75 лет назад могла начаться Третья мировая война

Налёт на Сухую Речку

В октябре 1950 года американские истребители совершили налёт на советский аэродром, уничтожив находившиеся на нём боевые самолёты. Однако инцидент, который вполне мог стать поводом для военного конфликта, был замят на дипломатическом уровне, а внутри СССР о нём постарались поскорее забыть.

Все понимали: война идёт не между двумя Кореями, а между двумя мирами – коммунистическим и капиталистическим. Оставался лишь один вопрос – не перерастёт ли локальный конфликт в новую мировую войну?

25июня 1950 года части Корейской народной армии пересекли границу, войдя в Южную Корею. За последнюю тут же вступились США, уже в начале июля высадив в Пусане пехотный отряд. Со своей стороны, СССР тайно направил северокорейцам технику и боеприпасы.

Ошиблись, бывает

В связи с обострением обстановки командование Приморского военного округа приняло решение о перебазировании 821-го истребительного авиационного полка ближе к корейской границе. Полк считался одним из самых боеспособных – несмотря на то, что на его вооружении стояли устаревшие американские самолёты Р-63 «Кингкобра», поставленные в годы войны по ленд-лизу, многие пилоты и командиры имели боевой опыт. Новым временным домом для них стал полевой аэродром авиации Тихоокеанского флота близ села Сухая Речка, расположенный в Хасанском районе Приморья. Расстояние до границы с Кореей от него составляло порядка 100 километров – идеальный аэродром подскока.

8 октября в 16.17 в небе над Сухой Речкой появились два самолёта. Реактивные Lockheed F-80 Shooting Star прошли над выстроенными в ряд «Кингкобрами», поливая их из бортовых пулемётов. В упор расстреляв советские самолёты из своих 12 «Браунингов», американцы спокойно удалились. По всем законам нападение выглядело неприкрытым актом агрессии, на который подвергшаяся коварной атаке сторона имела право дать адекватный ответ. Заместитель министра иностранных дел Андрей Громыко немедленно вызвал посланника-советника посольства США в Москве, вручив ему от имени советского правительства ноту протеста. Спустя 10 дней из Белого дома пришёл ответ. Американские власти признавали факт нападения и выражали в связи с этим публичное сожаление. При этом отмечая, что атака произошла в результате случайной аэронавигационной ошибки и плохого расчёта. «Предпринимаются меры в целях наложения дисциплинарного взыскания на виновных в этом лётчиков», – резюмировали американцы.

На том всё и закончилось. Казалось бы, ЧП на Сухой Речке могло стать для советской пропаганды наглядным примером милитаристского духа американской военщины, каким через 10 лет стала история Фрэнсиса Пауэрса. Однако о случившемся в СССР больше не вспоминали. Почему?

«Я победил Сталина»

В 1990 году Олтон Квонбек, пилотировавший один из «Локхидов», опубликовал в «Вашингтон пост» статью под названием «Моя короткая война с Советами». «Мы скользили над вершинами облаков, когда я решил начать снижение к цели на 10 минут раньше запланированного, – писал Квонбек. – Следуя вдоль реки, я двинулся на юго-восток, полагая, что это выведет нас прямо к побережью, подальше от границ Китая и СССР. Примерно через 20 секунд я заметил грузовик. «Возьмём его», – сказал Дифендорф. Мгновение спустя он крикнул: «Смотрите на аэродром, он загружен!» Это была цель, о которой мечтают все лётчики».

Свою ошибку Квонбек объяснял просто: мол, выполнять миссию приходилось без радиомаяков, к тому же СССР кодировал свои метеосводки, вот их с напарником и занесло не туда. А так-то они были уверены, что расстреливают корейский аэродром Чхонджин. Однако есть деталь, на которую невозможно не обратить внимание. Квонбек пишет, что ясно видел на крыльях стоящих на земле самолётов красные звёзды в белой окантовке. Тогда как ВВС Северной Кореи использовали другой знак – красная звезда в белом круге. Кроме того, «Кингкобры» прежде никогда не встречались у северокорейцев, зато в обилии имелись в составе Советской армии.

Согласитесь, трудно представить, чтобы опытный пилот не умел различать опознавательные знаки. Не говоря уже о том, что не заметить острова архипелага Римского-Корсакова, чтобы по их очертаниям понять своё местонахождение, просто невозможно. Тем более что о допущенной ошибке Квонбек явно не жалел. «Инцидент заставил советских лидеров осознать уязвимость своих сил и их неспособность противостоять более современным и опытным ВВС США. Сталин решил вывести войска из Северной Кореи и прекратил всю дальнейшую помощь», – хвастливо писал он, добавляя, что никакого наказания за свой просчёт они с напарником не понесли, поскольку военный трибунал их оправдал.

Нельзя не отметить, что слова Квонбека выглядят даже не чваливо, а просто глупо. Именно в конце октября Сталин принял решение о направлении в Корею советских пилотов, где они под видом северокорейцев участвовали в войне, сбив в итоге больше тысячи американских самолётов. Не исключено, что именно инцидент 8 октября и явился катализатором.

Воскресенье, солнце, рыбалка

А теперь перейдём к другому вопросу: почему же советская сторона решила замять историю с нападением и спрятать память о ней под спуд? Что ж, здесь, похоже, всё просто: иначе пришлось бы напоминать о собственном провале. Ведь выходило, что ПВО проморгала противника, сумевшего вторгнуться на 100 километров в глубь советской территории, а ВВС не смогли дать отпор и поразить агрессора. Хотя они просто обязаны были находиться начеку. Всё-таки рядом идёт война, к тому же американцы уже показали, на что способны – так, 4 сентября близ порта Дальний американские истребители сбили советский самолёт-разведчик. В такой обстановке требовалось быть трижды бдительным!

Судя по всему, сработал принцип «война войной, а обед по расписанию». Писатель Станислав Сахончик, служивший в 70-е годы в Сухой Речке, приводит слова местного жителя – очевидца налёта. Мол, день был хороший, солнечный, к тому же воскресенье. Потому офицеры полка в тот день не летали, а поехали на рыбалку. Что ж, если таким же образом поступили и в других частях, становится понятно, почему американцы пришли незамеченными и ушли невредимыми.

Как бы то ни было, всерьёз за это никто не ответил. Как отмечал Сахончик, командир 821-го авиаполка и его заместитель были отданы под трибунал и понижены в должности в связи со «слабым воспитанием личного состава». Также наказали начальника штаба за то, что он в нарушение инструкций допустил поэскадрильное размещение самолётов на стоянках, а также не организовал связь с частями ПВО.

Остаётся неясным, сколько же самолётов было уничтожено в результате атаки. Приморская «Примамедиа» приводит воспоминания бывшего лётчика 821-го полка Владимира Забелина: «Официальные отчёты и то, что я видел, расходятся. Считается, что 1 самолёт взорвался и ещё 6 самолётов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более 20 самолётов, а в полку по штату всего 40 самолётов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход и ушли. А на самом деле они сделали два захода. Расстреляли самолёты «Кингкобры», стоящие по линейке…».

Также точно неизвестно, имелись ли пострадавшие. Считается, что вроде как раненых и убитых на аэродроме не было (чему могли способствовать воскресный день и рыбалка). При этом в официальном списке памятников Хасанского района, размещённом на официальном сайте правительства Приморского края, указано: № 26 – братская могила лётчиков с. Перевозное, на Сухой Речке. А портал «Место памяти», созданный Российским военно-историческим обществом, уточняет, что это братская могила лётчиков, погибших при налёте американских бомбардировщиков в 1950 году. В общем, то ли кто-то что-то скрывает, то ли память о давнем инциденте спрятали чересчур глубоко, так что восстановить все подробности до сих пор не выходит.

Игорь Киян

19.11.2025 10:32

Просмотров: 50