Версия // Общество // Водолазы, вышедшие с борта субмарины-лаборатории, работали на глубине 307 метров

Водолазы, вышедшие с борта субмарины-лаборатории, работали на глубине 307 метров

2950

Необычные корабли. Подводная лодка БС-555

Водолазы, вышедшие с борта субмарины-лаборатории, работали на глубине 307 метров
В разделе

Мы все привыкли, что подводные лодки в составе военных флотов – это боевые корабли – ракетные, торпедные, специальные. Но бывает, что субмарины, несущие военно-морской флаг, построены для других задач. В этой статье мы расскажем о подводных лодках – лабораториях, входивших в состав советского военно-морского флота.

Подводные лодки советского ВМФ

В СССР подводные лодки строились большими и малыми сериями. В состав нашего флота входили дизель-электрические и атомные торпедные, ракетные субмарины с баллистическими и крылатыми ракетами, лодки-мишени, спасательные и специальные подводные лодки для Главного управления глубоководных исследований. Были так называемые опытовые субмарины – когда серийная подводная лодка переделывалась для проведения испытаний нового подводного оружия. О лодках-мишенях смотри статью « Необычные корабли. Советские подводные лодки – мишени». Но, иногда, возникала необходимость испытать не просто новый вид конкретного образца морского оружия (как мы уже говорили, для этого серийная подводная лодка переоборудовалась в опытовую), а изучить концепцию предлагаемых технических решений по тем или иным направлениям. В таких случаях

Подводная лодка проекта 1840

60-е -70-е годы ХХ века были «Золотым романтическим веком» в исследовании Мирового океана. Изобретение Жаком Ивом Кусто акваланга позволило человеку автономно передвигаться и работать под водой. Возникла, и получила широкое распространение, идея морских домов – подводных баз, в которых человек мог находиться длительное время, проводя необходимые работы в Мировом океане. Эта идея захватила энтузиастов во Франции, США, ФРГ и Советском Союзе. «ConShielf I и II» и другие проекты Кусто, советские подводные дома «Ихтиандр», «Садки», «Спрут», «Черномор», американские «Sealab I и II» и другие продемонстрировали интерес человечества к этой теме. Правда, лет через десять, выяснилось, что, хотя технически подводные дома возможны, но практической пользы от таких проектов мало. Гражданские и военные гидронавты пошли другим путем.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1967 года Ленинградское Адмиралтейское объединение с 1972 по 1988 год построило комплекс специальных технических средств для работы на глубинах до 500 метров. В состав этого комплекса входила и специальная подводная лодка-лаборатория. Проект разработал СПМБМ «Малахит». Для понимания причин заказа лодки проекта 1840 необходимо сделать небольшое отступление. Обыкновенные аквалангисты и классические водолазы имеют максимальную глубину погружения 60 метров. Но при этом водолаз при погружении и всплытии должен делать многочисленные остановки, чтобы избежать так называемой «кессонной болезни». С учётом таких остановок, время работы аквалангиста на глубине существенно уменьшается. Водолазы-глубоководники погружаются по другой схеме, и в баллонах у них не сжатый воздух, а смесь воздуха и гелия. Схема работы на глубинах свыше 60 метров следующая. Водолазы погружаются в специально сконструированном колоколе – своеобразный вариант подводного дома. После погружения, они в декомпрессионной камере готовят себя к работе на нужной глубине. Отработав смену, водолазы возвращаются в свой подводный дом, где отдыхают до следующего рабочего выхода. Пока не будет сделана вся работа на дне, водолазы живут в своем колоколе – подводном доме. Преимущество такой схемы заключается в том, что водолаз проходит декомпрессию только дважды – при погружении и всплытии, и может работать на дне несколько дней. Для отработки аналогичных действий с военными водолазами был необходим свой носитель. На лодке проекта 1840 (по классификации НАТО «Lima»).должны были проводиться испытания по определению длительности пребывания человека на глубинах до 300 метров, практическая подготовка водолазов-глубоководников для проведения аварийно-спасательных работ и отработки водолазного комплекса, а так же тренировка водолазов при проведении глубоководных строительных и ремонтных работ на подводных объектах.

По теме

Подводная база – лаборатория БС-555 проекта 1840 была построена в Ленинграде в 1979 году. Буквы БС обозначали Большая Специальная. БС-555 представляла собой дизель-электрическую подводную лодку с надводным (подводным) водоизмещением 1 870 (2 564) тонны, длиной 85 метров, надводной скоростью хода 12 узлов и глубиной погружения 375 метров. Вооружения БС-555 не имела, вместо него был предусмотрен специальный барокомплекс и места для водолазов-глубоководников. Экипаж лодки насчитывал 41 человек. Внешне она выглядела как боевая субмарина. После постройки лодка была переведена на Черноморский флот. Во время Государственных испытаний БС-555 шесть водолазов провели на лодке 18 суток, проведя в общей сложности 55 выходов на глубинах 50, 100 и 200 метров. Водолазы работали в водообогреваемом снаряжении.

Чёрное море

Начались будни службы лодки-лаборатории на Чёрном море. Водолазы учились работать на глубине на расстоянии 50 метров от субмарины. Контроль работы осуществлялся с помощью видеокамеры с передачей изображения в центральный пост БС-555. В период с 1980 по 1991 годы лодка прошла 15 750 морских миль, провела на грунте 1 600 часов, с неё осуществили 210 погружений на глубинах от 100 до 300 метров. Всего за этот период было проведено 5 экспериментов по рекордным погружениям. Полигон для них был определен под Ялтой. Дело в том, что глубины там составляют от 120 до 300 и более метров. Рекорд глубины погружения с БС-555 был установлен в 1986 году, когда водолазы вышли на грунт на глубине 307 метров.

Для морской разведки НАТО БС-555 осталась загадкой. Натовцы так и поняли назначение субмарины, и считали её опытовой подводной лодкой для испытания гидроакустических систем. В справочнике Fighting Ships 1984-85 о БС-555 написано: «Лодка, вероятно, используется для гидроакустических испытаний. Выпуклость на переднем конце рубки, вероятно, является сонаром….. Построена в Ленинграде в 1979 году».

В 1989 году по планам флота, лодка должна была встать на заводе-изготовителе на модернизацию. Одной из целей модернизации – обеспечение длительности пребывания под водой лодки с водолазами до 30 суток. Кроме этого, должен был быть расширен функционал субмарины – лаборатории. После модернизации, кроме задач, о которых мы уже говорили, БС-555 смогла бы решать задачи самостоятельного поиска и подъема затонувших изделий военной техники в акватории Черного моря. Напомним, в Феодосии находился крупнейший полигон флота «Песчаная балка», где проводились испытания почти всех видов морского оружия (кроме баллистических и крылатых ракет на подводных лодках). После проведения испытаний надо было «подчищать» морское дно, чтобы натовская разведка не могла подобрать обломки секретной техники. В одном из источников в интернете говориться, что лодками проекта 1840 заинтересовалась Разведка Специального Назначения ВМФ СССР как базой для боевых пловцов при проведении специальных операций. Насколько эта информация достоверна – не известно. После модернизации лодка изменила бы номер проекта на 18401.

В сентябре 1989 года на внешнем рейде Феодосии два буксира РБ-44 и РБ-237 осуществляли ввод лодки БС-555 в транспортный плавдок ТПД-17 для транспортировки по внутренним водным путям в Ленинград. Во время ввода субмарины док стал тонуть и, в конечном итоге, лег на дно. Впоследствии его подняли. Жертв, к счастью, не было. Из-за этого происшествия перевод БС-555 в Ленинград отложили на год. А потом развалился Советский Союз и до уникальной субмарины, которой было всего 13 лет, никому не было дела. Официальным поводом для списания лодки-лаборатории стало отсутствие средств.

Попытки спасти лодку были, но они не увенчались успехом. 22 апреля 1992 года БС-555 исключили из состава ВМФ. В 1997 году лодку отбуксировали в Кронштадт, на КМОЛЗ – Кронштадтский ордена Ленина Морской завод – для разделки

Последние происшествия и водолазы-глубоководники в современной России

В 1995 году буксир отбуксировал лодку из Ленинграда в Кронштадт. После обеспечения швартовки у стенки КМОЛЗа, он прошел впритирку с бортом БС-555 и напоролся на кормовые горизонтальные рули субмарины, получил пробоину и…затонул. И в этом случае, к счастью, никто из экипажа буксира не погиб. После разделки субмарины, металлолом в порт Санкт-Петербурга (к тому времени город уже переименовали) доставили на несамоходной барже проекта 942, которая имела номер БС-555.

Все рекордные выходы с БС-555 проводили водолазы – глубоководники из 40-го НИИ Министерства обороны. Этот НИИ занимался разработкой специальной водолазной техники для проведения спасательных работ. В 2018 году в петербургском НИИ «Спасения и подводных технологий ВМФ» – так стал называться 40-вой институт в Ломоносове – возродили редкую военную специальность – водолаз – глубоководник. А уникальная гидробарокамера с БС-555 (по крайней мере, до 2003 года), успешно функционировала в 40-м НИИ в Ломоносове. На ней, в частности, проходили подготовку водолазы, участвовавшие в подъёме подводной лодки «Курск».

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.12.2023 15:00
Комментарии 0
Наверх