Версия // Общество // В Новом году ГИБДД будет работать жёстче. Но быстрее

В Новом году ГИБДД будет работать жёстче. Но быстрее

1669

ДТП. Про движение

Фото: Фотобанк ЛОРИ
В разделе

Не успели автомобилисты привыкнуть к нововведениям в правилах дорожного движения и ужесточению наказаний за их нарушение (в июле вступили поправки в КоАП), как законодатели подготовили новый пакет изменений, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если изменение в нормативные документы поставят на поток, уже через несколько лет водители будут с радостью вспоминать о сегодняшних днях, как о самых лояльных временах на дорогах.

Впрочем, изменения, по крайней мере согласно задумке, будут происходить не только в худшую сторону. А одно из самых оптимистичных решений законодателей вступило в силу уже с 1 декабря 2008 года. Теперь поставить машину на учёт или пройти техосмотр можно в любом подразделении ГИБДД, независимо от места проживания владельца.

Облегчить жизнь водителям удалось после принятия нового административного регламента ГИБДД. И хотя документ ещё не утверждён, некоторые его положения уже внедряются в практику. Правда, пока поддержать данную инициативу могут только самые продвинутые регионы: Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Остальные объясняют неспособность облегчить жизнь водителям отсутствием единой электронной сети с общей базой данных. Что касается Москвы, то здесь уже давно можно пройти техосмотр где угодно – пункты ГТО принимают автомобили из любых округов. А вот наиболее проблематичная процедура – постановка автомобиля на учёт – пока даже в столице осуществляется по старым правилам. И здесь всё опять упирается в создание единой информационной базы. Новая система, когда заработает, позволит автомобилистом меньше стоять в очередях, так как сейчас объём работы МРЭО распределяется неравномерно. В спальных районах очереди гораздо больше, чем в центральных. Правда, назвать конкретную дату начала работы по новым правилам гаишники отказываются, хотя и заявляют, что это произойдёт очень скоро.

Постановка на учёт и прохождение техосмотра «без прописки» – лишь часть работы ГИБДД по модернизации системы регистрации автомобилей. Ранее была отменена обязанность водителей предоставлять при регистрации машины справку-счёт, свидетельствующую о её покупке. А в ближайшее время должен быть принят административный регламент, который будет устанавливать, что регистрация машины должна занимать не больше 2 часов 18 минут, при этом разговаривать с водителем инспектор должен не дольше 5 минут, а ожидание должно длиться не более 20 минут. При этом МРЭО обещают оборудовать автоматами электронной очереди. Помимо этого регламент предусматривает упрощение процедуры регистрации автомобилей. Так, например, в ГИБДД при регистрации решили отказаться от осмотра автомобиля в том случае, если собственник потерял свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства или если сменил фамилию или место жительства.

Другое новшество, правда уже в области страхования автомобиля, предложили в Совете Федерации. Сенаторы предлагают внести в КоАП статью за неоднократные нарушения правил дорожного движения, а также внести в закон об ОСАГО новые коэффициенты за неоднократное нарушение физическими лицами ПДД, а юридическими лицами – правил организации пассажирских перевозок. Если поправки будут одобрены, в России появится аналог балльной системы, которая действует в некоторых странах Европы и действовала в конце 1980-х годов в России.

По теме

По словам заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимира Кузина, имея под рукой такой механизм, как обязательная страховка, грех им не воспользоваться в целях повышения безопасности на дорогах. То есть ввести наряду с территориальным, возрастным коэффициентом, коэффициентом на мощность двигателя и на аварийность ещё и коэффициент нарушений правил. В этом случае, даже если человек ни разу не попадал в аварию, но серьёзно нарушил несколько раз правила, он в следующий раз заплатит больше за ОСАГО. Правда, и в этом случае пока всё упирается в создание единой электронной базы данных.

Также с 1 марта вступит в силу постановление правительства, позволяющее оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Правда, оформление документов о ДТП можно будет осуществлять без участия сотрудников ГИБДД в том случае, если вред причинён только имуществу, ДТП произошло с участием только двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, а обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий участников ДТП. Размер страховой выплаты в данном случае не может превышать 25 тыс. рублей. В этом случае водителям достаточно будет заполнить бланки извещений о ДТП в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В частности, «единороссы» готовят пакет законопроектов, предполагающих ещё большее повышение штрафов. Правда, что интересно, в двух случаях впервые планируется штрафовать не водителей, а сотрудников ДПС. Уже успевшее нашуметь предложение – штрафовать гаишников за необоснованное направление водителя на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Штраф в этом случае составит 500 рублей. Если оштрафованный гаишник в течение полугода снова отправит трезвого автовладельца на освидетельствование, он будет оштрафован уже на сумму от 2 до 5 тыс. рублей. Второй «антимилицейский» законопроект – штрафовать гаишников за создание автомобильных пробок. Однако, по мнению экспертов, ни одно ни другое практически невозможно доказать, поэтому инициатива носит скорее устрашающий характер и реально действовать не будет. Единственный случай, когда предъявление претензий сотрудникам ДПС будет обоснованным, – сужение потока до одной полосы около поста ГИБДД.

Также законодатели собираются прописать процедуру допуска к управлению транспортными средствами после лишения прав, в частности за вождение в пьяном виде. Из-за длительного перерыва в водительской практике водитель может потерять навыки, считают разработчики проекта. Один из вариантов решения проблемы – заставить таких водителей повторно проходить экзамен на получение водительского удостоверения. Его, кстати, тоже предлагают ужесточить, а также увеличить необходимое количество часов, проведённых в автошколе.

В пакете инициатив особенно выделяется идея Минтранса. Ведомство предлагает отойти от практики единых штрафов для всей страны и дать возможность региональным властям самостоятельно определять размеры дорожных штрафов. По замыслу авторов этой идеи тарифная сетка взысканий за административные правонарушения на дороге должна устанавливаться в зависимости от среднестатистического дохода граждан в том или ином регионе страны. В данном случае штрафы за нарушение правил предлагается устанавливать как тарифы, например на связь. Федеральная служба по тарифам определяет максимальный и минимальный уровни тарифов, а местные регулирующие органы получают свободу в рамках сложившейся «вилки». Правда, по мнению экспертов, инициатива вряд ли встретит поддержку у законодателей, поскольку вызовет путаницу у водителей при переезде из одного региона в другой.

Собираются коснуться депутаты и увеличения штрафов за неправильную парковку. В частности, наиболее простым решением проблемы загруженности дворов в спальных районах является введение штрафов за парковку около многоквартирных домов. Однако и это предложение малореализуемо, поскольку у ГИБДД просто-напросто не хватит людей, чтобы оштрафовать всех нарушителей.

В более далёкой перспективе – кардинальное изменение подхода к правилам дорожного движения. Комитет Госдумы по транспорту начал обсуждать законопроект, предусматривающий регламентацию ПДД законом, а не постановлением правительства, как это делается сейчас. Как пояснил лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, в настоящий момент изменения в ПДД регламентируются постановлением правительства, поскольку Конституция не предусматривает ограничения прав и свобод человека, а значит, любой закон, предусматривающий это, противоречит Основному закону страны. Однако, как поясняет Похмелкин, эти права и свободы всё-таки могут быть ограничены в интересах здоровья, прав и законных интересов других людей, что и предусматривают ПДД. По мнению разработчиков законопроекта, изменение правил в рамках законодательной процедуры позволит сделать это более открытым, чем издание правил в рамках правительственного документа. Принятие законопроекта подразумевает обсуждение, учёт общественного мнения. По словам Похмелкина, закон о правилах дорожного движения, который может быть принят, предусматривает описание не только правил ПДД, но и перечень неисправностей в автомобиле, правила эксплуатации автотранспорта, нормы по техосмотру, регистрации автомобиля и т.п. Однако перспектива принятия законопроекта пока туманна.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2009 15:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх