Версия // Общество // Учимся правильно выбирать автомобильную резину

Учимся правильно выбирать автомобильную резину

2238

ШИНА-НА!

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Как показывает практика, именно к майским праздникам отечественные автомобилисты завершают переход на летнюю резину. Зимой всё раньше, резче, более или менее слаженно и понятно: выпал первый снег, подморозило – пора «переобуваться». С относительно тёплым временем года полный раздрай и десятки разных мнений: кто говорит, что ради безопасности стоит ждать со сменой до последнего мороза (то есть как раз до мая), кто утверждает прямо противоположное. Мы решили разобраться, когда и что лучше поставить на свой автомобиль во избежание тяжёлых последствий.

Для начала простые цифры. На сухом асфальте тормозной путь авто на шипованных шинах будет примерно на 5% больше, нежели на аналогичных, но без шипов. Прямо противоположная ситуация – настоящий лёд. «Чистая» резина будет останавливать машину на 50% дольше «шиповки». И это лишь в том случае, когда за рулём находится хорошо подготовленный водитель. Средний «чайник» без шипов на льду наверняка остановится гораздо раньше, но в канаве, на столбе и прочих плохо приспособленных для парковки местах. Летние, соответственно априори нешипованные, шины в аналогичных условиях серьёзные эксперты не испытывали – тут дело уже не в процентах, а в абсурдности такой проверки по своей сути.

Вроде получается, что заложить на остановку лишние 5% своего обычного тормозного пути куда проще, нежели в критической ситуации бороться с заносом. Опять же «лето» зимой (ранней весной), существенно проигрывает «зиме» летом. Соответственно напрашивается простой вывод: ради безопасности – шипы (в крайнем случае просто зимняя резина), и только до того момента, когда минует даже гипотетическая опасность заморозков. Но это не совсем так.

Зимняя, особенно шипованная, резина вопреки стереотипам не просто становится более «липучей», когда температура повышается до положительных значений и уж тем более когда временами достигает 15—20 градусов тепла. (Многие доморощенные эксперты вообще считают, что зимняя, и следовательно более мягкая, покрышка быстрее изнашивается в жару и как будто приклеивается к асфальту.) Она буквально плывёт, тает, а дальше – как повезёт. В лучшем случае – увеличенная и плохо прогнозируемая траектория при торможении. В худшем – если, например, попытаться как следует «отжечь» на зимних покрышках в июльскую жару, считая, что чёрные следы за машиной – признак спортивности и хорошего сцепления, – полное разрушение баллонов. Причём почти наверняка на высоких скоростях.

В результате нужен некий компромисс. В больших городах, где много транспорта и на магистралях при небольшом «минусе» лёд образуется редко, поскольку его просто растапливают машины, можно и нужно «переобуваться», как только сошла основная масса снега. При этом следует проявлять повышенную осторожность, когда приходится в морозец ехать по пустой дороге – именно в таких условиях оказавшиеся на проезжей части жидкости могут превратиться в каток.

Автолюбителям, проживающим в населённых пунктах с малой интенсивностью движения, или тем, кто достаточно регулярно выезжает на загородные магистрали, действительно стоит ждать со сменой резины до последнего. Шоссе, открытые пространства – идеальные места для образования льда даже при небольшом «плюсе».

Следующий вопрос: ставить отечественную или импортную, дорогую или дешёвую резину? Для начала давайте разберёмся со страной-производителем.

Срок службы отечественных металлокордных радиальных шин при благоприятных условиях составляет 60—80 тыс. километров. У импортных данный показатель почти вдвое больше. Однако обойдутся фирменные покрышки в 2—3 раза дороже.

По теме

Разброс цен велик. Отечественные с посадочным диаметром 13 дюймов стоят от 1100–1200 рублей за шину. Импортные шины обойдутся в 1500–5000 рублей, но есть и более дорогие варианты. Так, шина «класса люкс» будет стоить порядка 15 тыс. рублей.

Таким образом, исходя из чисто финансовых сооображений, можно поставить между «нашими» и «ненашими» знак равенства, однако тут надо учитывать отечественный менталитет. Поскольку народ у нас любит ездить до последнего, пока не пойдут грыжи и не полезет корд, импорт всё же предпочтительнее. Переплата окупится дополнительным спокойствием. Что касается пресловутого «люкса», то большинству автолюбителей он просто не нужен. Покрышки, рассчитанные на запредельные скорости, не дадут ощутимых преимуществ в обычных режимах эксплуатации.

Предположим, что вы не стали зацикливаться на превратно истолкованном патриотизме и решили не поддерживать отечественного производителя. Что выбрать? На что полагаться, если реклама, разумеется, превозносит характеристики абсолютно любой продукции? Немного облегчить выбор могут результаты тестов, которые провёл старейший и самый авторитетный европейский автомобильный клуб ADAC. Были испытаны покрышки самых популярных типоразмеров радиусом 14 и 15 дюймов.

Тесты ADAC приводят к оптимистичным выводам: из 37 протестированных покрышек 28 показали результат «особенно рекомендовано» или «рекомендовано». В группу «не рекомендовано» попали только откровенно дешёвые шины с третьих рынков, в основном никому не известных китайских производителей.

Победителем теста в классе 195/65 R 15 с индексом скорости V (до 240 км/ч), которые устанавливаются на автомобили среднего класса, стали покрышки Pirelli P6, Bridgestone Turanza ER 300, Vredestein Sportrac 3 и Dunlop SP Sport FastResponse. Все эти шины получили отметку «особенно рекомендовано», поскольку прежде всего в тестах на безопасность не проявили никаких недостатков. Новая разработка – Michelin Energy Saver – получила отметку «рекомендовано». Отличные показатели в экономии топлива и износостойкости омрачило «неспортивное» поведение на мокрой дороге. Наихудшим образом себя проявили шины Wanli S1095 из Китая: катастрофически длинный тормозной путь на мокрой дороге создаёт реальную опасность здоровью водителя и пешеходов. Там, где победители теста уже остановились, покрышки Wanli ещё ехали со скоростью 48 км/ч.

Вообще, отдельно стоит сказать о том, как зависит тормозной путь от качества шин. В большинстве профессиональных тестов замеряется тормозной путь автомобиля со скорости 100 км/ч до полной остановки. Разница между лучшими и худшими покрышками в этом тесте ADAC составила ни много ни мало 7 метров (тормозной путь 40 м и 47 м соответственно).

В тесте ADAC в «малом весе» (175/65 R 14 с индексом скорости T — такие шины устанавливаются на малолитражки) победителями стали Pirelli Cinturato P4, Continental EcoContact 3, Fulda EcoControl и Kumho Solus KH17. Согласно заключению специалистов ADAC в этих шинах сочетаются управляемость на сухой и мокрой дороге, низкий уровень шума и износостойкость. Pirelli же своим успехом обязана великолепной истории своего предшественника – модели P3000. Сильно подтянулся и корейский производитель: пре-дыдущая модель – Kumho KH15 – в прошлых тестах вообще получила отметку «не рекомендовано». Также хорошие отметки получили корейские Yokohama C. drive и Maloya Crono 456t. Внизу списка дешёвые шины от производителей Sava, Tigar und Trayal. Эти покрышки выдали ужасно длинный тормозной путь на мокрой дороге.

Что интересно, ни одна из протестированных покрышек не получила идеальную оценку. Однако большинство из тех, что попали в группы «особенно рекомендовано» и «рекомендовано», несильно отличаются друг от друга по показателям на сухой и мокрой дороге. Лучший результат в управляемости на сухой дороге в классе R14 показали шины Yokogama C. drive AC01, а в классе R15 – Bridgestone Turanza ER 300, впрочем, остальные не так далеки от них. А вот в тестах на износостойкость есть явные лидеры. Меньше всего подвержены износу, согласно результатам тестов ADAC, шины Pirelli.

Как показали тесты летних шин ADAC, цена не является главным показателем качества шин. Есть как недорогие представители в группе «особенно рекомендовано», так и недешёвые покрышки в группе «не рекомендовано». Идеальный компромисс – шины менее раскрученных брендов. В тестах они себя неплохо показали, да и стоят значительно дешевле своих именитых конкурентов.

Приобрести данные модели можно и в России. Так, например, Pirelli Cinturato P4 можно приобрести за 1,7 тыс. рублей за покрышку, Contiental EcoContact 3 – за 1,5 тыс. рублей, Fulda EcoControl – 1,6 тыс. рублей, Kumho Solus KH17 – за 2,8 тыс. рублей.

Что касается класса R15, то здесь цены немного выше. Pirelli P6 обойдётся в 2,3 тыс. рублей, Bridgestone Turanza ER 300 – в районе 3 тыс. рублей, Vredestein Sportrac 3 – около 3,5 тыс. рублей, Dunlop SP Sport FastResponse – 2,5—3 тыс. рублей. А, например, шина Hankoook Optimo K715 радиусом 15 дюймов, которая по своим показателям не уступает Goodyear DuraGrip и Dunlop SP30, обойдётся всего в 1,5–1,7 тыс. рублей за штуку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2008 12:30
Комментарии 0
Наверх