// // «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»

«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»

5166

Опередившие время

9
В разделе

Все читатели знают о вертолетах, судах на воздушной подушке и судах на подводных крыльях. Многие уверены, что эта техника появилась в 50-60-е годы ХХ века. Однако, это не так. Вертолеты, суда на воздушной подушке и подводных крыльях появились в конце 30-х годов и даже приняли участие во Второй мировой войне. По объективным причинам их участие не было массовым, но оно было. О них наш рассказ.

Сюжет: Армия

Суда на воздушной подушке

История развития техники порой бывает несправедлива. В западной технической литературе сказано, что первые практические суда на воздушной подушке (СВП) спроектировал английский инженер Кристофер Сидней Коккерели в 1959 году. Он стал известен потому, что пассажирские СВП в 60-х годах ХХ века были самыми быстроходными судами, перевозившими пассажиров через пролив Ла-Манш. Но правда заключается в том, что за 25 лет до этого профессор Новочеркасского политехнического института Левков уже создал и испытал на Копанском озере катера на воздушной подушке. Владимир Израилевич Левков (1895-1954) начал получать высшее образование в Германии, но после начала Первой мировой войны вынужден был вернуться в Россию. На родине он стал студентом Донского политехнического института в Новочеркасске и уже тогда увлекся идеей транспортного средства на воздушной подушке. Назывался этот вид транспорта в то время «бесколесный вездеход».

В 1925 году Левков написал научную работу «Вихревая теория ротора», в которой описал принцип работы судов на воздушной подушке. В 1935 году был испытан его первый опытный двухместный катер Л-1, который подтвердил жизнеспособность этого направления в судостроении. В СССР тех времен, все новые изобретения обязательно находили свое применение в армии или на флоте. Военные заинтересовались и выделили Левкову Копанское озеро в Ленинградской области под полигон для испытания его СВП. Об этих испытаниях стало известно только после войны из мемуаров одного из испытателей этих катеров – адмирала Никитина из его книги «Катера пересекают океан».

После экспериментального Л-1 на озере прошел испытания серийный катер Л-5. Это был настоящий боевой корабль длиной 24 метра и водоизмещением 11 тонн. На испытаниях он развил фантастическую скорость 73 узла (135 км/ч)! Заказчик (военно-морской флот) был в некотором ступоре. Иметь боевой катер с такой скоростью – мечта, но что с ним делать? Для начала военные предложили вооружить его торпедами и пулеметами и сделать из него торпедный катер. Испытания с озера перенесли в Финский залив. Мореходность катера составляла 3 балла.

Так как тема была совершенно секретной, подразделения флота о них не информировали. По Балтийскому флоту поползли разные слухи. Время от времени экипажи кораблей флота наблюдали проносящиеся мимо катера необычной формы. Их скорость была больше 50 узлов – максимальной скорости торпедного катера типа Г-5! Свидетелям происходившего никто не верил. База испытателей находилась в Копорской губе Финского залива. Катера выходили из ангара, проходили над пляжем и уходили в море. Возвращались обратно таким же образом. Известен случай, когда сигнальщик берегового поста СНиС (служба наблюдения и связи), увидев этот процесс, записал в вахтенный журнал поста следующее: «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу».

По теме

Катера ходили над сушей, льдами, над сплавом бревен на реке. Они выходили на обрывистый берег и преодолевали глубокие рвы. Моряки, участвующие в испытаниях катеров серии Л, называли их «крокодилами». За Л-5 появились более мощные Л-9, Л-11, Л-13. Их испытания проводились в 1939 году. На них была решена главная проблема «пятерок» - перегрев двигателя при длительной максимальной скорости. До 1941 года было построено 15 катеров. С октября 1939 года по июнь 1940 года Краснознамённый Балтийский флот получил пять "Л-5" ТКЛ-1-ТКЛ-5, (ТКЛ – торпедный катер летающий) и три "Л-9" ТКЛ-20-ТКЛ-22. Вооружение серийных машин составляли две торпеды калибром 450мм и два крупнокалиберных пулемета ДШК.

Были попытки первого мирного использования СВП. При подготовке экспедиции на ледоколе «Красин» по снятию с льдины полярников станции «Северный полюс», было решено взять на борт катер типа Л-9. От Ленинграда до Кронштадта его решили перегнать надо льдом Финского залива. Трасса перегона была не обследована, и катер повредил корпус о торосы. До отхода ледокола отремонтировать его не удалось. Завершить испытания помешала война. Катера перегнали в Кронштадт на базу Литке. Там они и простояли до 1947 года, когда были признаны устаревшими и уничтожены.

На какое-то время тема СВП в СССР «заглохла». В 60-е годы наступило её второе рождение. Появились гражданские СВП – катера типа «Сормовичь» и «Заря». Широко были представлены СВП и в ВМФ – это малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 шифр «Джейран», десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 шифр «Скат», проекта 1206 шифр «Кальмар», проекта 12061 шифр «Мурена» и т.д. , Вершиной этой цепочки стали самые большие в мире СВП – малые десантные корабли проекта 12322 шифр «Зубр». Под стать им и два малых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум». Корабли проекта 1239 и часть кораблей проекта 12322 до сих пор стоят на вооружении ВМФ России.

«Мордовия» (Малый десантный корабль  проекта 12322 шифр «Зубр»)
«Мордовия» (Малый десантный корабль проекта 12322 шифр «Зубр»)

Суда на подводных крыльях

Эта история во многом похожа на предыдущую. В Веймарской Германии в 1927 году немецкий конструктор Г. Шертель запатентовал V-образное крыло с большой несущей поверхностью. Подъёмная сила крыла при движении в воде с определенной скоростью поднимало судно над водой и позволяло достичь больших скоростей. Как часто бывает в таких случаях, образовался тандем конструктор-предприниматель. Барон Ганс фон Шертель познакомился с владельцем верфи Готтхардом Заксенбергом.

Началась совместная работа по созданию судов на подводных крыльях. Идея Шертеля была в том, что на судне устанавливались два V-образных крыла – в носовой и кормовой части судна. Первый катер фирмы прошел испытания в августе 1938 года. Это было пассажирское речное судно длиной 9,5 м и весом 2,8 тонн. Оно развивало скорость 40 узлов. Катер использовался до 1945 года. Серийные корабли, как водится, были военные. К концу 1940-го - началу 1941 года Кригсмарине были переданы шесть патрульных катеров серии TS1 - TS 6. При водоизмещении 6,3 тонн, они были вооружены двумя 15-мм пулеметами и на крыльях развивали скорость 40 узлов. В 1942 году эти катера переклассифицировали в тральщики, и они получили новые обозначения: М371, М372, М373, М374, М378 и М387.

Не совсем понятно, как катера на подводных крыльях могли выполнять функции тральщиков. Единственный возможный вариант использования – борьба с магнитными и акустическими минами. Катера создают соответствующие поля, и заставляют мины взрываться, но за счёт большой скорости, они остаются невредимыми, т.к. успевают уйти вперед от места взрыва. Катера служили на Балтийском море и даже понесли потери. На М372, уже после подписания капитуляции Германией, в западную зону оккупации пытались бежать немецкие офицеры, но 12 мая 1945 года катер был потоплен советской авиацией.

По теме

Как и их советские коллеги, немецкие моряки пытались решить, что им делать с такими скоростными катерами. Заказы на них стали передавать и другим фирмам. Осенью 1941 года фирма "Фертенс Шлезвиг" сдала на испытания два из четырнадцати запланированных катеров - минных заградителей типа VS-6 и один торпедный катер на подводных крыльях VS-7. При одинаковой силовой установке и скорости 47 узлов, они имели разное водоизмещение и вооружение: VS-6 - 17 т, один 15-мм пулемет и возможность брать до 3 т мин, а VS-7 -12,8 тонны, две 20-мм скорострельных пушки и две торпеды.

В это же время фирма "Дойче Верфт Гамбург - Гарбург" представила на испытания VS-8 - необычное судно, спроектированное Шертелем при помощи специалистов из авиационной фирмы "Блом и Фосс". Это был построенный из легких сплавов танкодесантный катер на подводных крыльях (!!!).

Он мог брать на борт средние танки весом до 26 т или другие грузы и транспортировать их морем со скоростью до 40 узлов. VS-8 создавался специально для снабжения армии Роммеля в Северной Африке. Вооружение корабля состояло из четырех 20-мм пушек. Было построено два таких корабля. Корабль появился в срок,…но вот только к тому времени корпус Роммеля капитулировал, в том числе и из-за острой нехватки вооружения и боеприпасов.

VS-8
VS-8

Надо признать, что идея была очень оригинальная. VS-8, базируясь в захваченной Греции, совершают скоростные переходы на другой берег Средиземного моря. Обнаружить и перехватить транспорт, идущий со скоростью 40 узлов (74 км/ч) очень сложно. Последней разработкой Шертеля времен войны был торпедный катер на подводных крыльях VS-10. При водоизмещении 40 тонн, он развивал скорость 42 узла. Вооружение его состояло из шести 20-мм автоматических пушек и двух 533-мм торпед. Были и другие проекты. В частности, был спроектирован погружающийся катер на подводных крыльях. В СССР Левков спроектировал танк на воздушной подушке!

Танк на воздушной подушке (проект)
Танк на воздушной подушке (проект)

После войны Шертель и Заксенберг перебрались в Швейцарию, где ими была основана компания «Супрамар». В 1952 «Супрамар» построил первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Оно получило обозначение PT-10 и название «Freccia d’Oro». Первым пассажирским судном на подводных крыльях, пошедшим в серию, стал тип PT-20. Первый PT-20 вступил в строй в 1956 году. Это судно, получившее название «Frecia del Sole» использовалось в качестве парома через Мессинский пролив. Оно стало первым судном на подводных крыльях, получившим разрешение на использование в море. PT-20 имел водоизмещение 32 тонны, брал на борт 72 пассажира и развивал скорость в 35 узлов.

Летом 1945 года создатель крылатого флота Советского Союза Ростислав Евгеньевич Алексеев узнал, что в Ленинграде находится трофейный танкодесантный катер на подводных крыльях VS-8. После войны катер был доставлен в Ленинград и поставлен в плавучий док судостроительного завода №5 НКВД. Алексеев направился туда, чтобы ознакомиться с конструкцией подводных крыльев немецкого конструктора.

После Второй мировой войны корабли на подводных крыльях входили в состав ВМФ СССР, США, Италии, Китая. А Ростислав Алексеев создал множество пассажирских СПК для водных магистралей Советского Союза. Его «Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Циклоны» стали символом эпохи и до сих пор работают на реках, озерах и морях страны.

«Метеор-236»
«Метеор-236»

Вертолеты

Тема вертолетов фашисткой Германии обширна и требует отдельного рассказа. В этой статье мы рассмотрим созданные в Германии вертолеты для Кригсмарине. И в данной истории тема получила развитие благодаря талантливому конструктору Генриху Фокке. Идея конструктора нашла понимание у военных моряков. По сравнению с флотами потенциальных противников, Кригсмарине был слаб, для усиления ему требовались новые виды вооружения. В частности, необходимы были новые подходы к разведке на море и противолодочной борьбе.

По теме

Первый немецкий военно-морской вертолет Fl-135 потерпел аварию. Несмотря на это, в 1938 году флотом было заказано 6 вертолетов Fl-265, относящихся к машинам усовершенствованного типа. Их планировалось использовать как противолодочные, разведывательные и транспортные средства. Первая машина поступила на испытания в мае 1939 года. До начала войны вертолет даже планировали запустить в серийное производство, но прежде, чем это случилось, появилась улучшенная модель Fl-282, которая в итоге и была отправлена в производство.

Вертолет Fl-282 «Колибри» (Flettner Fl-282 «Kolibri») с самого начала создавался как двухместный — предусматривалось место для наблюдателя, что должно было существенно повысить достоинства вертолета в качестве разведчика. Первый из серийных вертолетов Fl-282 «Колибри» был поставлен немецкому флоту в 1942 году, а к концу Второй мировой войны общее количество построенных вертолетов было доведено до 24 единиц. В отличие от СПК, немецкие моряки очень четко понимали, для чего им нужен вертолет, и как его использовать. Они активно испытывали вертолет на море, осуществляя приземления на различных боевых кораблях, и даже на субмаринах. Испытания проходили в 1942 и 1943 годах. Вертолет активно испытывался на Балтике, в том числе и в штормовых условиях. Для испытаний вертолета на одной из орудийных башен крейсера «Кёльн» была оборудована специальная вертолетная площадка. На эту площадку вертолет садился несколько десятков раз, в том числе, минимум, один раз в тяжелых погодных условиях.

Fl-282
Fl-282

О том, что в Германии вертолеты были не экзотикой, говорит тот факт, что Отто Скорцени, при планировании освобождения Муссолини, хотел использовать вертолеты. В Кригсмарине был и собственный вертолетоносец.

В ВМФ Югославии был гидроавиатранспорт «Zmaj». Это было специализированное судно для базирования гидросамолетов с большой палубой. Перед Второй мировой войной югославы решили его модернизировать и добавили «Змею» функции минного заградителя. После захвата Югославии, «Zmaj» достался немцам. Они корабль модернизировали, переименовали в «Drache» («Дракон») и включили в состав Кригсмарине в качестве авиационного судна-спасателя. Однако, обеспечивал люфтваффе «Дракон» не долго. Его поставили на вторую модернизацию, полностью перевооружили, оборудовали площадку для посадки вертолетов Fl-282 и сделали флагманским кораблем 21 флотилии противолодочной обороны.

Югославский идроавиатранспорт «Zmaj» («Змей»), переименован немцами в «Drache» («Дракон»).
Югославский идроавиатранспорт «Zmaj» («Змей»), переименован немцами в «Drache» («Дракон»).

Корабль использовался в двух ипостасях – с него проводили разведку вертолетами в интересах борьбы с подводными лодками и одновременно отрабатывали действия вертолетов в противолодочной и противоминной обороне. Напомню, шли 1942-1943 годы. Таким образом, «Drache» можно считать первым специализированным противолодочным вертолетоносцем в мире. Первым кораблем, на котором были осуществлены взлет и посадка вертолетов, был легкий крейсер «Кельн». 29 сентября 1944 года «Дракон» был потоплен английской авиацией. Отдельно надо рассказать и о программе оснащения подводных лодок вертолетами. Для этой цели был создан специальный разборный вертолет WNF-342 «Doblhoff» . Однако, до конца войны было создано только 4 вертолета-прототипа. Правда, один из них все-таки прошел испытания на подводной лодке.

История создания техники порой бывает очень замысловатой. Тем интереснее знать её подробности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.07.2019 13:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх