11 июля в России на воду были спущены два круизных лайнера
Когда поплывет белый пароход. Спуски на воду по графику
«Николай Жарков», круизный лайнер класса «Карелия»
Для Советского Союза самые разные пассажирские суда строила практически вся Европа: ГДР, Венгрия, Австрия, Финляндия, Польша, Югославия. К этому списку надо добавить страны, в которых покупали пассажирские лайнеры, уже бывшие в эксплуатации. Сегодня ситуация с зарубежным судостроением для нас изменилась кардинально. К этому надо добавить, что после развала СССР Россия потеряла практически весь морской пассажирский флот, а возраст речных круизников составляет от 40 до 60 лет, хотя, надо сказать, что для речного судоходства это не критично. Настало время восстановления. Обо всех перипетиях этого процесса смотри статьи цикла «Когда поплывет белый пароход» «Когда поплывет белый пароход», «Когда поплывет белый пароход – 2», «Когда поплывет белый пароход. Продолжение», «Когда поплывёт белый пароход. Тихий океан», «Когда поплывет белый пароход. Долгостои».
Одним из ведущих проектантов гражданского флота в стране является «Морское инженерное бюро» МИБ, расположенное в Санкт-Петербурге. Возглавлял его до своей кончины в 2021 году учёный в области кораблестроения, проектировщик судов российского гражданского флота Геннадий Вячеславович Егоров. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что головной теплоход класса «река-море» проекта RSD71, разработанного в МИБ, названо «Конструктор Егоров». Одним из знаковых проектов для МИБ стали суда семейства PV300. По проекту PV300 на судостроительном заводе «Красное Сормово» построен круизный лайнер «Мусстай Карим» для компании «ВодоходЪ», а на судостроительном заводе «Лотос» уже много лет не могут достроить для компании «Мостурфлот» круизный лайнер проекта PV300VD. Лайнер, заложенный как «Петр Великий» даже успели переименовать во «Владимира Жириновского», но заказчику его так и не передали.
«Мустай Карим» стал флагманом «Водохода», его визитной карточкой, но по своим параметрам это всё-таки штучный корабль. Для серии был необходим теплоход меньшего размера, и, соответственно, меньшей пассажировместимости. Внешне теплоходы проекта PV300 и 00840 «Карелия» очень похожи, но как показывает номера проектов, у них разный разработчик. Тут дело в следующим. Как рассказали автору во время традиционной выставки «Транспорт России» на стенде Морского инженерного бюро, первоначально «ВодоходЪ» заказал МИБ разработку уменьшенного «Мустая Карима» на 180 пассажиров. (пассажировместимость проекта PV300 – 300 пассажиров). После того, как в МИБ-е разработали этот проект и передали его заказчику, в «Водоходе» направили его в нижегородское КБ «Вымпел», входящее в ОСК для доработок. В результате появился проект 00840, имеющий явно выраженные МИБ-овские корни. Заказ на строительство трех судов передали «Красному Сормову», успешно справившемуся с постройкой «Мустая Карима». Все три лайнера заложили в период с апреля по июнь 2023 года. Головной теплоход при закладке получил названия «Николай Жарков» – в честь Героя Труда РФ Николая Сергеевича Жаркова, который долгие годы руководил «Красным Сормовым». Второе и третье судно получили название «Михаил Жванецкий» и «Расул Гамзатов». Судя по всему, в «Водоходе» абсолютно уверены в передаче компании «Николая Жаркова» до навигации 2026 года. На сайте компании уже продаются путевки на круизы на нём. Надо сказать, что конструкторы смогли создать комфортабельный и универсальный теплоход, имеющий оптимальную для речных и морских круизов пассажировместимость. Его размеры позволяют проходить шлюзы Беломоро-Балтийского канала, а класс «река-море» дает возможность проводить на нем увлекательные круизы в Белом, Азовском, Чёрном, Каспийском морях и в Финском заливе Балтийского моря. Единственное, что смущает – это цены, которые выставлены на сайте «Водохода». Надо сказать, что за последние два года цены на круизы по рекам России резко повысились, но то, что запрашивает «Водоход» значительно выше средних значений. Так, например, трехдневный круиз Москва – Тверь – Москва стоит от 120 000 рублей, а девятидневный круиз Москва (Санкт-Петербург) – Соловецкие острова – Архангельск стоит со скидкой 330 000 рублей – полная стоимость 344 000 рублей. Будет ли заполняться теплоход при таких ценах – покажет навигация следующего года. Как бы то ни было, теплоход спущен на воду, и корабелы «Красного Сормова» обещают его сдать заказчику к началу навигации 2026 года.
«Баргузин», круизный лайнер для Байкала
Байкал всегда был в стороне от круизного судоходства. Это объясняется географией озера. Хотя пассажирские перевозки на нем шли с начала ХХ века. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что первый железнодорожный паром (для перевозки вагонов) и паром для перевозки пассажиров начал работать именно на Байкале. Сегодня на Байкале работают несколько скоростных экскурсионных судов, а на остров Ольхон пассажиров с машинами доставляют модернизированные паромы проекта 603А («Ольхонские ворота» и «Семен Батогаев») и несколько небольших паромов. Бурное развитие круизов в стране не могло не затронуть и Байкал. Первым шагом стала модернизация существующих пассажирских лайнеров на Байкале. Самым большим переоборудованным в круизный лайнер теплоходом стала «Империя» длиной 60 метров и пассажировместимостью всего 45 человек. Круизная компания «Созвездие» через свою компанию по продаже круизов «Инфофлот» уже около 10 лет продает круизы по Байкалу на «Империи». Они раскручены, и небольшая пассажировместимость «Империи» стала тормозить развитие круизов на озере. Поэтому разработка проекта круизного теплохода специально для озера Байкал, было ожидаемым. Проект RPV8714А был разработан компанией «Р-Флот Дизайн» из Нижнего Новгорода. Длина теплохода составляет 87,5 метров, скорость хода 24 км/ч. Экипаж состоит из 42 человек. Теплоход может эксплуатироваться в двух вариантах. В случае работы круизным лайнером (размещение пассажиров в каютах) его пассажировместимость составляет 144 человека. Если теплоход совершает озерную прогулку/экскурсию (пассажиры в салонах и на палубах) – 200 человек. Всего планируется построить два лайнера проекта RPV8714А. Головной получил название «Баргузин». Исторически крупные суда для Байкала строились на верфях европейской части страны, а потом блоками доставлялись в Иркутск, где осуществлялась их сборка, спуск на воду и достройка. Поступили таким же образом и в этот раз. Заказ на резку стали для теплоходов, и формирование секций получил нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово», а сборка, монтаж механизмов и систем, спуск на воду и достройку осуществляет верфь Восточно-Сибирского речного пароходства в Иркутске.
11 июля состоялся спуск двух лайнеров. Если у «Николая Жаркова» в Нижнем Новгороде всё прошел штатно, то спуск «Баргузина» в Иркутске омрачился ЧП – корпус теплохода ударил дежурный буксир, который должен был затормозить и пришвартовать «Баргузин» к достроечной стенке верфи. Судя по всему касание было не сильным, так как ни пострадавших, ни разлива топлива в акватории завода не было. Правда, такого рода происшествия – плохая примета.
Внимание Правительства
Спуск «Николая Жаркова» по видеосвязи наблюдал заместитель Председателя Правительства России Денис Мантуров. Высокопоставленный чиновник, отвечающий за промышленность, отметил, что сегодня в России строятся, или достраиваются на плаву девять круизных судов, вместимостью от 140 пассажиров. Они должны быть сданы в течение двух лет. Конечно, по сравнению с советским периодом, когда пассажирские теплоходы строились сериями по 20-40 единиц, это немного. Но надо понимать, что в СССР пассажирские суда работали на регулярных пассажирских транспортных линиях. Это была совсем другая эпоха. Для круизного судоходства на реках России и в прибрежных морских акваториях десяти российским круизным компаниям вполне достаточно 60-70 круизных теплоходов. Учитывая, что срок службы речных судов значительно больше, чем морских, такой темп пополнения круизного флота соответствует задачам Правительства. В осуществлении этой программы возможны два «подводных камня». Первый – это импортозамещение на уже строящихся судах. Проблема уже сдвинуло срок сдачи ряда теплоходов заказчику сильно «вправо». Второй «подводный камень» – это уменьшение финансирование программы обновления пассажирского флота. Ведь строительство пассажирских теплоходов идет по программе лизинга. Завершить статью хочется еще одной цитатой Мантурова: «Правительство поддерживает эти работы через комплекс субсидиарных механизмов. И мы, безусловно, продолжим стимулировать реализацию значимых для отрасли проектов. В том числе речь идет про освоение производства судового комплектующего оборудования. Наиболее критические позиции для пассажирских судов включены в планы разработок, и начнут выходить в серию уже с этого года».
Просмотров: 966