Чёрное золото против зелёной повестки – какой цвет побеждает?

Нефти проводы

С нефтью всё прощаются, но она не уходит. Примерно так выглядела ситуация в энергетике последние годы. Но, похоже, ожидания экспертов, властей и участников отрасли в корне изменились – с чёрным золотом решено окончательно не порывать. Будут ли теперь прощаться с зелёной повесткой?

Недавно грянула небольшая сенсация: Международное энергетическое агентство (МЭА), обычно крайне трепетно относящееся к развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), вдруг резко сменило риторику. Теперь МЭА допускает, что пик спроса на ископаемое топливо может не наступить до 2050 года. Важный оплот апологетов зелёной энергетики, видимо, пал, что было отмечено в Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), одобрившей корректировку позиции агентства.

И ведь не только МЭА верит в востребованность традиционных энергоносителей. Вот и международная консалтинговая компания Wood Mackenzie (WM) публикует своё видение, согласно которому пик мирового потребления нефти придётся на 2032 год и составит 108 млн баррелей в сутки (в 2024 году, по разным оценкам, глобальный спрос на нефть достигал 100–104 млн баррелей в сутки).

Аналитики WM указывают, что рост зависимости от ископаемого топлива вызван ростом глобального спроса на электроэнергию для обеспечения работы искусственного интеллекта. Также важную роль сыграют транспортный и нефтехимический сектора, которые продолжают исполнять роль традиционно крупных потребителей чёрного золота. Кроме того, спрос на жидкие углеводороды подстёгивается напряжённой геополитической обстановкой. Но чем так важен ожидаемый многими пик потребления нефти?

Пики точёные

Он важен тем, что после него спрос либо выйдет на более или менее стабильное плато, либо начнёт снижаться. Соответственно будет сокращаться доля нефти в глобальном энергобалансе, и её надо будет чем-то замещать (природный газ, атомная энергия, возобновляемые источники энергии). Но прогнозов по выходу на пик слишком много, и ситуация в мире меняется слишком быстро, чтобы о чём-то можно было говорить с уверенностью. Например, компания ВР ещё в 2020-м заявляла, что глобальное потребление чёрного золота достигло своего максимума. Однако затем ВР перенесла прогноз на 2025 год, а впоследствии и на 2030-й. Причём, по оценкам компании, объёмы потребления нефти составят 103,4 млн баррелей в сутки.

По мнению французской TotalEnergies, пик наступит лишь после 2040-го, причём до этого времени спрос будет постепенно, но стабильно расти, пока не достигнет 108 млн баррелей в сутки. В своём ноябрьском отчёте компания отмечает, что такой ситуации способствует политика президента США Дональда Трампа, в соответствии с которой сокращается субсидирование ВИЭ-проектов и электромобилей.

Гендиректор по добыче компании ADNOC (ОАЭ) Муссабе Аль-Кааби в ноябре озвучил аналогичный тезис агентству Bloomberg. По его словам, потребление нефти будет расти до 2040-го благодаря промышленности, авиации, нефтехимии, ИИ и центрам обработки данных.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что время наступления реального пика потребления нефти придётся на вторую половину 2030-х. «Но более важно, сколько мировой рынок будет находиться на плато максимального потребления, с околопиковыми показателями, – отмечает аналитик. – Безусловно, России было бы выгодно, чтобы мир как можно дольше продолжал потреблять максимальные объёмы нефти. Даже если спрос будет меньше пикового, главное, чтобы не было лавинообразного обрушения. И я полагаю, что глобально его не будет, однако ситуация будет разниться в зависимости от региона».

(фото: Константин Чалабов/РИА Новости)

Юшков напоминает, что европейцы продолжают настаивать на декарбонизации, изменении энергобаланса и уходе от ископаемых источников энергии. По мнению эксперта, в общем этот процесс замедлится, но конкретно от угля Европа скорее всего избавится окончательно, потребление нефти также сократится. Но в Африке, Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе спрос на последнюю только возрастёт. Так, в Китае в последние годы активно развивалось производство электромобилей, но оно поддерживалось госфинансированием. Уже на 2026 год эта поддержка запланирована в существенно меньших объёмах, и все внимательно наблюдают, как будет развиваться китайский рынок электрокаров в новых условиях.

Зелень пожухла?

Тот факт, что спрос на нефть будет выше, чем ожидалось ранее, имеет и другой аспект. Нефть считается одним из наименее экологичных энергоносителей, больше выбросов в атмосферу даёт только уголь. Соответственно снижение потребления нефти должно означать рост доли других источников энергии в глобальном энергетическом балансе. И в первую очередь речь идёт о ВИЭ – пресловутой зелёной энергетике, которой в последние годы уделялось много внимания.

Но, как указывает в своих материалах Wood Mackenzie, рост зависимости от ископаемого топлива, вызванный растущим спросом на энергию вообще, ставит крест на зелёной повестке. Основной её целью является снижение выбросов СО2 в атмосферу, которое должно затормозить глобальное потепление. В идеале выбросы должны стать нулевыми (по факту речь идёт не о полном их прекращении, а о снижении с параллельной компенсацией тех, что всё же попадут в атмосферу). Аналитики WM отмечают, что для ограничения глобального потепления до 2 градусов Цельсия в ближайшие 35 лет необходимо ежегодно инвестировать 4,3 трлн долларов (3,35% мирового ВВП). Это почти на треть превышает текущий уровень капиталовложений.

ООН в начале ноября сообщила, что ни одна из 60 стран, заявивших два года назад об обновлении климатических обязательств, не приняла при этом меры по сокращению добычи ископаемого топлива и отказу от субсидий на него. При этом в докладе ООН подчёркивается, что ветряная и солнечная энергетики интенсивно развиваются, введение ВИЭ-генерации становится дешевле. Таким образом, усиление мер по борьбе с потеплением вполне реально – было бы желание.

Параллельно Китай заявляет о том, что к 2026–2030 годам лишь «выйдет на пик» потребления угля, тогда как раньше КНР заявляла, что к этому времени уже начнётся сокращение использования этого энергоносителя. При этом, по данным Bloomberg, с 2019 года Китай вложил 468 млрд долларов в бурение и разведку нефтегазовых месторождений.

А нефтепереработчики и нефтехимики Южной Кореи призвали власти страны установить реалистичные цели по снижению выбросов. Министерство климата, энергетики и окружающей среды этой страны в начале ноября внесло два предложения по сокращениям к 2035-му: 50–60% и 53–60%. Южнокорейские промышленники считают, что такие уровни неадекватно отражают экономические реалии. По мнению отраслевиков, максимальный уровень снижения выбросов не должен превышать 48%. «Сейчас наступило некоторое отрезвление, стало понятно, что ускоренного и безболезненного перехода на возобновляемые источники энергии, о котором говорили много лет, не произойдёт», – комментирует Игорь Юшков.

Он отмечает, что инвестиции перенаправляются из сектора зелёной генерации в сектор энергонакопителей. «То есть сейчас приступили к решению тех проблем, которые были вызваны собственно чрезмерным увлечением зелёной энергетикой (основной проблемой оказалось как раз хранение энергии для баланса энергосистемы), – поясняет Юшков. – Всё это тоже требует больших денег, и инвестиции будут закладываться в конечный тариф на зелёную энергию, так что дешёвой она станет отнюдь не быстро».

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России

– В целом мир от использования нефти не откажется. Будет сокращаться её применение в качестве сырья для топлива, но это будет компенсироваться развитием нефтехимии. Так что нефть с нами надолго, и это выгодно для России.

Однако не думаю, что мир полностью откажется и от зелёной повестки. Зелёная энергетика уже занимает свою нишу в энергобалансе, и она будет развиваться и далее. Но, как и в случае с нефтью, по регионам ситуация будет очень разной. ЕС, например, пока от ВИЭ не отказывается.

Филипп Разумовский

24.11.2025 12:00

Просмотров: 75