Центробанк предложил ввести проверку поступившего в банк платежа на признаки мошенничества. Представители рынка увидели в механизме угрозу, если он будет ошибочно применён к клиенту.
Российские банки выступили с критикой предложенного Центробанком законопроекта по борьбе с мошенниками. Как сообщают «Известия», ранее ЦБ предложил, чтобы банк получателя платежа проверял операции на признаки мошенничества. В случае обнаружения тревожных сигналов он мог бы ограничить дистанционный доступ клиента к счёту. Это предлагается разрешить, если в базе регулятора есть информация о попытках перевода средств без согласия владельца. Чтобы возобновить доступ, клиенту понадобится обратиться в банк с паспортом. Кроме того, обсуждалась возможность возврата всей похищенной суммы.
Представители Ассоциации банков России увидели риски в этой идее. Речь идёт о случаях ошибочного применения этого механизма к клиенту. Как отметили в Ассоциации, ответственность за это перекладывается на банк, получающий платёж.
Вице-президент Ассоциации Алексей Войлуков считает, что внедрение нового механизма приведёт к повышению неудовлетворенности клиентов уровнем банковского сервиса. Существуют и другие трудности, связанные с реализацией предложения: механизм нельзя применить к переводам через Pay-сервисы, платежам через Систему быстрых платежей и валютно-обменным операциям. Эксперты также видят возможности для злоупотреблений механизмом возврата средств и возможное увеличение расходов банков.
Ранее российский регулятор выступил с предложением, согласно которому банки должны возвращать определённую сумму клиентам, которые стали жертвами мошенников. Соответствующие изменения предлагалось внести в 161-ФЗ «О национальной платежной системе».