Версия // Общество // Треть самолётов российских компаний остаются на земле из-за закрытых границ и проблем с техобслуживанием

Треть самолётов российских компаний остаются на земле из-за закрытых границ и проблем с техобслуживанием

6327

Курс на приземление

Треть самолётов российских компаний остаются на земле из-за закрытых границ и проблем с техобслуживаниеме
(Фото: Wikimedia Commons / Апатинаити)
В разделе

Отечественные авиаперевозчики вынуждены были приземлить порядка трети своего авиапарка: 325 самолетов не выполняют рейсы. Причины вынужденного простоя воздушных судов – сезонное отсутствие высокого пассажиропотока, закрытие большинства международных направлений, вероятность ареста самолетов, принадлежащих иностранным лизингодателям, а также проблемы с техническим обслуживанием на фоне санкций. И дальнейшие перспективы российского авиасектора выглядят не слишком обнадеживающими.

В марте российские авиаперевозчики приземлили порядка трети имеющихся в их распоряжении воздушных судов. Как сообщает газета «Известия» на основе данных сервиса отслеживания авиаперелетов Flightradar, сейчас не летают 325 самолетов из 980, находящихся в эксплуатации у отечественных авиакомпаний. В эту цифру входят 246 самолетов иностранного производства – Boeing и Airbus, причем 76 из них не летают 20-30 дней, остальные 170 находятся на простое неделю и более. Еще 79 авиалайнеров, которые находились на балансе у российских авиакомпаний, оказались арестованы за границей – лизингодатели заявили свои права на воздушные суда после того, как масштабные антироссийские санкции, больно ударившие по авиационной сфере, вступили в силу.

Издание уточняет, что самолеты приземлили в трех десятках крупнейших аэропортов РФ. В частности, Шереметьево, который является главным российским аэропортом, «на приколе» оказались 116 авиалайнеров, причем более половины из них принадлежат «Аэрофлоту» и его дочерней компании «Россия». Еще 18 самолетов числятся за компаниями «Волга-Днепр» – AirBridgeCargo и «Атран», осуществляющими грузовые авиаперевозки. В Домодедово на парковке остаются 25 самолетов: пять воздушных судов S7 Airlines, восемь – «Уральских авиалиний», четыре – Red Wings. Там же можно увидеть авиалайнеры «Ираэро», Nordstar, «Ямала» и «России». Во Внуково приземлили 47 самолетов: 15 воздушных судов Azur Air, 14 – Utair, пять – «Победы». Также не использующиеся самолеты стоят в Сочи, петербургском Пулково, новосибирском Толмачево, екатеринбургском Кольцово, в аэропортах Уфы, Минвод, Красноярска, Тюмени, Сургута, Владивостока и Хабаровска.

Вопрос безопасности государства

Более половины иностранных самолетов, которые были приземлены в России, находятся под санкциями. Дело в том, что эти воздушные суда принадлежат лизингодателям из других стран и, соответственно, могут быть изъяты по их требованию. Помимо упомянутых выше Airbus и Boeing, авиаперевозчики оставили на земле еще восемь региональных Bombardier серии CRJ, три турбовинтовых DHC-8 и пять Embraer.

Уточняется, что до объявления санкций российские авиакомпании арендовали за рубежом в общей сложности 515 самолетов. 39 из них оказались за пределами России в самом начале спецоперации на Украине и вернулись к своим владельцам. Впоследствии еще 40 самолетов были изъяты, конфискованы или арестованы по требованию зарубежных арендодателей. Таким образом, Россия лишилась 79 самолетов. Еще 22 марта в Минтрансе называли цифру в 78 авиалайнеров, которые были потеряны для России, еще один самолет передали лессору в минувшие выходные.

28 марта истек срок расторжения договоров аренды воздушных судов с российскими авиакомпаниями. Последние должны были вернуть их европейским лизингодателям, однако этого не произошло. Владельцы самолетов вправе обратиться в суд и в случае, если он согласится с их требованиями, начать арестовывать активы российских авиаперевозчиков по всему миру. При этом часть компаний готова отдать самолеты, но перевозчики не могут этого сделать, поскольку данное решение должно быть утверждено. Согласно приказу Минтранса, решать, какие самолеты можно вывозить из страны на ремонт или возвращать иностранному собственнику, будут Минобороны и ФСБ. Заявки авиакомпаний на вывоз самолетов или запчастей будут оцениваться «на предмет наличия угрозы обороне страны и безопасности государства». В приказе отмечается, что перевозчики должны приводить описание и количество самолетов, которые предполагается вывезти из страны, сроки и страну назначения. Вывоз может осуществляться на основании договоров поставки и контрактов с посредником или производителем о продаже.

По теме

Дефицит запчастей

Как отмечают эксперты, авиаперевозчики оставляют самолеты на земле по различным причинам, причем не всегда они связаны только с санкциями. В частности, февраль и март традиционно остаются низким сезоном в авиации, воздушные суда загружаются не слишком активно, и авиаперевозчики часто оставляют самолеты на парковке, сокращая количество выполняемых рейсов для оптимизации издержек. Но в этом году ситуация осложняется еще и тем, что закрыты рейсы по большей части международных направлений, а также в южные аэропорты России.

Часть бортов компании сохраняют в резерве. Каждый перевозчик устанавливает их количество для себя – в зависимости от того, сколько резервных воздушных судов может ему понадобиться. В некоторых случаях резерва может не быть и вовсе.

Относительно еще части самолетов пока не удалось решить вопрос с техническим обслуживанием. Ведь даже если не возвращать авиалайнеры Boeing и Airbus иностранным лизингодателям, воздушные суда имеют свойство изнашиваться и требовать замены запчастей. А зарубежные авиапроизводители в условиях санкций не будут обслуживать воздушные суда, эксплуатирующиеся в России. Пока авиакомпании ищут выход из создавшегося положения. Так, к примеру. «Победа» до конца года откажется от эксплуатации 16 самолетов Boeing 737-8, которые сохранились в ее парке после арестов 41 авиалайнера. На этот шаг руководство лоукостера пошло для того, чтобы сэкономить на запчастях, и имеющегося запаса было бы достаточно для своевременного обслуживания продолжающих полеты воздушных судов. В «Аэрофлоте» указали, что в связи с санкциями вносят в полетную программу коррективы, позволяющие «максимально эффективно» использовать ресурс авиалайнеров. В S7 заявили, что несколько бортов компании в данный момент находятся на техобслуживании, а остальные продолжают полеты.

В ожидании снижения

Как считают аналитики, на которых ссылается издание, в условиях закрытия большинства международных направлений в связи с санкциями и приземления самолетов отечественным авиаперевозчикам придется снизить пассажиропоток на 20%. Таким образом, если сравнивать с мартом 2021 года, когда авиаотрасль начала постепенно восстанавливать объемы после пандемийного застоя, вместо 6,5 миллиона человек, перевезенных в этом месяце, в марте 2022 года пассажиропоток составит только 5,2 миллиона человек. На внутренних линиях это 4,8 миллиона пассажиров, на международных – 360 тысяч.

Что касается внутренних авиаперевозок, высока вероятность, что по итогам текущего года их объемы не слишком изменятся по сравнению с 2021 годом. Если говорить о международных рейсах, оценить эффект от закрытия многих направлений пока проблематично, однако стоит помнить, что его доля по результатам прошлого года составила лишь 21%. Таким образом, негативные последствия будут несколько сглажены.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2022 17:03
Комментарии 0
Наверх