Версия // Культура // Заработать себе на жизнь поэзией могут только гении или работающие на заказ графоманы

Заработать себе на жизнь поэзией могут только гении или работающие на заказ графоманы

12250

Палка – селёдка

Придворный поэт Пушкин жил припеваючи, даже несмотря на то что гением он был признан только после смерти lori.ru
В разделе

Поэзия всегда считалась довольно прибыльным делом. Во все времена существовали придворные поэты. Ещё недавно, во времена СССР, их издавали многотысячными тиражами, им даровали квартиры, автомобили и дачи. Неплохо жили и те, кто попадал в довольно узкий круг переводчиков авторов из национальных республик Союза. Особой кастой всегда считались поэты-песенники, гонорары которых и в советские времена, и сейчас – тайна за семью печатями. Как живут стихотворцы в наши дни и можно ли поэзией заработать себе на жизнь, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

В России сейчас, по оценке экспертов, настоящий поэтический бум. Правда, связано это отнюдь не с резким всплеском интереса к стихам в нашей стране, а благодаря широкому распространению Интернета. Именно там могут разместить свои произведения школьник и пенсионер, домохозяйка с Рублёвки и менеджер крупной компании. Естественно, впрочем, что качество этой «стихопродукции» весьма и весьма разнится.

«Тех, кто сейчас сочиняет стихи, действительно очень много, – говорит поэт, президент Фонда творческих проектов Евгений Бунимович. – Достаточно заглянуть в русскоязычный Интернет. Думаю, такого количества стихов нет ни в англоязычном, ни в испаноязычном, ни во франкоязычном Интернете. Нигде нет и такого количества сайтов, посвящённых стихам. Они, мягко говоря, очень разного качества, но само их количество говорит о многом».

Произведения, опубликованные на многочисленных форумах и в блогах, здесь же и обсуждаются другими пользователями. Благодаря этому в считанные минуты тот или иной автор может получить признание. Или, наоборот, получить негативный отзыв.

Один из самых популярных – поэтический сайт «Стихи.Ру» (stihi.ru). Здесь можно зарегистрироваться и выложить в личном кабинете свои стихи. Более того, этот ресурс в какой-то степени обеспечит поэту защиту авторских прав (на каждую публикацию даётся электронное свидетельство). Более 200 авторов публикуют здесь свои творения. Общее их число скоро достигнет 8 миллионов.

«Сразу несколько факторов влияет на то, что многие авторы выбирают для публикации наш сайт, – говорит руководитель портала «Стихи.Ру» Дмитрий Кравчук. – Во-первых, стихи публикуются бесплатно. Во-вторых, произведение становится доступным для читателей всего мира, а эта аудитория значительно больше той, что собирали на стадионах Евтушенко и Вознесенский. И, наконец, с нашими авторами можно пообщаться в реальном времени или вступить в дискуссию».

Кроме того, во Всемирной паутине есть множество других возможностей заявить о себе: это и литературные форумы, и блоги. Можно, наконец, создать собственную поэтическую страничку в Интернете.

«Ещё совсем недавно солидная часть заказов нам поступала от поэтов-любителей, которые за свой счёт издавали книги для чтения в узком кругу, – говорит директор одного частного издательства Юрий Грачёв. – Но в последнее время количество таких заказов сильно снизилось. Остались в основном пенсионеры. А молодёжь и поэты среднего возраста дружно перешли в Интернет».

«Интернет – отличное место, чтобы познакомиться с неизвестным автором, – уверен Бунимович. – А познакомившись с творчеством поэта, уже можно приобрести его сборник. Так что я не думаю, что выложенный в Интернет сборник стихов – угроза его продаже в печатном виде. Если я в Сети прочитал электронный номер газеты, то у метро этот номер я едва ли уже куплю. А вот со стихами всё обстоит наоборот: если я уже знаю имя поэта, читал его произведения и они мне интересны, я скорее всего захочу, чтобы они были у меня дома».

По теме

Издать же сборник стихов в России по-прежнему очень непросто. Если, разумеется, речь идёт не о публикации за собственные деньги. Чтобы вашими творениями заинтересовались издатели, нужно как минимум заявить о себе. Для этого существуют поэтические вечера и специальные фестивали.

«Поэзия – вещь особая, её не столько читают, сколько перечитывают», – продолжает Бунимович. – Наши проекты (Фонд творческих проектов ежегодно устраивает «биеннале поэтов» и фестиваль молодой поэзии) – это попытка показать миру атмосферу внутри поэтического сообщества. Поэзия – дело одинокое, встречи поэтов с читателем и друг с другом традиционно затруднены. Но тем не менее у каждого поэта – не в тот момент, когда он пишет, а потом – возникает потребность явить текст, да и себя самого. Вот формирование контекста для этого явления, своего рода силового поля поэзии, и есть в какой-то степени то, чем мы занимаемся».

Но даже известные поэты не всегда интересны издателям. Многие эксперты считают, что помощь в публикациях начинающим авторам могло бы оказать государство. Так происходит во многих странах. Во Франции, например, государство и местные власти оказывают поддержку маленьким издательствам, которые публикуют поэтов небольшими тиражами. Как правило, они не превышает 3–4 тыс. экземпляров, в то время как тираж романов может составлять 400–500 тысяч. В Канаде издательствам компенсируется 45% затрат на публикацию сборников современной поэзии.

А вот в США стихотворцам приходится находить другие источники доходов. Вот как рассказывает об опыте публикации поэзии в США поэт и составитель ежегодной антологии «Лучшая американская поэзия» Дэвид Леман. Поэтические сборники публикуются в Америке университетами и небольшими коммерческими издательствами. Каждый год издаётся антология американской поэзии тиражом 30–40 тыс. экземпляров. Для неё отбирается 75 лучших стихотворений. Причём каждое из них сопровождается биографией поэта и комментарием. В предисловии к изданию содержится анализ состояния американской поэзии на данный момент.

В России же ни федеральные, ни муниципальные власти, не говоря уже об образовательных учреждениях, не проявляют интереса к этому виду творчества. У частных спонсоров поэзия также не в чести. Видимо, потому, что дело это неприбыльное и, как признаются издатели, особым спросом у читателей не пользуется. Так что обычно современных стихотворцев издают маленькие неизвестные издательства таким небольшим тиражом, что книжек хватает только домашним показать и себе на память оставить.

Западные авторы ведут себя активнее и занимаются пропагандой поэзии. Например, в США и Канаде в своё время, чтобы вызвать читательский интерес, стихи развешивали в общественном транспорте, на деревьях в парках. Отрывки из лучших произведений современной литературы печатались на футболках и майках или тиражировались на чашках и блюдцах. А поэтесса Мэрилин Нельсон из США и вовсе предлагает «принтовать» строки из стихотворений на нижнем белье, там, где сейчас красуются надписи типа Calvin Klein

«Кроме того, на Западе есть довольно распространённая традиция, которая до нас ещё, к сожалению, не дошла, – рассказал Евгений Бунимович. – Штучное издание отдельных стихотворений на бумаге ручной работы. Причём стоит такая работа немаленьких денег. Получается что-то вроде гравюры, художественное произведение. Такие вещи продаются, есть даже целые галереи, в которых это выставляется и продаётся».

И всё-таки заработать на поэзии можно и в России. Хотя к настоящему творчеству это будет иметь минимальное отношение. Сочинять придётся не то, что хочется вам, а то, что потребует заказчик. Например, продавать свои вирши оптом издателям поздравительных открыток, сервисам голосовых поздравлений и т.д.

В Интернете несложно найти специализированные сайты, где требуются авторы для стихов на заказ. Существуют в Сети и специализированные биржи стихов и поздравлений.

Ещё один вид деятельности для поэтов, обещающий более-менее неплохой заработок, – написание песен. Однако пробиться в шоу-бизнес начинающему поэту крайне трудно, самым простым для него вариантом будет объединение с начинающим композитором-песенником. Требуются поэты в рекламном бизнесе – там можно получать очень неплохие доходы. Некоторые компании с удовольствием берут к себе креативных молодых авторов, которые придумывают четверостишия или слоганы для рекламы тех или иных товаров.

При этом расценки на написание стихов на заказ совершенно разные. На некоторых сайтах они составляют от 100 рублей за строчку до 4 тыс. рублей за 30 четверостиший. Так что особо плодовитые авторы могут вполне неплохо зарабатывать. А в свободное от основной работы время – писать для души.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2009 13:25
Комментарии 0
Наверх