Атаки на танкеры и береговую инфраструктуру дестабилизировали судоходство в Чёрном море
Атаки у берегов Турции. Последствия
Внешнеполитическая реакция
Наиболее значимым стал ответ Президента Путина на вопрос журналистов о возможных действиях России на эти атаки Украины. Президент назвал эти атаки «пиратством» и обозначил три возможных варианта ответа. Самый радикальный вариант среди озвученных заключается в том, что «Россия может отрезать Украину от моря, что сделает невозможным проведение подобных операций в принципе». Это первое со времени начала СВО официальное заявление Президента России о возможности взятия под контроль всех черноморских и дунайских портов Украины. На самом деле, это сенсационное заявление.
Турция так же отметилась значимыми заявлениями и действиями. Президент Турции Эрдоган не просто выказал своё крайнее неудовольствие действиями СБУ Украины и ВМСУ – напомним, именно они взяли на себя ответственность за атаку на два танкера в исключительной экономической зоне Турции. «Нападения на торговые суда в нашей Исключительной экономической зоне свидетельствуют о тревожной эскалации. Мы никак не можем оправдать эти нападения, которые угрожают судоходству, жизни и экологической безопасности, особенно в нашей собственной исключительной зоне» Эрдоган потребовал от Украины прекратить подобные атаки и раскритиковал Зеленского за приказ об отправке БЭК в турецкую экономическую зону.
Совсем неожиданная реакция поступила с берегов Балтики. Министр иностранных дел Эстонии Мвргус Цахкна 1 декабря предостерег Украину от аналогичных атак в Финском заливе. Наверное, у Эстонии есть какая-то информация о планах СБУ на Балтике. Удивительно, но у эстонцев появилось чувство самосохранения. Получить подорванный танкер с сотней тысяч тонн нефти на борту у своих берегов гордый лимитроф явно не хочет. «Через Финский залив проходит свыше 60% российского экспорта газа и нефти, и это по-прежнему колоссальная нагрузка, которая приходится на коридор шириной около шести морских миль. Мы не говорили, не приходите сюда, но разумнее было бы этого не делать, ведь это действительно может привести к эскалации ситуации в Балтийском море…Украина имеет право уничтожать цели на территории России, но международные воды – это отдельный вопрос». Что интересно. МИД Украины выступил с заявлением, что Россия сама инсценировала удары по танкерам, но после заявления СБУ, что это их атака, подобное высказывание украинских дипломатов вызывает только улыбку.
К внешнеполитическим итогам можно отнести и уничтожение украинского безэкипажного катера типа «Sea Baby» у берегов Румынии, в 36 морских милях – около 66 км – от Констанцы. Это исключительная экономическая зона Румынии. Возможно, он находился в режиме ожидания. БЭК был уничтожен 3 декабря боевыми пловцами румынского ВМФ. Реакция причерноморских стран на такое использование их экономических зон не заставила долго ждать Турция, Болгария и Румыния – заметим, все три страны – члены НАТО – выступили с совместным заявлением о недопустимости таких действий в исключительных экономических зонах своих стран, что ведет к подрыву международного судоходства в Чёрном море.
Экономические последствия
Наверное, самым неожиданным стал результат атаки на терминал казахстанской КТК в Новороссийске. И здесь явственно просматривается английский след. Ведь атака на выносной причал №2 Каспийского трубопроводного консорциума КТК уже третий теракт против него, причем один из них был нанесен по инфраструктуре на территории самого Казахстана. Великобритания всеми силами хочет заставить КТК изменить маршрут транспортировки нефти, и перенаправить его через Азербайджан. С одной стороны, это вопрос злой воли MI-6, с другой – потери от диверсий иностранных инвесторов консорциума, включая три американские нефтяные компании. В конце концов, это внутренний вопрос Казахстана и участников консорциума. Но, как, оказалось, есть еще «и с третьей стороны». Месторождение «Тенгиз», нефть которого поступает в трубопроводы КИК, дает около 1% потребление нефти в мире. Прекращение поставок стало влиять на мировые цены. На полную мощность терминал в Новороссийске сможет выйти приблизительно через месяц. Убытки от простоя составят около 800 миллионов долларов. Так Украина нанесла удар и по мировой торговле нефтью. Пытаясь замять этот эффект, МИД Украины заявил, что атака «не была направлена против Казахстана, или других третьих стран».
Еще одним последствием серии атак в Чёрном море, стал рост стоимости страховки судов, следующих в Чёрном море. В мировой практике есть два уровня страховки торгового флота. Первый предназначен для мирных акваторий, и подразумевает страховку грузов от стихийных действий и капризов погоды. Второй применяется к акваториям, в которых происходят вооруженные столкновения, или боевые действия. Ставка такого страхования значительно выше. «Financial Times» сообщает, что компании в режиме реального времени пересматривают условия страховок для судов в Чёрном море. Теперь суда, направляющиеся в порты России и Украины, обязаны оформить дополнительную страховку от военных рисков. Это повышает издержки судовладельцев. Это с одной стороны. А с другой, мировые страховщики воспринимают всё Чёрное море как зону повышенной опасности. Ничего хорошего это не сулит и судовладельцам других причерноморских стран – Турции, Болгарии, Румынии и Грузии. Абхазию в этом контексте мы не упоминаем. Не известно, насколько такие заявления связаны с политикой, но некоторые эксперты не исключают в случае обострения ситуации, ухода международного тоннажа из Чёрного моря. Прецедент есть. После «Крымской весны» в Чёрное море прекратили заходить круизные лайнеры нечерноморских стран. Сегодня дальше Стамбула они не заходят. Достаточно ли будет «теневого флота» России для экспорта нефтепродуктов, вопрос открытый.
Ожидаемая реакция поступила от турецкой компании «Beşiktaş Shipping», в собственности которой находится нефтяной танкер «Mersin», который пострадал от четырех взрывов у берегов Сенегала. Компания заявила, что больше не будет совершать рейсы, связанные с Россией. Судя по всему, эта единственная реакция, на которую рассчитывали власти Украины. Компания «Beşiktaş Shipping» – одна из крупнейших в Турции, её флот насчитывает 29 танкеров.
После атак, суда, идущие в порты России, стали строго придерживаться следующего маршрута. По выходу из Босфора танкеры идут вдоль территориальных вод Турции, естественно, не заходя в них. Дойдя до траверса Синопа (это приблизительно середина Чёрного моря), они делают резкий поворот на север, и по самому короткому пути следуют в российские порты. Впрочем, подобный маршрут не обеспечил безопасный переход танкеру «Midvolga 2» с грузом подсолнечного масла. В первой части статьи мы говорили, что получателем груза была Грузия. Но за предыдущую неделю выяснилось, что масло доставляли в турецкий порт Мерсин, расположенный на средиземноморском побережье Турции.
«Без спасения нет вознаграждения»
«No cure no pay» – это формулировка Брюссельской международной конвенции 1910 года, использующаяся в контрактах по спасению судов на море. Самой громкой стала эпопея с атакованным танкером «Kairos». Напомним. При атаке безэкипажными катерами, у этого нового – 2018 года постройки танкера – в кормовой надстройке возник пожар, в результате которого она полностью выгорела. Судя по всему, повреждено и машинное отделение. Вероятно, танкер ремонту не подлежит, его будут списывать. Что произошло после атаки, когда к «Kairos» подошли турецкие спасатели, и о чем шли переговоры с китайскими владельцами танкера, доподлинно не известно. По международным законам, экипаж судна в случае возникновения аварийной ситуации спасается обязательно и бесплатно, а вот спасение самого судна зависит от договоренности с судовладельцем. Первоначально сообщалось, что на борту «Kairos» было 25 членов экипажа. После сообщений о пожаре, об эвакуации экипажа и о подготовке танкера к буксировке в турецкий порт, наступила информационная пауза. Закончилась она 6 декабря, когда информационные агентства Болгарии сообщили, что обгоревший танкер появился у болгарских берегов в Ахтопола в южной части Чёрного моря. На борту судна — десять человек. Болгарские СМИ сообщили, что 3 декабря турецкий спасательный буксир «TIMUR BEY» начал его буксировку, а 5 декабря неожиданно её прекратил. Танкер прибило течением и ветром к побережью Болгарии. Повторимся, достоверной информации нет, но с большой степенью вероятности можно сказать, что спасатели и судовладельцы, вероятно, не договорились о цене, и спасательная операция была прервана. По данным Морской Администрации Болгарии, 10 человек на борту запросили эвакуацию. «Kairos» стоит на якоре в территориальных водах Болгарии в одной миле – 1852 метра – от побережья страны. 5 декабря в этом месте был сильный ветер и волнение моря 4 балла, поэтому эвакуацию перенесли на воскресенье. Пограничный катер и два буксира находились в постоянной готовности к выходу в море. Теперь проблема сгоревшего супертанкера стала проблемой Морской Администрации Болгарии. О национальной принадлежности моряков, оставшихся на борту танкера, информации нет. В воскресенье вертолетом на борт танкера доставили продовольствие и средства связи. Эвакуировали первых трех членов экипажа. Их разместили в береговой гостинице. В морских социальных сетях появились версии происходящего. Китайская компания, владелец танкера, комментариев не дает. Все понимают, что крайними по буксировке танкера станут болгары, и что финансовые вопросы предстоит решать непростые.
Выводы
За всеми атаками явно просматривается британский след. Сегодня в акватории Чёрного моря англичане используют американскую доктрину «Управляемого хаоса». Ведь всё, что произошло за прошедшую неделю, нужно для решения двух задач: тактической и оперативной. Тактическая задача заключается в попытке сорвать мирные переговоры, на которые Трамп сделал ставку. Подтверждением этого служит и информация о том, что через день после атаки на танкеры, Крым подвергся массированной атаке БПЛА и 8-ми БЭК-ов. Атака была отбита, все БЭК-и уничтожены. Судя по всему, такие провокации не влияют на ход переговоров, но они нужны и для решения оперативной задачи – резкого обострения обстановки на Чёрном море для гражданского судоходства и оказания давления на Турцию. Ведь все атаки происходят в её исключительной экономической зоне. Для Эрдогана такие диверсии выглядят нарушением всех писаных и неписаных правил игры. Ведь политическое противостояние в Турции никуда не исчезло, и оппозиция нынешнему Президенту страны, ориентированная на либеральную Европу, с удовольствием воспользуется ситуацией. Кроме этого, Турция сегодня вышла на третье место по перепродаже российской нефти (транспортировка которой идет по Чёрному морю), и возможность уменьшения доходов Эрдогану явно не нравится. Такая напряженность, по мысли европейцев, так же должна повлиять на переговоры.
Акватория Чёрного моря для гражданского судоходства постепенно становится зоной боевых действий, что сильно осложнит экономическую деятельность причерноморских стран.
Просмотров: 268