С появлением в российских городах кикшеринга – проката электросамокатов – ситуация на дорогах и в пешеходных зонах стала куда более напряжённой. Самокатчики порой пренебрегают правилами дорожного движения при перемещении по проезжей части, а на тротуарах двигаются со скоростью, опасной не только для здоровья, но и для жизни. За первое полугодие 2021 года в России произошло 180 ДТП с участием электросамокатов, в которых погибли пять человек и 188 пострадали.
Современные электросамокаты постепенно превращаются в полноценное транспортное средство. Недавно в сети распространился видеоролик, на котором видно, как мужчина на самокате едет в левом ряду трассы со скоростью около 80 километров в час. Данным случаем заинтересовалась ГИБДД. Врачи в Санкт-Петербурге, в свою очередь, жалуются на нехватку ниток для наложения косметических швов – практически каждый день в медучреждения поступают несколько не справившихся с управлением самокатчиков, сообщают «Известия».
Депутат Госдумы Александр Васильев в беседе с изданием заявил, что электросамокат – не игрушка, и позиционирование устройства как универсального и простого в управлении средства передвижения опасно. Как отметил парламентарий, люди должны понимать, что электросамокат представляет собой такое же средство передвижения, как мопед или мотоцикл, и он может стать причиной травм или даже смерти человека. Он призвал определить понятие «средство индивидуальной мобильности» в ПДД и обозначить статус лиц, управляющих такими устройствами. Кроме того, необходимо определить, где люди могут свободно перемещаться на СИМ – по проезжей части, на велодорожках или в пешеходных зонах. Необходимо также обозначить, с какого возраста можно управлять электросамокатом. Всего этого в современных ПДД нет, поэтому участники движения понимают свои права и обязанности по-своему.
Политик пояснил, что особенно важен возрастной ценз, так как зачастую электросамокатами управляют несовершеннолетние. В связи с этим он призвал определить, с какого возраста подросток может управлять самокатом без присутствия родителей.
По ровной дорожке
В некоторых российских регионах уже взялись за разрешение ситуации с самокатами. К примеру, появляются специальные дорожки, выделенные под СИМ – как правило, они оформляются как велодорожки на тротуаре, однако в дальнейшем по ним планируется запустить мелкий электротранспорт. Такие выделенки уже можно найти на улицах городов Московской области.
Начальник управления организации и безопасности дорожного движения Минтранса Подмосковья Виктор Щулепников в беседе с газетой пояснил, что при обустройстве дорожек учитывается спрос граждан на такой вид транспорта, привычные маршруты перемещения. Дорожки выделяются для того, чтобы обезопасить пешеходов и других участников движения от аварий с самокатами и другими СИМ. При передвижении по такой полосе преимущество сохраняется за колёсным транспортом, поэтому пешеходам лучше переместиться на тротуар. Лица на СИМ, в свою очередь, двигаются по специальной полосе, не заезжая на пешеходную зону.
Такие новшества можно увидеть и в других регионах, к примеру, в Псковской области. В столице региона появилось разделение тротуара на пешеходную зону и велодорожку. В городе составлена схема потенциальных велодорожек на основе анализа мнения велосипедистов и маршрутов любителей фитнеса. В результате была составлена карта спроса на велодорожки, на которой отмечены наиболее популярные у велосипедистов места, об этом рассказал активист организации «Убитые дороги» Максим Пушкин. Он пояснил, что появление разметки на тротуарах дисциплинирует как пешеходов, так и водителей СИМ.
В Тюмени мигранты, приехавшие из стран ближнего зарубежья, стали требовать более высокую оплату своего труда. Цены на свои услуги повысили мигранты, выполняющие хозяйственные работы.
Пушкин считает, что нанесение разметки на тротуар сократит количество конфликтов между пешеходами, велосипедистами и самокатчиками. В соответствии с ПДД, при наличии велодорожки велосипедист обязан перемещаться по ней. Это, по мнению эксперта, позволит направить хаотичное перемещение СИМ по тротуарам в выделенные полосы движения. В дальнейшем планируется установить знаки, которые проинформируют участников движения о правилах перемещения по тротуарам, и где у кого приоритет.
Проблема не в прокате?
Кроме организации специальных дорожек, власти регионов пристально следят за деятельностью кикшеринговых компаний. Виктор Щулепников сообщил газете, что власти Подмосковья находятся в контакте с сервисами аренды СИМ и городами, где они работают. Прокатчики договариваются с властями о зонах парковки самокатов и местах, где их движение запрещено или ведено ограничение скорости. Первоочередной задачей является обеспечение комфорта и безопасности поездок для участников движения.
По данным подмосковного Минтранса, за первое полугодие 2021 года ни один арендованный самокат не попал в ДТП. При этом частные самокаты попали в девять аварий. Это может быть связано с ограничением скорости прокатных СИМ, которое просто не позволяет сильно разогнать устройство.
Столичный Дептранс сообщает, что за последние 5 месяцев в городе произошло 58 аварий с участием СИМ. В 90 процентов случаев в ДТП попадали частные электросамокаты, а сами происшествия случались во дворах жилых домов.
Закручивание гаек
В различных регионах с ростом популярности и доступности СИМ по-разному борются за повышение безопасности движения. К примеру, в Татарстане, где с начала года пострадало около 900 водителей самокатов, ГИБДД настаивает на введении специальных удостоверений, разрешающих управлять СИМ. Руководитель отдела исполнения административного законодательства УГИБДД МВД по Республике Татарстан Андрей Куртмин в беседе с изданием отметил, что на лиц, управляющих электросамокатами, распространяются требования как на водителей транспорта. В связи с этим он считает необходимым введение удостоверений для самокатчиков. Он пояснил, что за 2021 год к ответственности за аварии были привлечены восемь водителей СИМ.
Как сообщают в ГИБДД, в настоящее время ведётся работа над созданием поправок в ПДД. Окончательный вариант поправок уже проходит стадию согласования и вскоре будет направлен в Минтранс. К единому мнению по вопросу электросамокатов в регионах пока не пришли – власти принимают решения, исходя из конкретной ситуации.
Какой статус будет в будущем присвоен СИМ, покажет время, однако на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать следующее: в подавляющем большинстве российских городов отсутствует культура управления электротранспортом. На фоне отсутствия административного регулирования своевольное поведение самокатчиков, мало заботящихся как о здоровье пешеходов, так и о состоянии прокатного транспорта, продолжит приводить к печальным последствиям.