Версия // Общество // За 1939-1945 годы в Германии ввели в строй 23 бункера для защиты подводных лодок от атак авиации

За 1939-1945 годы в Германии ввели в строй 23 бункера для защиты подводных лодок от атак авиации

7133

Необычная фортификация. Бункеры Кригсмарине

За 1939-1945 годы в Германии ввели в строй 23 бункера для защиты подводных лодок от атак авиации
В разделе

За всю историю войн человечество накопило огромный опыт в строительстве всевозможных фортификационных и защитных сооружений. Своего совершенства они достигли во время Второй мировой войны. Большинство читателей слышали или знают о линиях Маннергейма и Мажино, об Атлантическом вале и морских крепостях Кронштадт и Владивосток. Но иногда фортификационные и защитные сооружения приобретали очень необычные формы.

В этой статье мы расскажем о бункерах для защиты подводных лодок Кригсмарине, которые защищали немецкие подводные лодки от атак авиации союзников.

Бункеры Кригсмарине

Во время Первой мировой войны Кайзеровская Германия вводила определенные зоны, в которых объявлялась неограниченная подводная война. Во Вторую мировую войну, Кригсмарине расширило эту практику, и неограниченная подводная война велась практически во всех океанах планеты, до которых могли дойти подводные лодки Денница. Забегая вперед, скажем, что в первые годы Второй мировой в некоторые месяца чаша весов склонялась в пользу немецких подводников, которые уничтожали такое количество тоннажа торговых судов, которые союзники не могли компенсировать. До 1939 года Германия обладала военно-морскими базами только в двух морях: в Северном и Балтийском. На Балтике осуществлялась подготовка экипажей субмарин, поэтому единственным выходом в Мировой океан оставались базы, расположенные в Северном море. Для немецких подводников это было крайне неудобно, поскольку для выхода в Атлантику нужно было преодолевать английские противолодочные патрули. Захват Франции кардинально изменил ситуацию. Получив в своё распоряжение французские порты на побережье Бискайского залива на атлантическом побережье, немецкие подводники смогли выходить в открытый океан, не опасаясь преследования английских противолодочных сил. Правда, начиная с 1940 – 1941 года возникла одна существенная проблема – налеты авиации союзников на эти базы. Необходимо было защитить места базирования немецких субмарин.

Попытки обойтись маскировочными сетями, которые натягивались над местом стоянки субмарины, решить проблему не могли. Да, лодка была скрыта от летчика бомбардировщика, но он сбрасывали тяжелые бомбы, что называется, «по площади», и, в конечном итоге, лодка получала повреждения от осколков тяжелой авиабомбы. Немецкие инженеры разработали типовой проект бетонного бункера для защиты стоянки подводных лодок от ударов вражеской бомбардировочной авиации. В зависимости от конкретного места этот проект немного изменялся. Суть его заключалась в следующим. Строился база с несколькими секциями-модулями, расположенными параллельно друг другу. Каждый модуль имел индивидуальный выход. Модуль включал в себя индивидуальный док для подводной лодки, в котором она проходила межпоходовое обслуживание и необходимый ремонт, заправку топливом, пополнение боезапаса и снабжения. Длина модуля составляла 90 метров, ширина 17 метров. Эти размеры были выбраны исходя из габаритов самых больших на то время океанских субмарин типа IX. В них могла находиться одна океанская подводная лодка, или от двух до четырех средних и малых подводных лодок. Некоторые модули оснащались герметичными воротами, и при необходимости ремонта, модуль превращался в небольшой сухой док. Сверху все сооружение было накрыто бетонной крышей толщиной до 8 метров, что позволяло выдержать попадание тяжелых авиационных бомб, стоящих на вооружение в 1940 – 1941 годах. Более того, крыша бункера часто засыпались толстым слоем гранитной крошки, и на ней устанавливались батареи зенитной артиллерии. Конструктивно бункер состоял из множества слоев бетона и высококачественной конструкционной стали. Между слоями железобетона были оставлены специальные полости, задачей которых было ослабление ударной волны.

По теме

Таким образом, все время нахождения лодки в базе она была недоступна для атак вражеской авиации. К тому же, летчики антигитлеровской коалиции во время налетов не знали, находятся ли в бункере подводные лодки, или нет. К 1944 году, положение на фронтах для Германии ухудшилось, и налеты на судостроительные заводы, строящие новые субмарины, стали регулярными. Поэтому, в некоторых бункерах стали не только обслуживать подводные лодки перед очередным походом, но и собирать их из крупных блоков, которые доставлялись с судостроительных заводов.

Надо сказать, что руководство Кригсмарине оценило творение немецких инженеров-фортификаторов. Было принято решение строить такие бункеры не только во французских портах на побережье Бискайского залива, но и в фиордах оккупированной Норвегии, и в Германии на побережье Северного моря. В конце войны начали строительство таких бункеров для баз на Балтийском море, и планировали построить такой бункер в румынской Констанце, но эти планы остались только планами.

Бункеры на территории Франции

На первом этапе войны защита своих баз на атлантическом побережье Франции было приоритетным для руководства Кригсмарине. В Бордо был построен крупный бункер, начали строить второй, но до конца войны его достроить не успели. В Бресте, крупной военно-морской базе, был построен самый большой бункер на 15 модулей. Бункер начали строить в 1941 году, завершили строительство в 1942 году. Что интересно. Вначале бункер подвергся сильным бомбардировкам, но никаких повреждений лодки, находящиеся в нем, не получили. Поэтому союзники перестали его бомбить вообще. Бомбили город, порт, военно-морскую базу, но на бункер бомбы не сбрасывали по причине неэффективности. Его захватили с суши американские войска в 1944 году. После войны были планы бункер взорвать, но из-за его прочности, от них отказались. В Ля Рошель к 1944 году был построен крупный бункер. В Лорьяне было построено целых шесть (!!) бункеров. Это объяснялось тем, что Лорьян был самой крупной внешней военно-морской базой Кригсмарине, и из него выходила львиная доля субмарин, действующих на океанских коммуникациях. В базе были построены бункеры «Keroman I», «Keroman II», «Keroman III», «Scorf» и два малых бункера «Dom». Бункеры Keroman I», «Keroman II» были уникальными инженерными сооружениями, отличающимися от всех остальных бункеров. Дело в том, что они были построены на берегу, на суше. Подводная лодка на многоосной тележке поднималась из воды и транспортировалась в бункер, стоящий на суше. В остальном, их конструкция была аналогична типовым бункерам. Сен-Назер был еще одной базой, где был построен большой бункер. Его длина составляла 300 метров, ширина – 130 метров, высота 18 метров. С воздуха он был так же неуязвим. Его крыша, толщиной 8 метров состояла из четырех слоев: 3,5 метра железобетона, 0,35 метра гранитных плит, 1,5 метра железобетона и самый верхний слой, состоящий из 1,4 метра стальных балок. Бункер был рассчитан на 14 модулей, причем 8 из них представляли собой сухие доки длиной 92 метра и шириной 11 метров, а остальные – защищенные стоянки. В каждом модуле могли находиться по две самые массовые субмарины Кригсмарине – лодки типа VII. Бункер захватили с суши союзные войска.

Бункеры на территории Норвегии

По теме

В норвежских фиордах бункеров было построено меньше, чем во Франции и Германии, но это объяснялось географией. Из норвежских баз до позиций в Атлантическом океане было значительно дальше, чем из портов на французском побережье. Более активно их стали строить только посте того, как из портов Великобритании и Ирландии в Мурманск и Архангельск стали ходить арктические конвои с ленд-лизом. В Бергене построили бункер «Bruno» на шесть модулей (три с сухим доком и три просто стоянки). Его вывели из строя в 1944 году прямым попаданием нескольких 5-ти тонных авиабомб «Tallboy». Ради справедливости надо сказать, что из-за сложности с доставкой качественных материалов, «Bruno» строили по упрощенной технологии. Вторым городом, где построили бункер для Кригсмарине, был Тронхейм. В нем в 1941 году был построен бункер «Dora I» на 5 модулей, длиной 135 метров, шириной 105 метров. В бункере базировались до 16 средних подводных лодок. Толщина крыши у него была относительно небольшой, всего 3 метра, которая из-за инженерной ошибки, к тому же немного «проседала». Но этот дефект не помещал эксплуатации бункера как во время Второй мировой, так и после войны в интересах ВМФ Норвегии. В Тронхейме же стали строить и второй бункер «Dora II», который до конца войны достроен не был.

Бункеры на территории Германии

После 1942 – 1943 годов территория Германии стала подвергаться массированным бомбардировкам авиацией союзников. Бомбили всё – промысленные предприятия, крупные города, инфраструктурные объекты. Важной целью были базы немецкого военно-морского флота, в том числе и места базирования подводных лодок. Единственным выходом стало строительство бункеров для субмарин и в портах Германии.

Остров Гельголанд считался передовой базой Кригсмарине в Северном море и был пунктом развертывания немецких подводных лодок перед выходом в Атлантику. Еще в 1940 году на острове началось строительство бункера «Nordsee III» на два модуля, в каждом из которых могли находиться по две субмарины. После войны он был уничтожен.

В Бремене в 1944 году начали строить два бункера. «Homisse» был стандартным бункером, а «Valentin» был сооружением уникальным. По сути, это был судостроительный завод, который разместили в корпусе бункера. Строился он на реке Везер. К тому времени, германская промышленность освоила серийное производство новых больших океанских подводных лодок типа XXI. Их сборку необходимо было разместить в защищенном месте, поэтому и было принято решение о строительстве этого огромного бункера. «Valentin» был соединен железнодорожной сетью с заводами, производящими секции подводных лодок. Длина «Valentin» составляла 426 метров, ширина 96 метров. высота 27 метров. Крыша монтировалась из специально сделанных бетонных арок, толщиной до 7 метров. Внутри бункера находились 13 модулей, предназначенных не для базирования, а для крупноблочной сборки подводных лодок. Внутренняя планировка была выполнена с учетом конвейерной сборки – то есть лодка после монтажа какого-либо блока передвигалась в следующий модуль. В двух модулях крыша была немного тоньше – это обуславливалось необходимостью установки на корпус лодки её рубки и перископов. Последний модуль был сухим доком, где лодку спускали на воду и выводили в реку Везер. Строительство началось в 1943 году. На стройке работали 10 000 человек – преимущественно заключенные и военные строители из организации Тодта. О масштабах стройки говорит тот факт, что на время строительства вокруг бункера построили семь (!) концентрационных лагерей. По немецким данным, 6 000 человек, работающих на этой стройке, погибли… К марту 1945 года бункер «Valentin» был готов на 90%. 27 марта 1945 года ВВС Великобритании атаковали город и бункер. 135-ю тяжелыми бомбардировщиками «Avro Lancaster», которых сопровождали 90 истребителей. Непосредственно «Valentin» атаковали 20 «Ланкастеров». 7 из них несли 5-тонные бомбы, 3 – 10-тонные. Две десятитонные бомбы попали в бункер, пробили 4 метра бетона и взорвались. После налета работы были прекращены, а через 4 недели бункер был захвачен английскими войсками.

По теме

Ещё одним местом, где строились бункеры для подводных лодок, был Гамбург. В 1940 году в городе на Эльбе было начато строительство двух бункеров – «Elbe II» и «Fink II». «Elbe II» имел 2 модуля длиной 112 метров и шириной 25 метров, «Fink II». – 5 модулей длиной 125 метров и шириной 22 метра. Оба бункера достроили в 1942 году и они пережили войну как ремонтные базы для субмарин. Одной из крупных баз немецкого флота был Киль. В нем к 1943 году построили два бункера «Kilian» и «Konrad». Поразить бункеры было сложно, поэтому союзники решили хотя бы повредить стоящие там подводные лодки. Чтобы вывести их из строя, во время одной из бомбардировок был использован эффект «искусственное цунами». Глубина гавани была не очень большой, и сброшенная в воду мощная авиабомба вызвала высокую волну, которая ударила в открытые модули бункера. Результатом такой необычной атаки стало потопление подводной лодки U-4708, стоявшей в модуле с открытыми люками. Находившаяся рядом субмарина U-170, у которой люки были задраены, не пострадала. U-4708 стала единственной находящейся в бункере лодкой, которая была потоплена. В другой военно-морской базе, в Вильгельмхафене, планировалось строительство бункера, но оно так и не было начато. Для полноты картины, надо упомянуть еще о трех бункерах, которые Кригсмарине не принадлежали. Немецкие судостроительные заводы, строящие подводные лодки «Blom&Voss» в Гамбурге, AG «Weser» в Бремене и «F.Scihau» в Данциге каждый имел по специализированному укрытию для строившихся субмарин.

После победы

Надо сказать, что когда создавался проект таких бункеров, они выдерживали попадания любых типов авиационных бомб, стоящих на вооружение в 1940 – 1941 годах. Первое время союзники действительно не могли ничего сделать с бункерами Кригсмарине. Их массированные бомбардировки в 1941 – 1942 годах показали, что обычные авиационные средства поражения бессильны перед восьмиметровым слоем железобетона. К 1944 году в Великобритании были разработаны 5-ти и 10-ти тонные бетонобойные авиабомбы «Tallboy», которые могли пробить крышу. Лодки в бункере повреждались из-за обрушения внутренних перекрытий, хотя, как мы уже говорили выше, была уничтожена только одна лодка из эффекта «искусственного цунами». У американцев в конце войны появилась аналогичное оружие – ракетная бетонобойная «Бомба Диснея».

После войны часть бункеров была уничтожена взрывами для расчистки места в порту. К таким бункерам надо отнести и бункер в Гельголанде, который сначала использовался для испытания оружия, а потом был взорван. Но такое уничтожение было делом очень сложным, подчас с непредсказуемыми последствиями для окружающих строений. Поэтому большинство бункеров осталось и существует до сих пор. Некоторые из них использовались по прямому назначению. В Тронхейме в бункере «Dora I» базировались подводные лодки ВМФ Норвегии. Это были небольшие подводные лодки, и они вполне комфортно размещались в модулях. Аналогично использовался бункер в Лорьяне. Дизель-электрические субмарины ВМФ Франции базировались в нём до 1997 года. Гигантский«Valentin» использовался ВМФ ФРГ как склад. В 2008 году его продали. Новые хозяева хотят превратить его в музей, а в 2012 году крыша «Valentin» была отдана под установку солнечных батарей.

Следующий шаг

Способность бункеров противостоять воздушным ударам и защищать подводные лодки, вдохновил послевоенное поколение адмиралов в страхах, где возможно было возведение подобных укрытий в прибрежных скалах. Такие укрытия были построены в Норвегии, СССР, Швеции, Китае, КНДР, Югославии. Об этом смотри статьи «Военные подземелья Крыма» и «Королевское подземелье». Но это уже совсем другая история.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2023 09:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх