Новый способ обмана клиентов банков выявили накануне периода школьных госэкзаменов. Его суть заключается в том, что в специально созданных Telegram-каналах учащимся предлагают приобрести ответы на тесты ЕГЭ и ОГЭ.
Эту схему удалось выявить благодаря платформе Тинькофф Защита, которая мониторит соцсети на предмет упоминания маркерных слов, используемых мошенниками в разных сценариях.
Об использовании мошенниками новой схемы сообщили два клиента Тинькофф. Как выяснилось, с целью приобретения экзаменационных ответов они перевели 800 рублей по указанным в Telegram-каналах реквизитам. Однако эту услугу они так и не получили.
Осознав, что попались на уловки злоумышленников, они направили жалобы сотрудникам банка. Для выяснения подробностей произошедшего к проверке подключились аналитики Центра экосистемной безопасности Тинькофф, в задачи которого входит расследование мошенничества, выявление массовых инцидентов и создание эффективных механизмов и алгоритмов с целью защиты клиентов от атак.
С учетом нового сценария сотрудники Центра скорректировали алгоритм поиска. В итоге платформе Тинькофф Защита только в Telegram удалось выявить более трех десятков каналов, в которых мошенники занимаются «продажей» ответов. О потенциальной опасности таких каналов свидетельствует число их участников, которое в совокупности превышает полтора миллиона пользователей.
Даже если допустить, что лишь каждый третий попадется в расставленную ловушку, то суммы потерь будут огромными и составят десятки миллионов рублей.
Алгоритм работы подобной схемы заключается в том, что сначала создается специальный Telegram-канал, в котором мошенники выкладывают посты с предложением купить ответы на тесты. Чтобы не быть голословными и исключить какие-либо подозрения со стороны пользователей, в канале также публикуют «примеры» ответов с призывами не только реагировать на посты, но и рассказывать о канале друзьям.
Оплата ответов возможна двумя способами. В некоторых случаях реквизиты указывают сразу в посте, а иногда для получения номера карты для перевода надо обратиться к администратору.
После совершения оплаты никакие ответы заказчику не присылают. А перевод денег от «покупателя» является сигналом для блокировки его доступа в канал, чтобы исключить вероятность появления негативных комментариев.
Как пояснил вице-президент и руководитель Центра экосистемной безопасности Алексей Бакланов, в таких схемах задействована целая группа мошенников.
«Они используют дропов - людей, которые оформляют на себя карты банков, а потом продают их за небольшую сумму организаторам схемы. Таким образом, у мошенников появляется доступ к большому количеству карт, на которые можно получать много переводов», - сказал Бакланов.
По его словам, обязанности в группе четко разделены - кто-то работает с дропами и занимается выводом денег, в функции других входит ведение каналов с большим числом постов и необходимым контентом.
Эксперт подчеркнул, что каналы принадлежат одной группировке мошенников. Об этом свидетельствует практически 100%-ое совпадение публикуемых постов.
Интернет-пользователи, пострадавшие по такой схеме, довольно редко жалуются в банк или полицию, тем самым исключая возможность найти и закрыть подобные каналы.
Сотрудники Центра Тинькофф отправили администрации мессенджера запросы на блокировку выявленных мошеннических каналов. Однако блокировка не является гарантией того, что мошенники не создадут аналогичные каналы с использованием новых карт. Более того, в своей деятельности злоумышленники уже активно используют не только банковские карты, но и биткоин-кошельки.