Версия // Общество // В 1987 году во время учебных стрельб в Японском море затонул малый ракетный корабль Тихоокеанского флота

В 1987 году во время учебных стрельб в Японском море затонул малый ракетный корабль Тихоокеанского флота

14980

Гибель «Муссона»


Фото: wikipedia/US military
В разделе

Во всех военных флотах мира есть свои чёрные даты. Есть они и в нашем флоте. С учетом того, что ВМФ России больше трёхсот лет, их немного, но они есть. В этой статье мы расскажем об обстоятельствах, приведших к гибели в 1987 году на учениях малого ракетного корабля Тихоокеанского флота «Муссон».

Овод

Появившиеся в 60-х годах ХХ века ракетные катера показали свою эффективность. Советские ракетные катера проекта 183Р в одной из арабо-израильских войн потопили израильский эсминец «Эйлат». О начале эпохи ракетных катеров смотри статью «Как украсть ракетный катер». После небольших катеров проекта 183Р в составе нашего флота появились более крупные – проекта 205, 205У, 206МР. Если катерам проекта 183Р в НАТО присвоили класс «Комар», то проект 205 и 205У в НАТО называли проект «Оса». Это были для своего времени очень удачные корабли. Но у них был один недостаток – ракетные катера имели ограничения по мореходности. Для действий, как сейчас говорят, в ближней морской зоне, требовались более крупные и мореходные корабли. В 1968 году на воду был спущен первый корабль нового класса - малый ракетный корабль (МРК) проекта 1234. Учитывая названия за рубежом наших ракетных катеров, в СССР этому проекту присвоили шифр «Овод». В НАТО, учитывая величину нового корабля – его водоизмещение достигало 700 тонн – его называли ракетный корвет класса «Nanuchka».

Семейство проекта 1234, в зависимости от состава вооружений, включало в себя корабли проектов 1234 шифр «Овод», 1234Э – «Овод-Э», 1234.1 – «Овод-1» и 1234.7. «Главным калибром» МРК были 6 ракет «корабль – корабль» комплекса П-120 «Малахит» с диапазоном стрельбы от 15 до 150 км. МРК был вооружен зенитным ракетным комплексом ближнего радиуса действия «Оса-М» или «Оса-МА», и 57-мм или 76-мм артустановкой. Экспортный вариант МРК – 1234Э входил в состав ВМФ Индии, Алжира, Ливии. Не смотря на относительно небольшие размеры, МРК этого проекта выполняли Боевые Службы в дальней морской зоне. В частности, черноморские МРК входили в состав Средиземноморской эскадры и вели слежение за американскими авианосцами, а тихоокеанские несли службу в Камрани. Всего в СССР были построены 47 МРК семейства проекта 1234. На сегодняшний день в строю осталось 10 МРК проекта 1234.1 и 1 – проекта 1234.7. В 2019 году было принято решение о перевооружении оставшихся МРК ракетным комплексом «Уран». На каждом корабле должны быть установлены 16 ракет. Первым прошел модернизацию по проекту 1234.7 МРК «Айсберг» Тихоокеанского флота. Модернизированные корабли будут продолжать службу в Российском флоте.

Маневры и стрельбы

В состав Тихоокеанского флота входит Приморская флотилия разнородных сил. Задача, стоящая перед кораблями флотилии, состоит в контроле над Японским морем. В советское время в состав Приморской флотилии разнородных сил входила 165 бригада ракетных катеров. В состав бригады входил 192 дивизион малых ракетных кораблей. В составе этого дивизиона числился малый ракетный корабль «Муссон» проекта 1234. Он был заложен 14 июля 1975 года на Владивостокском судостроительном заводе. Через год «Муссон» был спущен на воду, а 9 февраля 1982 года МРК вошел в состав Тихоокеанского флота. Он был семнадцатым кораблем данного проекта в советском ВМФ и третьим кораблем на Тихоокеанском флоте.

По теме

В марте - апреле 1987 года были запланированы учения с боевыми стрельбами. Но с самого начала не заладилось. Первоначально, стрелять должны были МКР «Вихрь» и «Бриз» 26 – 28 марта. Но их зенитно-ракетные комплексы не были готовы к стрельбам. В начале апреля стрельбы отменили, потому что в полигоне боевой подготовки находились американские фрегаты «Francis Hammond» FF1067 и «Knox» FF1052 типа «Нокс». 7 апреля стрельбы отменили из-за отсутствия самолета обеспечения. На следующий день, 8 апреля, самолет находился в готовности на аэродроме, но в полигоне боевой подготовки была плохая видимость, а на его границах находились рыболовные суда. 11 апреля обнаружилась неисправность на МРК «Бриз» и МПК -117. Наконец, всё исправили, и всё учли. Стрельбы назначили на 16 апреля.

Четверг 16 апреля был ясным днем. Отряд кораблей в составе малого противолодочного корабля МПК-117 проекта 1124, двух малых ракетных кораблей «Муссон» и «Вихрь» проекта 1234 и двух ракетных катеров Р-42 и Р-87 проекта 12411 (по классификации НАТО «Тарантул») снялись с якоря в заливе Стрелок и взяли курс на полигон в заливе Петра Великого. Целью учений была отработка совместной стрельбы зенитно-ракетными комплексами двух МРК. Через некоторое время корабли разделились. МПК-117, «Муссон» и «Вихрь» образовали ордер, по которому ракетные катера должны были нанести удар ракетами-мишенями. На борту «Муссона» находились курсанты школы техников ВМФ и гражданской мореходки из Находки, проходившие на МРК практику. Около 18-00 по местному времени, корабли заняли исходные позиции. План учений был несколько нарушен, что впоследствии сыграло свою роль. «Муссон» сбавил ход до 9 узлов (по другой версии вообще остановился), а стрельба велась с расстояния 21 километра, чего в первоначальном плане не было.

Трагедия

«Муссон» был в центре ордера. Ракетный катер Р-42 запустил ракету-мишень РМ-15М, а Р-87 – ракету-мишень РМ-15.

Для понимания того, что произошло в дальнейшем, необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, при планировании и проведении ракетных стрельб ракета-мишень всегда летит, как говорят, с параметром. Это значит, что она пересекает курс корабля за кормой. Так делается для того, чтобы в случае промаха, корабль мог резко увеличить скорость и разминуться с ракетой. Во-вторых, ракеты-мишени РМ-15 сделаны на базе боевых ракет П-15. Высота полета РМ-15 порядка 100 метров, а РМ-15М – 15 метров. Благодаря небольшой высоте полета, она обнаруживается зенитчиками корабля на меньшей дальности. Соответственно, время реакции у расчетов значительно сокращается. И, в-третьих. Это самое главное. Ракеты-мишени РМ-15 пользовались у моряков дурной славой «несбиваемых». Дело вот в чем. У ракеты П-15 в носовой части находилась головка самонаведения и боевая часть. Любое попадание – даже если зенитная ракета взрывалась на определенном расстоянии от цели, наносила П-15 повреждения, получив которые она уже не представляла опасности для корабля. У РМ-15 вместо боевой части было так называемое инертное снаряжение, а головка самонаведения заменялась на автопилот, настроенный на определенные параметры полета. Если не было прямого попадания, и зенитная ракета взрывалась вблизи РМ-15 (а такой сценарий то же считается поражением), то очень часто ракета-мишень продолжала полет, как ни в чём не бывало. Подчас, на боевых стрельбах, для того, чтобы сбить РМ-15 требовалось попадание нескольких ракет, хотя если бы стреляли по П-15, достаточно было одной. И, наконец, в четвертых. До сих пор нет единой версии, что же произошло. Есть официальная версия, есть версии моряков-тихоокеанцев.

Обнаружив цель, ракетчики «Муссона» взяли её на сопровождение и произвели пуск двух ракет ЗРК «Оса-М». Но произошло то, что происходило достаточно часто – зенитные ракеты не смогли сбить РМ-15, она только немного изменила курс и поразила надстройку МРК. В одной из версий происходящего говорилось, что «Муссон» сбавил ход до 9 узлов. Если это правда, то ракета-мишень, идущая на автопилоте, пересекала курс МРК с другим параметром по корме. Официальная версия гласит, что это была РМ-15М, выпущенная с расстояния 21 км. Но свидетели и документы говорят о том, что это была РМ-15, выпущенная с расстояния 136 кабельтовых – 25,2 км. Как бы то ни было, вторая ракета прошла над «Муссоном», но на неё никто уже не обращал внимание. Пронзив надстройку, ракета взорвалась в ГКП «Муссона». Боевой части на РМ-15 не было, но были топливо и окислитель. На момент попадания ракеты в ней находились 150 литров горючего и 500 литров окислителя. Надстройки МРК проекта 1234 выполнены из алюминиевых сплавов. После взрыва начался сильный пожар.

По теме

Стреляющий катер в 18-36 по местному времени, получил информацию по радио: «Первый», я «Третий» (позывной «Вихря»), во «Второй» (позывной «Муссона») попало «изделие». «Второй» горит. Экипаж покидает корабль…». Ракетные катера срочно пошли на помощь. В 19-13 они подошли к ордеру, но сделать ничего не могли. «Муссон» горел, а руководитель стрельбы, командующий Приморской флотилией, контр-адмирал Л.И. Головко не разрешил кораблям приближаться к «Муссону». Он опасался взрывов снарядов и ракет на борту горящего корабля. На «Муссон» были загружены все штатные ракеты – 6 ракет комплекса «Малахит», 20 ракет комплекса «Оса-М» и 1 000 57-мм артиллерийских снаряда.

На «Муссоне» все было очень плохо. Корабль был полностью обесточен, поэтому он лишился связи, и, самое главное, не работали системы пожаротушения. Борьба с огнем осуществлялась только с помощью огнетушителей, но когда горят надстройки, это помогает мало. Алюминиевые надстройки плавились, как пластилин. Контейнеры ракет П-120 «Малахит» по левому борту сгорели полностью, с правого борта из-за пожара контейнеры с ракетами встали вертикально, и упали за борт. Командир «Муссона» капитан 3-го ранга В. Рекиш погиб сразу после взрыва За старшего остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. С травмой позвоночника, переломом ноги и ожогами, он организовал борьбу за живучесть, а потом и эвакуацию оставшихся в живых моряков. Вода имела температуру +4 °C.

Борьба за живучесть продолжалась с 18-43 до полуночи, когда «Муссон», полностью выгорев, затонул на глубине 2 900 метров в 33 морских милях от острова Аскольд. В катастрофе погибло 39 человек. 37 удалось спасти. Все те, кто покинул «Муссон» и оказались в воде, были подняты на борт других кораблей.

Разбор

Вызывает удивление, что «Муссон» резко уменьшил скорость хода. Часть свидетелей говорят о том, что МРК вообще стоял на месте. Некоторые источники, в том числе и официальные, считают, что так руководитель стрельбы пытался создать более простые условия для экипажа, и, соответственно, получить за стрельбу высокую оценку. Факт, что руководитель стрельбы изменил её условия. Это зафиксировано в его боевом распоряжении на стрельбу. Первоначально стрелять должен был МПК-117, а «Муссон» и «Вихрь» должны были быть, как говорят военные моряки, на «достреле». Однако, контр-адмирал Леонид Головко изменил план стрельбы. Основным кораблем был назначен МРК «Муссон», при этом его скорость во время боевой стрельбы сильно ограничили. Кроме этого дальность пуска ракеты – 21 км – была меньше ранее запланированной. По мнению адмирала флота Смирнова, изложенному им в итоговом докладе после работы комиссии, расследовавшей причины катастрофы, в этом «усматривается стремление выполнить стрельбу в менее динамичной обстановке и получить более высокую оценку». Но в целом, официальная версия склоняется к роковому стечению обстоятельств. Ходят слухи, что по поводу гибели «Муссона» один адмирал грустно пошутил: «Зато мы убедились в надежности нашей ракеты: даже в виде мишени она несбиваема».

Заключение

В бухте Улисс погибшим морякам МРК «Муссон» поставлен памятник.

По итогам расследования комиссия предложила Главкому ВМФ отказаться от использования алюминиевых сплавов в военном кораблестроении. Пример гибели английского эсминца УРО «Шеффилд» в англо-аргентинской войне за Фолклендские острова, к сожалению, не впечатлила чиновников из Министерств обороны и судостроительной промышленности. Такие сплавы применялись до конца 90-х годов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.01.2021 15:05
Комментарии 0
Наверх