Африканцы выбирают Россию и Путина

Чернороссия

Пока власти обсуждают, какими средствами усиливать привлекательность РФ за рубежом, в Африке это происходит стихийно, безо всяких денег Россотрудничества. Российские триколоры и портреты Владимира Путина всё чаще можно увидеть на улицах Мали, Сенегала, Кот-д’Ивуара и других африканских стран. С чем это связано?

Уточним сразу: этот феномен касается не всех стран, а лишь тех, где помнят вклад СССР в их развитие. Их жители сейчас мало знают о современной России, зато до сих пор помнят СССР, помогавший их странам. Плюс нынешняя экономическая ситуация в их государствах далека от идеальной, при этом на стороне местного правящего истеблишмента – европейские капиталы, военные базы и западные финансовые организации. Россия же ведёт непримиримую борьбу с западным миром – об этом знают даже в Африке. Как результат – Россия представляется африканцам как оплот противостояния мировому капитализму, а Путин как «борец с империализмом» и «современный Че Гевара».

Низовая популярность российского президента ширится и растёт. Портреты и лозунги в его честь видны на футболках молодых оппозиционеров на протестных митингах в Мали, Сенегале, Кот-д’Ивуаре и других франкофонных западноафриканских странах. Симпатии к Путину выражают и простые водители, торговцы, служащие, и рэперы, и активисты популистских движений вроде Ивуарийского народного фронта Лорана Гбагбо (отстранённого от участия в президентских выборах) в Кот-д’Ивуаре и т.д.

В декабре прошлого года из Кот-д’Ивуара была депортирована исполнительный секретарь либеральной оппозиционной партии Натали Ямб – за «несовместимость» её деятельности с «интересами нации». Молодая активистка связывает это с её выступлением на саммите «Россия – Африка» в Сочи, где она критиковала франкофильство «элиты» ряда африканских стран – бывших колоний Франции. Ямб и до того не раз выражала симпатию к Путину, а также приветствовала прибытие в ЮАР ракетного крейсера «Маршал Устинов». При этом её депортация из Кот-д’Ивуара была, видимо, личным распоряжением президента Уаттара – бывшего экономиста МВФ и откровенного «западника».

Был депортирован из Кот-д’Ивуара и другая восходящая звезда протеста – 38-летний Кеми Себа, который в 2017-м вёл в Москве переговоры с Александром Дугиным по поводу создания единого антизападного фронта. За свои активные выступления против франка КФА – единой «неоколониальной» региональной валюты 14 государств Африки – он стал персоной нон грата ещё и в Сенегале, Гвинее, Того.

Готовы молиться на российского лидера и многие жители Мали, которые уже много лет, опираясь на племена бедуинов-туарегов, ведут войну против центральной власти. Мали – одна из беднейших стран в мире, хотя занимает третье место в Африке по добыче золота. Бывший президент Ибрагим Бубакар Кейта, потакая торжеству коррупции в стране, откровенно был ставленником Парижа и обеспечивал добычу золота в интересах Франции. По данным соц­опросов, до 80% малийцев недовольны действиями французского контингента, а 88% жителей Бамако (столица Мали) относятся положительно к РФ – таких высоких показателей нет ни к одной другой стране. На манифестациях протестующих было немало лозунгов «Нам нужна Россия» и «Путин – это решение».

Очевидно, что такую во многом случайную поддержку стоило бы широко использовать. Однако порой симпатии местных жителей вдруг начинают улетучиваться – и не без причины. Можно в этой связи вспомнить Гвинею, где хозяйничает корпорация «Русал». Там добывается до 60% всех мировых запасов бокситов. Гвинейские профсоюзы неоднократно устраивали настоящие бунты с перекрытием железных дорог и столкновениями с полицией из-за мизерных зарплат и тяжёлых социальных условий для рабочих. Бурные многотысячные протесты шли и против реформы конституции для «обнуления» президентских сроков Альфы Конде – союзника Кремля. Все они жёстко подавлялись: были убиты по меньшей мере 30 человек, посажены в тюрьмы правозащитники – организаторы митингов.

Также любопытно, что в таких африканских странах, как Кения, Гана и Нигерия, где не было тесного сотрудничества с СССР, протестные антиимпериалистические настроения выливаются в симпатию к другому персонажу мировой политики – Дональду Трампу. Так, его популярность на юге Нигерии доходила до 70%, а на севере – до 46%. Показательно, что кандидат в президенты Атику Абубакар даже баллотировался на выборах под слоганом Get Nigeria working again, прямо отсылающим к трамповскому лозунгу Make America great again.

Эта популярность тем более странна, что Трамп запретил въезд в США для всех нигерийцев, как и жителей ряда других развивающихся стран. И даже назвал на совещании в Белом доме эти страны «вонючими дырами». Однако в запрете въезда в США нигерийцы винят не Трампа, а родное правительство, которое-де не смогло выстроить с ним нормальные отношения.

Ильгар Мусаханов

30.11.2020 09:40

Просмотров: 6793