Версия // Общество // В 2000 году лайнер «World Discoverer» напоролся на скалу, которой не было на карте

В 2000 году лайнер «World Discoverer» напоролся на скалу, которой не было на карте

5521

На рифе

В 2000 году лайнер «World Discoverer» напоролся на скалу, которой не было на карте
В разделе

Самым сложным видом круиза считается экспедиционный круиз. Такие путешествия проводятся для взыскательных туристов по маршрутам, проходящим по труднодоступным местам нашей планеты. Как правило, такие путешествия заканчиваются благополучно – организаторы экспедиционных круизов ставят безопасность туристов во главу угла. Но иногда (хотя и редко), экспедиционные круизные лайнеры терпят крушение. Об одном из таких случаев, произошедшем с теплоходом MS «World Discoverer», мы расскажем в этой статье.

Экспедиционные круизы

Круизы бывают разные – речные и морские, массовые и для небольшого количества путешественников, по вечным, так называемым «золотым маршрутам» и круизы-экспедиции по местам, ещё не тронутым нашей цивилизацией. В сегменте массовых круизов (например, в Средиземном море, или на Карибах) работают мега-лайнеры водоизмещением более 100 000 тонн, на которых путешествуют около 6 000 туристов. На таких лайнерах предусмотрены все мыслимые развлечения. На массовых маршрутах часто возникают ситуации, когда лайнер заходит в очередной порт, но туристы не сходят на берег, полагая, что нет смысла покидать борт лайнера, ведь на нем столько развлечений! Другое дело экспедиционные круизы. Они проводятся на судах значительного меньшего водоизмещения. Как правило, экспедиционные круизные лайнеры берут на борт не более 300 пассажиров. Это люди, которые хотят не просто хорошо провести время в ресторанах и на дискотеках, в судовых магазинах, на водных аттракционах и так далее, а увидеть новые труднодоступные земли и природу на них. На таких лайнерах нет практически никаких развлечений, присутствующих на обычном круизном лайнере. Максимум, что есть – это живая музыка в салоне. Но зато на экспедиционном лайнере в составе экипажа есть серьезные ученые, которые рассказывают пассажирам о землях, которые они увидят, о представителях живой природе там. На таких лайнерах есть специальные надувные лодки – «зодиаки», на которых производится высадки на берег. И, самое главное, это маршруты. Экспедиционные круизные лайнеры ходят буквально по всем океанам планеты: Северный полюс, Антарктида, бассейн Амазонки, отдаленные острова Тихого океана – вот далеко не полный перечень маршрутов. Конечно, такие круизы стоят значительно дороже обычных.

По теме

Как и все круизы, экспедиционные – это путешествия безопасные. Хотя, как известно, из всякого правила есть исключения. О крушении экспедиционного лайнера MV «Explorer» в водах Антарктиды читай статью «Круизные лайнеры. Встречи со льдом».

MS «World Discoverer»

Теплоход построили в 1974 году в городе Бремерхафен в ФРГ. Лайнер предназначался для датской судоходной компании «BEWA Cruises», и назывался «BEWA Discoverer». Судно имело водоизмещение 3 700 тонн, длину 87,5 метров, и развивало скорость 16,5 узлов – около 31 км/ч. На борту размещались 137 пассажиров и 80 членов экипажа. Дальность плавания без дозаправки составляла 8 100 морских миль – 13 000 км. Новый лайнер имел двойное дно и усиленный ледовый класс 1А по шведско-финской классификации, позволяющий совершать круизы в Арктику и в Антарктиду. «BEWA Discoverer» был классическим экспедиционным круизным лайнером – небольшой, с неограниченной мореходностью, берущий на борт немного пассажиров. Через два года новый лайнер был продан компании Adventure Cruises, Inc. и переименовано в «World Discoverer» – «Первооткрыватель мира». С этого момента началась его долгая и интересная жизнь. В 1976 году лайнер был перерегистрирован под флаг Сингапура, а с 1980 года он ходил под флагом Либерии и был приписан к порту Монровия. В 1996 году лайнер прошел капитальный ремонт и переоборудование пассажирских помещений.

В сентябре 1985 года «World Discoverer» стал первым пассажирским и круизным судном, прошедшим по Северо-Западному проходу с запада на восток – из Нома на Аляске до Галифакса в Новой Шотландии. Лайнер одним из первых совершил рейс в Антарктиду, и вместе с «Lindblad Explorer» начал круизные рейсы по Амазонке, поднявшись по великой реке до города Икитоса.

С ноября по февраль – лето в Южном полушарии – лайнер ходил в Антарктиду, на Фолклендские острова, в Чили и Аргентину. С марта по май и с августа по сентябрь проводились круизы по островам в южной части Тихого океана, а с июня по август лайнер ходил к берегам Аляски и к российским границам в районе Берингова моря. Капитаном лайнера был Оливер Крюсс, ранее служивший помощником капитана на этом судне. Кроме спасательных шлюпок на «World Discoverer» было несколько больших надувных лодок типа «Зодиак», на которых туристы высаживались на берег. В составе экипажа было несколько ученых-натуралистов, которые рассказывали пассажирам о природе тех мест, где проходил круиз. Как правило, в течение дня проводилось две высадки на берег с экскурсией. Несмотря на свой возраст, на лайнере были оборудованы все необходимые помещения для экспедиционных круизов: специальный салон с панорамным остеклением, лекционный зал, где ученые рассказывали туристам, что они увидят на ближайшей высадке на берег, хорошо оборудованный медицинский центр, библиотека с книгами, рассказывающими о маршруте круиза, солнечная палуба с бассейном и фитнесс-залом.

СМИ, освещающие тему морских круизов, называли путешествия на «World Discoverer» «экспедициями среднего класса». Имелось ввиду не финансовые возможности пассажиров (стоимость путевок на экспедиционные круизы традиционно высока), а то, что обычный человек с их помощью мог посетить места на планете, куда раньше доходили лишь научные экспедиции.

Крушение и конец карьеры

По теме

В апреле 2000 года «World Discoverer» совершал очередной круиз в южной части Тихого океана. 30 апреля 2000 года в 16-00 по местному времени при прохождении пролива Сэндфлай в архипелаге Соломоновых островов лайнер налетел на необозначенную на картах скалу (в некоторых источниках говорят о не обозначенном рифе), и распорола свой правый борт Капитан лайнера Крюсс послал сигнал SOS, который был принят спасательной службой в Хониаре – столице Соломоновых островов. На помощь к «World Discoverer» был направлен паром, работающий на местных линиях, на который были пересажены пассажиры лайнера. Спасательная операция обошлась без жертв. Лайнер стал крениться. Крен достиг 20 градусов. Капитан «World Discoverer» перевел лайнер в бухту Родерик, и посадил его на мель. Судно осмотрели водолазы, которые признали – старый теплоход восстановлению не подлежит. С тех пор, «World Discoverer» находится в бухте Родерик-Бей. Действия экипажа были признаны правильными, и даже «героическими». Надо сказать, что потерпевший крушение в Антарктиде MV «Explorer», о котором мы говорили выше, принадлежал той же судоходной компании. Было ли это совпадением, или в «Discoverer Reederei» были серьезные проблемы с безопасностью судовождения, доподлинно не известно.

В наши дни

До сих пор MS «World Discoverer» находится в заливе Родерик на островах Нггела. Лайнер стоит на мели с креном в 48 градусов. Внутри теплоход разграблен местными жителями. Дело в том, что с 1998 по 2003 год на Соломоновых островах происходил межэтнический конфликт, так что население не стеснялось. Кроме этого, лайнер поврежден приливами. Он стал своеобразной туристической достопримечательностью Соломоновых островов. Мимо него специально проходят круизные лайнеры, в маршрут которых входит посещение архипелага. Надо сказать, что сразу после крушения, в 2000 году была предпринята попытка снятия с мели MS «World Discoverer», но… спасателей обстреляли с берега. Присылать военные корабли ради снятия с мели старого лайнера, посчитали нецелесообразным. Остов лайнера пользуется большой популярностью у дайверов и туристов.

Судоходная компания построила новый экспедиционный лайнер, который принял имя затонувшего теплохода «World Discoverer». Новый лайнер был спущен на воду в 2002 году. Но дела компании после гибели шли всё хуже и хуже, и через два года, в 2004 году, новый «World Discoverer» был конфискован по решению суда кредиторами. Компания-судовладелец подала заявление о банкротстве.

Новый лайнер под названием «Silver Explorer» входит во флот компании «Silversea Cruises» и совершает круизы в Норвегию, Антарктиду и южную часть Тихого океана.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.06.2023 18:00
Комментарии 0
Наверх