Депутаты придумали, кем закрыть кадровую дыру в школах

Учи, студент!

Российским школам не хватает учителей. Причин можно найти много. Но фактически борьба с кадровым голодом идёт так: снижается планка требований к профессионализму учителя. С 2020 года в школах разрешено преподавать старшекурсникам педвузов. Теперь появился законопроект, предполагающий допускать к работе в школах студентов непедагогических специальностей.

Идея принадлежит группе депутатов Госдумы из комитета по науке и высшему образованию. Предполагается, что студенты самых разных специальностей после окончания трёх курсов смогут работать учителями в школах. Есть пара условий: они должны «успешно» сдать экзамены в своих вузах и «успешно» освоить программу профпереподготовки «Образование и педагогические науки». В пояснительной записке к документу сказано, что такая мера направлена на снижение кадрового дефицита в школах. Также отмечается, что дополнительных расходов из бюджета не потребуется.

Удобные работники

Может показаться, что новая норма мало на что повлияет. По сути, директора школ получат право брать на работу студентов-заочников и при острой необходимости затыкать ими кадровые дыры. Станет ли такая практика массовой? Как знать.

Вспомним историю вопроса. С незапамятных времён учителями начальной школы работают студенты-заочники педвузов, которые успели окончить педучилища. Почему-то считалось и считается до сих пор, что с маленькими детьми могут работать наименее опытные специалисты. И ведь желающие находились, несмотря на минимальные зарплаты. Правда, нехватка учителей начальных классов всё же ощущается. Видимо, поэтому с 2023 года в начальной школе разрешили работать ученикам последних курсов педколледжей, если им исполнилось 18 лет.

С 2020 года законную возможность преподавать и в старших, и в младших классах получили студенты педвузов, независимо от того, есть ли у них диплом колледжа. И желающие снова нашлись. Осенью 2022 года Минпросвещения раскрыло такие цифры: в школы пошли работать 40 137 студентов (из них более 10 тыс. – студенты очной формы обучения, 27 тыс. заочников и более 2 тыс. – студенты очно-заочной формы). То есть работать стали не только заочники, но и ребята с дневного отделения! Мотивация может быть разной, но и про деньги не нужно забывать. Зарплата учителя даже без всех надбавок всё-таки во много раз больше, чем студенческая стипендия. И вроде бы всем хорошо: школы получили учителей, молодые люди – возможность поскорее начать получать зарплату, работая по выбранной профессии. А насколько хорошо школьники будут усваивать материал, который им преподают их почти что ровесники, ещё пойди разбери.

Но в целом тенденция не внушает оптимизма. Вместо того чтобы отбирать для работы учителями лучших из лучших, школы, наоборот, снижают планку требований к кандидатам.

Учитывая прежний опыт, можно предположить, что желающие работать в школах среди студентов других специальностей тоже найдутся. И директора школ брать их будут (управлять молодыми и неопытными проще и загрузить их разнообразной работой – от организации праздников до настройки оборудования – тоже проще). Изменится ли в связи с этим что-то в школах?

Какие стоит ждать плюсы? Студенты непедагогических вузов могут лучше знать свои предметы. К примеру, студент биофака или геофака может лучше знать биологию или географию, нежели студент из педвуза. Но имеет ли это хоть какое-то значение, когда целью обучения является «натаскивание» на ЕГЭ, трудно сказать.

Из явных минусов может быть текучка кадров. Школа для студента непедагогического вуза – это просто временная подработка. Карьеру он здесь строить не собирается, за место не держится и постоянно будет искать работу по специальности, как только получит диплом.

Есть ещё одна опасность. В школы пойдут преподавать далеко не самые успешные студенты. Обучающиеся на заочных отделениях непедагогических вузов будут в первую очередь искать работу по специальности. А в школах окажутся те, кого больше никуда не взяли. Если, конечно, не выйдет так, что учительская зарплата окажется выше, чем в профильных для студента отраслях.

Серая зона

Таким образом, явный плюс только один – у директоров школ появится больше возможностей хоть как-то сократить кадровый некомплект. Но возникает вопрос: почему в таком случае не пойти дальше? Зачем ограничиваться студентами? Почему бы не открыть преподавание в школах для всех желающих? Впрочем, это, кажется, уже сделали, просто не совсем в явной форме.

Требования к лицам, которые имеют право работать школьным учителем, законом «Об образовании в РФ» определены весьма расплывчато. Он даёт отсылку на «Профессиональные стандарты». «Профессиональные стандарты» утверждаются Минтрудом РФ и время от времени меняются. В разделе «Образование и наука», по сути, содержится список специальностей, носители которых могут быть заняты в этой отрасли. Многие из них начинаются со слова «педагог», что, на обывательский взгляд, предполагает наличие соответствующего диплома. Также есть специальности вроде «руководитель организации отдыха детей и их оздоровления» или «социолог». Пожалуй, «социолог» выглядит единственной белой вороной на фоне явно педагогических специальностей в этом списке.

Вопрос требований к образованию учителя до сих пор находится в какой-то серой зоне. Но тенденция к снижению планки для образования школьных учителей очевидна

При этом вовсе не секрет, что учителями в российских школах работают выпускники филологических, естественнонаучных и математических факультетов вузов. Просто они оканчивали курсы переподготовки на педагогов, и директоров школ это устраивало. То есть лазейка, чтобы обойти требования к диплому, была всегда.

В 2019 году Минпросвещения эту лазейку расширило. Ведомство опубликовало письмо, в котором разъяснило свою позицию по поводу профессионального стандарта «педагог». В документе ясно сказано, что учитель может иметь высшее или среднее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, а не только по педагогической специальности.

Здесь надо уточнить, что письмо министерства не имеет такой юридической силы, как законы либо подзаконные акты. Директор школы при желании может им руководствоваться, а может и проигнорировать. То есть вопрос требований к образованию учителя до сих пор находится в какой-то серой зоне. Но тенденция к снижению планки для образования школьных учителей очевидна.

Ставка на молодых

В 2022 году каждый шестой учитель в российской школе не имел высшего педагогического образования. В абсолютных цифрах это более 172 тыс. человек. В целом расклад был такой: профессиональных педагогов с высшим образованием – 84,1%, выпускников непедагогических вузов – 2,75%. А 12,41% учителей имеют среднее специальное образование. К сожалению, эта статистика не говорит, какое именно – педагогическое или нет. Но можно предположить, что в подавляющем большинстве случаев речь всё же идёт о выпускниках педколледжей.

Выходит, в школы получилось привлечь не так уж много специалистов с непедагогическими дипломами – всего около 20 тыс. человек по всей России. При том, что учителей в школах работает немногим более 1 млн человек. Можно предположить, что зарплаты в образовании оказались не привлекательны для взрослых людей, а потому Минпросвещения переключилось в поиске кадров на молодёжь. В 2023 году глава ведомства Сергей Кравцов рассказал о планах разрешить выпускникам педколледжей преподавать не только в начальной школе, но и в средней, то есть до 9-го класса. При таком раскладе учителя будут всего на два-три года старше своих учеников-девятиклассников.

Примечательно, что в ведомстве напрямую не говорят, сколько учителей школам не хватает сейчас. Пытаясь вычислить эту цифру из открытых данных министерства, журналисты получают около 600 тысяч. Но нужно понимать, что такой результат выходит, если считать, что одну ставку должен занимать один человек. А сейчас в школах так почти никто не работает. Учителя стараются заполучить как минимум полторы ставки, чтобы получать более-менее приличную зарплату. Ещё есть путаница, связанная с тем, что ради заработка одни и те же люди могут в школе занимать должность учителя и какого-то другого работника – психолога, методиста и т.п. Министр Сергей Кравцов на правительственном часе в Госдуме в марте говорил, что к 2030 году кадровая потребность школ составит 96 тыс. работников, 40 тыс. из них – учителя. Если плясать от этих цифр, то кадровую дыру, вероятно, получится закрыть студентами.

Дмитрий Игонин

10.06.2025 15:00

Просмотров: 1595