Астана и Баку затеяли военные учения
Против кого дружат?
«Тарлан» стал не первым случаем, когда военные Азербайджана и Казахстана обменивались опытом и оттачивали взаимодействие. Так, в июне на Каспии прошли совместные военно-морские учения с участием примерно 300 представителей ВМФ двух республик. А годом ранее на западе Казахстана состоялись учения «Бирлестик-2024», причём манёвры объединили как азербайджанцев с казахами, так и военнослужащих Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. С последним, кстати, Азербайджан в 2022 году подписал договоры о военном и военно-техническом сотрудничестве. Однако все перечисленные события вряд ли способны удовлетворить милитаристские амбиции Баку. Другое дело – взаимоотношения с Анкарой.
Буквально пару недель назад вновь активизировались спекуляции о создании в Азербайджане турецкой военной базы. На сей раз разговор об этом завёл экс-глава администрации президента республики Эльдар Намазов, однако официальные спикеры не поддержали тему. Более того, в декабре прошлого года Ильхам Алиев лично опроверг данные слухи, однако заодно упомянул и Шушинскую декларацию о союзнических отношениях Азербайджана и Турции. Что важно, ведь в документе содержится обязательство государств прийти друг другу «на помощь, в случае если та или другая страна столкнётся с внешней угрозой». И это обязательство, по словам Алиева, «делает абсолютно ненужным создание постоянных военных инфраструктур на той или иной территории». Ну а что касается спекуляций – почему бы с их помощью и не потревожить северного соседа?
Кстати, навык прихода «на помощь» регулярно оттачивается союзными сторонами. Военный эксперт Александр Артамонов напоминает: «Для всех прекраснодушных розовых пони: Баку проводит совместные грузино-турецко-азербайджанские учения последние 4 года и не менее 3–5 раз в год контингентом до 50 тыс. человек». «Для сравнения, на нашей базе номер 4 в Южной Осетии не более 1,5–2 тыс. человек», – указывает аналитик.
«Присутствие Турции в регионе становится всё более ощутимым», – констатирует военный эксперт Кирилл Фёдоров. «Идея «Великого Турана», продвигаемая президентом Эрдоганом, предполагает объединение тюркоязычных народов в единое политическое пространство и включает в себя не только независимые государства, но и отдельные регионы России», – добавляет наблюдатель.
И Россия кажется чужой на этом празднике жизни. Как заявляет аналитик Юрий Баранчик, «формируется не антироссийский альянс, а новый постсоветский порядок. Где мы 30 с лишним лет апеллировали к общему прошлому, а потом оказалось, что все уже думают о будущем. И нам некий образ собственного будущего предложить сложно». «Когда говорят, что у России всего два союзника, армия и флот, это звучит героически, но одновременно как признание, что наша дипломатия не может ничего», – резюмирует Юрий Баранчик.
Просмотров: 1913