Версия // Культура // Прибыли вампирских саг становятся главным источником доходов в киноиндустрии

Прибыли вампирских саг становятся главным источником доходов в киноиндустрии

1938

Кровопийцы!

В разделе

В мировой кинопрокат вышла очередная картина о Гарри Поттере. Кинобоссы решили выжать из мальчика-волшебника всё, что можно, и разделили заключительный роман Джоан Роулинг на две части. Так что финал мы увидим только в следующем году. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что история с продолжениями (франшиза) о друзьях из Хогвартса стала одной из самых прибыльных в истории Голливуда. Однако скоро всё может перемениться – конвейер волшебства глохнет, зато вампирские истории становятся всё более популярными, а значит, и доходными.

Цель кинобизнеса – максимальная прибыль. Хорошо известно, что один из лучших способов собрать кассу – это найти историю, которую можно снимать и снимать с уже знакомыми и полюбившимися зрителю героями. «Прибыль от таких фильмов по всему миру ни с чем не сравнима, ведь у них уже установилась уникальная связь со зрителем», – утверждает вице-президент 20th Century Fox Film Group Хатч Паркер. Но прежде в Голливуде ориентировались на взрослого зрителя, а теперь формула успеха изменилась: чтобы франшиза набирала обороты, она должна нравиться в первую очередь подросткам, а уж родители, что называется, приложатся. Секрет в том, что прибыль обеспечивают не только кассовые сборы. В лентах с продолжением деньги от бокс-офисов приносят лишь малую часть прибыли (20%), всё остальное – сопутствующие товары, потребителями которых являются в основном подростки.

Гарри Поттер – это уже давно не просто имя героя книг и фильмов, это целая индустрия. На имени маленького волшебника делаются колоссальные деньги. Придумавшая Гарри Джоан Роулинг считается одной из самых богатых женщин мира: Forbes оценивает её состояние в миллиард долларов. Конечно, немалый доход ей приносит продажа книг: c 1997 года разошлось более 325 млн экземпляров на 64 языках. Но главное – писательница получает 5% от продаж товаров с логотипом «Гарри Поттер».

Первой получившая право на этот бренд кинокомпания Warner Brothers выпускает более 50 наименований продукции: рубашки, полотенца, будильники, ручки, карандаши, тетради, рюкзаки и т.д. Компания Mattel из года в год обновляет коллекцию игрушек, изображающих Гарри и его друзей. Наборы «Гарри Поттер» продаёт и ведущая фирма – производитель конструкторов Lego, а компания Wizards of the Coast выпустила настольную игру Harry Potter. Лицензией на использование поттеровской темы владеют Coca-Cola, Mars, Hasbro (электронные игрушки), Electronics Art’s (игры для PC и приставок). Всего более 100 компаний.

Конечно, торговой марке «Гарри Поттер» далеко до объёмов продаж другого популярного сказочного героя – Винни Пуха. Бренд появился в 20-х годах прошлого столетия, и с тех пор на рынке находится 7 тыс. продуктов, в которых так или иначе используется образ Винни. В целом они приносят продавцам примерно 5,9 млрд долларов в год, а Disney ежегодно зарабатывает на медвежонке примерно 1 млрд долларов. Но «Винни» на рынке уже 80 лет, а «Гарри Поттер» – бренд молодой, но растущий не по дням, а по часам (около 3 млрд долларов в год). Так что у маленького волшебника есть все шансы догнать и перегнать медвежонка.

Долгожителем из франшиз, приносящих существенный доход, являются «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Лукас мудро оформил права на своих персонажей ещё в 1977 году, когда никто не знал, как будет продаваться сопутствующая продукция. Сегодня он по-прежнему получает большие барыши от компании – производителя игрушек Hasbro. Только на них в прошлом году режиссёр и продюсер заработал 170 млн долларов. «Когда бедный Джордж Лукас обивал пороги голливудских продюсеров со сценарием «Звёздных войн», никто не верил, что этот сюжет может стать популярным, – рассказал кинокритик Кирилл Разлогов. – Поэтому, когда киностудия 20th Century Fox согласилась финансировать «Звёздные войны», это было сочтено рискованным проектом. И Лукаса заставили заплатить за монтаж из собственных средств, потому что у него был перерасход бюджета! А теперь уже больше 30 лет 20th Century Fox безбедно живёт за счёт этой картины и её продолжений. Именно тогда выяснилось, что детско-подростковый приключенческий сказочный кинематограф срывает банк».

По теме

Как узнать, превратится ли история в удачную франшизу, до сих пор неясно. Голливудские продюсеры никак не могут понять, почему один сюжет превращается в золотую жилу, а другой сверхприбылей не приносит. Не всегда работает даже вроде бы беспроигрышный вариант – экранизация серии популярных книг.

Все были уверены в оглушительном успехе «Хроник Нарнии» – цикле из семи детских книг, написанных Клайвом Льюисом. И первый фильм серии действительно собрал в мировом прокате более 700 млн долларов. А вот вторая часть принесла в два раза меньше – лишь 400 с небольшим миллионов. Скоро появится и третья, но надежд на то, что «Хроники» могут встать в один ряд с Поттером, уже нет никаких.

Повторить успех Гарри Поттера и придумать новую франшизу, приносящую баснословные прибыли, стремится каждая уважающая себя кинокомпания. В этом году Крис Коламбус, в своё время создавший на экране эпопею о Гарри Поттере, попробовал создать другую фэнтези-франшизу – «Перси Джексон и Олимпийцы» по одноимённой серии популярных детских книг Рика Риордана. Казалось бы, момент был выбран весьма удачно: история мальчика со шрамом подходит к своему логическому завершению, и на сцену выходит новый герой – обычный (как это часто бывает, только на первый взгляд) подросток, которому совсем скоро удастся обнаружить в себе кровь греческого бога Посейдона. Но лента заработала в прокате лишь 200 с небольшим млн долларов. И уже ясно, что второго Гарри Поттера из Перси Джексона не получилось.

Возможно, на смену эпохе волшебников приходит эра вампиров? Рекорды Джоан Роулинг в последнее время бьют романы Стефани Майер, рассказывающие о любви красавца вампира Эдварда Каллена и простой школьницы Беллы Свон. Эта история покорила сердца не только юных девиц-школьниц, но даже их мам. (27,5 млн против 19 млн экземпляров). Не мог оказаться в стороне от подобной шумихи и Голливуд, который экранизировал первый роман серии. Успех оказался оглушительным. Лента со скромным бюджетом в 37 млн долларов собрала в прокате более 300 миллионов. А три фильма саги «Сумерки», появившиеся в 2008, 2009 и 2010 годах, заработали около 1,76 млрд долларов. Плюс ещё по 160 млн добавили продажи DVD. Ну а вскоре сюда прибавятся ещё и поступления от двух частей фильма «Рассвет», которые кинокомпания Summit выпустит в ноябре 2011-го и ноябре 2012 года. И это только доход собственно от картины. А ведь по уже сложившейся модели продаются и сопутствующие товары, например фигурки главных героев от Mattel и Tonner.

Эксперты, правда, считают, что высот Гарри Поттера сумеречная сага по прибыли не достигнет, поскольку история Стефани Майер рассчитана лишь на женскую аудиторию, тогда как волшебник Джоан Роулинг сумел заинтересовать и мужскую часть населения. Но деньги вампирская история приносит всем создателям уже сейчас ощутимые. И, возможно, в очередном продолжении (четвёртая книга – последняя на данный момент) Майер найдёт способ привлечь сильную половину человечества. В конце концов, дело стоит того.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2010 12:00
Комментарии 0
Наверх