Версия // Общество // Росавиацию заподозрили в незаконном выводе из РФ десятков самолетов и вертолетов: некоторые из них использовались ВСУ

Росавиацию заподозрили в незаконном выводе из РФ десятков самолетов и вертолетов: некоторые из них использовались ВСУ

4798

Минус 59

Росавиацию заподозрили в незаконном выводе из РФ десятков самолетов и вертолетов: некоторые из них использовались ВСУ (фото: Wikimedia Commons /Александр Бельтюков)
В разделе

Сотрудников Росавиации заподозрили в том, что после введения масштабных антироссийских санкций, затронувших, в том числе, и авиационный сектор, они нелегально выводили из-под российской юрисдикции самолеты и вертолеты, а потом продавали их, в том числе, в недружественные страны. Несколько Ми-8 и Ил-76 оказались в руках ВСУ и использовались в СВО на стороне противника. Возможно, именно эта история стала причиной отставки экс-главы Росавиации Александра Нерадько.

ФСБ возбудила в отношении нескольких сотрудников Росавиации два уголовных дела – о халатности и превышении должностных полномочий. Об этом сообщает газета «Известия». По ее данным, силовики подозревают работников Федерального агентства воздушного транспорта в том, что после начала спецоперации они незаконным образом вывели из-под российской юрисдикции 59 самолетов и вертолетов. В итоге некоторые из этих воздушных судов оказались в недружественных странах и были использованы для оказания военной помощи Украине. Эту информацию изданию сообщили источники, близкие к правоохранительным органам, а также подтвердил собеседник в Минтрансе РФ.

На прошлой неделе, 7 февраля, в центральном офисе Росавиации в Москве были проведены обыски. Силовики из ФСБ и МВД осуществляли выемку документации в кабинетах двух чиновников. Речь идет об исполняющей обязанности начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замглавы отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петре Козыреве. В процессе обысков правоохранители изъяли ряд предметов и документов, свидетельствующих о том, что сотрудники Росавиации вместе с неустановленными лицами незаконно снимали с регистрационного учета самолеты и вертолеты.

Фигурантами уголовного дела о халатности, максимальное наказание по которому – это арест на срок до трех месяцев, стали упомянутые выше Кристина Бывалина и Петр Козырев, а также экс-заместитель Бывалиной Анна Жильцова, уволенная из Росавиации в июне прошлого года. По информации источников, одним из поводов для увольнения сотрудницы, возможно, стал размещенный на ее рабочем месте антивоенный плакат. Кроме того, Жильцова демонстрировала негативное отношение к СВО. В отношении Бывалиной возбуждено еще одно уголовное дело – о превышении должностных полномочий, по которому ей может грозить лишение свободы на срок до семи лет. Не исключено, что в перспективе в деле могут появиться и другие подозреваемые.

Избавились по-тихому

В июле 2023 года в Росавиации прошла проверка, которую инициировал Минтранс. Ее предметом стала деятельность агентства по госрегистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра. По итогам проверки было установлено, что после начала спецоперации сотрудники Росавиации систематически нарушали президентские указы «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и «О применении в целях обеспечения безопасности российской федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности», а также правительственные постановления «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100» и «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации».

По теме

В чем конкретно заключались допущенные сотрудниками Росавиации нарушения? Как показала проверка, они выводили самолеты и вертолеты из Госреестра гражданских воздушных судов без полного пакета документации, а также предоставляли неправильную и противоречивую информацию об их местонахождении за пределами страны. Также выяснилось, что специалисты агентства не делали в других ведомствах запросы о разрешительных документах, выдававшихся собственникам самолетов и вертолетов.

В результате из-за нарушений, допущенных сотрудниками Росавиации в период с марта 2022 по июнь 2023 года из-под юрисдикции РФ незаконно выбыло 59 самолетов и вертолетов. 36 из них агентство сняло с регистрации в связи с продажей за границу. 21 воздушное судно приобрели резиденты стран, которые не входят в ЕАЭС. Восемь из них продали в недружественные страны.

Не обошлось без Украины

В итоге несколько бортов, которые ранее числились в России, но в результате незаконных манипуляций были сняты с регистрации и очутились за пределами страны, стали использоваться в зоне российско-украинского конфликта. Несложно догадаться, что задействовали их не на стороне России – они оказывали содействие Украине. По словам источника газеты, это военно-транспортные самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-8. Три вертолета, по данным издания, участвовали в боевых действиях в зоне СВО на стороне ВСУ, а на самолетах Ил-76 были отключены радиолокационные ответчики, и отследить их маршруты оказалось невозможно. При неработающих транспондерах передвижения воздушных судов не видны на FlightRadar24 и других подобных сервисах.

Как отмечают эксперты, тяжелый транспортный самолет Ил-76 имеет стратегическое значение во время вооруженных конфликтов. Такие воздушные суда могут совершать перелеты на большие расстояния, а их конфигурация легко переоборудуется под перевозку грузов военного назначения и сотен солдат, даже если до этого авиалайнер использовался в гражданской авиации. Это означает возможность оперативной переброски вооружений и солдат в любую точку. Учитывая все обстоятельства, в условиях продолжающейся СВО следовало ограничить продажу Ил-76 либо на какой-то период, либо в определенные страны, способные передать воздушные суда Украине или использовать их в интересах Киева. Снять запрет логично будет уже после окончания спецоперации.

К тому же, вывод самолетов за рубеж в целом выглядит странно в контексте того, что авиационный сектор России находится под масштабными санкциями. Сохранение парка воздушных судов требует больших усилий, несмотря на которые неисправности возникают все чаще. Так, например, в декабре авиаинциденты фиксировались едва ли не каждый день.

В соответствии с информацией, представленной на сайте Росавиации, из Госреестра гражданских воздушных судов РФ исключили 43 борта – они были проданы за границу. В их числе – два самолета Ил-76 и шесть вертолетов Ми-8. Один из этих самолетов и четыре вертолета до этого эксплуатировал авиаперевозчик «Абакан Эйр».

После снятия вертолетов с регистрации в РФ три из них «прописались» в Киргизии. Что касается еще двух, по ним никакой информации нет. Один из Ил-76 сейчас летает в составе флота азербайджанской Silk Way Airlines. Еще один Ми-8 находился в парке «Вектор АПК» до апреля прошлого года, а потом перешел к неизвестной авиакомпании. Предположительно, сейчас борт зарегистрирован в Молдавии. Эксплуатант еще одного Ми-8 остается неизвестным.

Воздушные суда, которые были сняты с регистрации в России, вылетали за рубеж как чартеры, и предполагалось, что они вернутся обратно. Сотрудники Росавиации не оформляли ни временный вывоз бортов, ни постоянный.

Чья ответственность?

Напомним, на тот момент авиационный регулятор возглавлял Александр Нерадько, который покинул свой пост в середине сентября – после 14 лет работы. Источники «Известий» сообщают, что к его отставке привела именно история с выводом воздушных судов из-под российской юрисдикции.

Интересно, что еще в мае 2022 года у Нерадько, по данным СМИ, возникали проблемы: правительство РФ сделало главе Росавиации замечание за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей. По некоторым данным, это произошло, так как руководитель агентства систематически не исполнял поручения, исходившие от министра транспорта Виталия Савельева и правительства. Также сообщалось, что Нерадько еще на тот момент предлагали уйти с должности и занять вакантный пост генерального директора Госкорпорации по ОрВД, однако он отказался. По всей видимости, в сентябре его уже поставили перед фактом, не предлагая никаких вариантов. После увольнения он некоторое время работал в топ-менеджменте одной из крупных российских горно-металлургических компаний, однако в начале февраля был уволен по причине конфликта интересов.

Есть вероятность, что фамилия Нерадько может пополнить перечень фигурантов уголовного дела.

К слову, ФСБ уже проводила обыски в Росавиации в октябре 2022 года. Тогда силовики задержали начальника отдела квалификационной комиссии Росавиации Максима Павлюка. Затем, в декабре того же года, обыски прошли еще у трех чиновников ведомства в рамках уголовного дела о хищении неосвоенных бюджетных средств, которые были предназначены для субсидирования межрегиональных рейсов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.02.2024 14:45
Комментарии 0
Наверх