Версия // Общество // В 1979 году в Антарктиде разбился пассажирский самолет DC-10 с 237 пассажирами и 20 членами экипажа

В 1979 году в Антарктиде разбился пассажирский самолет DC-10 с 237 пассажирами и 20 членами экипажа

3582

Катастрофа на Эребусе

В 1979 году в Антарктиде разбился пассажирский самолет DC-10 с 237 пассажирами и 20 членами экипажа
В разделе

Эта авиакатастрофа стала одной из самых трудно-расследуемых в новейшей истории мирового гражданского воздушного флота. Катастрофа произошла над ледяными просторами Антарктиды, погибло 257 человек. Результаты расследования причин гибели самолета пересматривались из-за противоречивых выводов экспертов. В этой статье мы расскажем о крушении и гибели в Антарктиде самолета McDonnell Douglas DC-10-30 авиакомпании «Air New Zealand», совершавшего рейс ТЕ 901

Туризм в Антарктиде

Антарктида – самый труднодоступный континент на планете. Просто так посетить его нельзя. Но, те не менее, есть два способа посмотреть на него. Первый это морские круизы. В сегменте самого дорого экспедиционного туризма, несколько судоходных компаний организуют круизы из аргентинского порта Ушуайя к побережью Антарктиды. Во время путешествия несколько раз производится высадка на континент. Второй способ – это посмотреть на ледовый континент из иллюминатора самолета. Новозеландская компании организовали специальные туристические перелеты, целью которых был полет над Антарктидой. На таких рейсах загрузка специально уменьшалась на 15%, чтобы пассажиры имели более удобный доступ к иллюминаторам.

Новозеландская компания «Air New Zealand» проводила такие рейсы с 1977 года. Для антарктических полетов «Air New Zealand» использовала один из восьми своих лайнеров DC-10-30. Самолет взлетал из аэропорта Окленд и летел к побережью Антарктиды. В районе пролива Мак-Мёрдо лайнер снижался, и сопровождавший пассажиров гид начинал свой рассказ о шестом континенте. Пассажиры могли любоваться антарктическими пейзажами. Как мы уже говорили, загрузка самолета была специально уменьшена, что давало возможность пассажирам ходить по салону и делать снимки из иллюминаторов обоих бортов. После пролета над континентом, самолет возвращался в Окленд. Протяженность маршрута составляла 8 630 км. Билеты были дорогими. В 1979 году их стоимость составляла 359 новозеландских доллара – по сегодняшнему курсу около 3 000 $.

Рейс ТЕ 901

За 19 дней до полета – 9 ноября 1979 года – командир Коллинс и второй пилот Кассин прибыли на специальное совещание по полету. Оба были опытными летчиками – 45-летний Томас Дж. Коллинс имел налет 11 151 час (до работы в гражданской авиации, Томас служил в ВВС Новой Зеландии), а 37-летний Грегори М. Кассин – 7 934 часа. Но был один важный нюанс – эти часы летчики провели на регулярных рейсах. Они ни разу не летали в Антарктиду. Почему то руководство компании решило, что для таких опытных пилотов это будет обычный полет. На этом же совещании присутствовал и Лесли Симпсон – пилот, командир лайнера, неоднократно летавший в Антарктиду.

28 ноября 1979 года в 07-17 по Новозеландскому времени, DC-10-30 взлетел из Окленда. Маршрут экскурсионного рейса ТЕ 901 обозначался как Окленд – Крайстчерч – Окленд (через Антарктиду). На борту было 237 пассажиров и 20 членов экипажа. Обычно в таких полетах, в качестве гида выступал новозеландский исследователь и альпинист Эдмунд Хилари. Это был известный человек. Он был одним из первых двух альпинистов, покоривших Эверест в 1953 году. Но в тот день он не смог участвовать в полете, и попросил своего друга, 52-летнего альпиниста Питера Малгрю подменить его. Питер был не менее известным в стране путешественником. Судьбу не обманешь. McDonnell Douglas DC-10-30 имел регистрационный знак ZK-NZP, был построен в 1974 году. На день катастрофы налет самолета составил 20 763 часа. Машина была в хорошем, исправном состоянии. Через 11 часов полета, самолет должен был приземлиться в аэропорту Крайстчерча, где должна была быть дозаправка. После чего, лайнер возвращался в Окленд поздно вечером.

По теме

В районе 12-40 самолет пролетел над островом Росса в Антарктиде. До этого места полет проходил в хороших метеоусловиях. После пролета остова, на высоте 4 800 метров появилась плотная облачность. Томас Коллинс снизится до высоты 470 метров для пролета над полярной станцией Мак-Мёрдо. По некоторым данным, высота полета должна была быть от 610 до 910 метров. Но в процессе снижения лайнер отклонился от курса на восток. После выхода на эшелон 470 метров в кабине лайнера зазвучал сигнал тревоги об опасном сближении с землей – сработала система GPWS. Командир сразу дал двигателям взлетный режим и потянул штурвал резко на себя, но было уже поздно. С момента срабатывания оповещения до момента столкновения прошло всего 6 секунд. В 12-49 самолет врезался в склон горы Эребус на высоте 447 метров над уровнем моря. Кинетическая энергия удара была такова, что самолет полностью разрушился на мелкие части. Уцелела только хвостовая часть и немного центральной части фюзеляжа. Все 237 пассажиров и 20 членов экипажа погибли.

Поисковая операция

После попыток станции Мак-Мердо выйти на связь с DC-10-30, авиакомпания сообщила, что связь с самолетом потеряна. На поиски лайнера вылетели шесть спасательных самолетов. В тот день видимость над Антарктидой была отличной – до 65 км. Но даже при такой видимости спасатели не сразу заметили место падения самолета. В 22-00, через полчаса после того времени, когда у самолета должно было закончиться топливо, представитель «Air New Zealand» сообщил, что, предварительно, самолет разбился. Поисковые самолеты шли по предполагаемому маршруту лайнера. В 00-55 экипаж самолета ВМС США заметил обломки на склоне горы Эребус. Первые спасатели смогли высадиться на склон лишь спустя 20 часов после катастрофы. Было установлено, что никто из 257 человек не выжил. Обломки находились на склоне на высоте 445 метров над уровнем моря. Извлечение тел и их идентификация было очень тяжелым делом, как физически, так и морально. Часть тел оказались зажаты в обломках самолета. На глазах спасателей птицы-поморники объедали тела погибших. Они были настолько обезображены, что личность человека устанавливали дантисты по состоянию зубов. Иногда помогали отпечатки пальцев, или связка ключей в кармане. Останки 44 человек так и не удалось идентифицировать. Всех погибших похоронили вместе 22 февраля 1980 года.

Расследование причин катастрофы

Расследование катастрофы проводила новозеландская комиссия, возглавляемая следователем Рональдом Чиппиндейлом. Основной причиной была названа ошибка пилотов. По мнению комиссии, летчики заняли эшелон ниже безопасной высоты полета в условиях плохой видимости. Но с таким решением не согласилось новозеландское общество. Недовольство решением было настолько сильным, что власти назначили новое расследование. Возглавил его судья Петер Махон. Работа второй комиссии выявила невероятные факты. Курс самолета должен был проходить на расстоянии 43 км от горы. Но в результате опечатки, самолет фактически пролетал прямо над Эребусом – высота его пика составляет 3 800 метров. Накануне полета офис авиакомпании был проинформирован об опечатке и получил исправленный план (по такому плану проходили все 13 предыдущих полетов), но летчикам об этой опечатке не сообщили. Маршрут проходил не в стороне от горы, как думал экипаж, а над её вершиной. На эту ошибку наложилось и еще одно нарушение. Экипаж совершил снижение для лучшего обзора Эребуса. Такой маневр проводился и ранее. Об этом свидетельствовали рекламные буклеты с фотографиями. «Air New Zealand» шло на такое нарушение норм летной безопасности, ведь полет проходил рядом с горой, а окружающая местность была ровной. Но в последнем полете, из-за ошибки в плане полета экипаж снизился, не пролетая мимо горы, а двигаясь прямо на неё. Уцелевшие фотографии в фотоаппаратах показали, что склоны горы сливались с облаками, и летчикам действительно было сложно понять, что курс самолета ведет в склон горы. В гибели самолета и людей были виноваты те сотрудники авиакомпании, которые не сообщили пилотам об изменении плана полета. Летчики просто внесли ошибочные координаты в бортовой компьютер, подписав тем самым всем смертный приговор.

Заключение

В память о жертвах на антарктической базе Скотта был установлен деревянный крест, который в 1986 году был заменен на алюминиевый. Большая часть обломков самолета до сих пор находятся на склоне горы Эребус. Когда антарктическим летом тают снега, их видно с воздуха. Есть еще одно, мистическое последствие катастрофы. Первоначально, до вывоза в Новую Зеландию, все трупы были доставлены на полярную станцию Мак-Мёрде. С тех пор персонал периодически жалуется, что на станции появились призраки погибших. Экскурсионные полеты в Антарктиду больше не проводятся, туристы высаживаются на ледовый континент только с круизных лайнеров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх