат Рады

Олег Царёв, бывший украинский политик, экс-депутат Рады

– Мне рассказывали, что Игорь Коломойский в ближнем кругу ругал российские ВКС, мол, площадь Кременчугского нефтеперегонного завода под 100 гектаров, а попасть по нему не могут. На самом деле не всё так просто. Площадь завода и вправду большая. Но, для того чтобы вывести завод из строя, надо попасть точно по перегонным колоннам или ёмкостям с нефтью или нефтепродуктами. Возможно, и с энергетическими сетями тоже возникают технические сложности.

Вот Коломойский, не такой гибкий, как российские собственники, за это и поплатился. Национализация КНПЗ была мягкой, по окончании военных действий Коломойскому обещали всё компенсировать. Но украинские власти жадные. В день захода новых хозяев на предприятие на счетах были деньги. Не намного меньше 100 млн долларов. Национализаторы быстро их с предприятия вывели и оприходовали. Теперь возбудили уголовные дела и конфискуют предприятие уже не в рамках мягкого закона о национализации, а в рамках уголовного дела. А с собственниками энергосетей так поступить не смогли – даже не подступились.

Руслан Горевой

11.04.2023 09:00

Просмотров: 3175