Версия // Культура // Победа на кинофестивале грозит провалом

Победа на кинофестивале грозит провалом

2019

Холодный прокат

Зрителям нужны не красивые кадры, а спецэффекты
В разделе

На завершившемся недавно Венецианском кинофестивале российская картина «Овсянки» была отмечена в трёх престижных номинациях. Фильм получил приз за лучшую операторскую работу, ФИПРЕССИ за киноязык и ещё награду экуменического жюри. Уже 8 октября картина выйдет в прокат в России и Европе. Вот только в нашей стране фестивальное признание вряд ли принесёт создателям «Овсянок» ощутимые материальные дивиденды. Почему – выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Российские картины на международных фестивалях в последние годы завоёвывают награды не так уж часто. Хотя участвуют в них регулярно. Поэтому успех «Овсянок» – настоящее событие для отечественного кино. Но вот гарантировать, что в России лента соберёт приличную кассу, нельзя.

«Наш зритель равнодушен к призам как отечественных, так и зарубежных кинофестивалей, – объясняет продюсер Сергей Сельянов. – Некоторый интерес у него может пробудить разве что успех на том же Венецианском или Каннском фестивале, или участие в гонке за «Оскаром». Вообще, то, что россияне практически не интересуются серьёзным фестивальным кино, – большая проблема. Я бы даже сказал, проблема государственного уровня. Люди дезориентированы. Эстетические навыки молодому поколению не прививаются. Место эстетики занял гламур, который многие сегодня считают чуть ли не главной нематериальной ценностью в жизни. И это для страны если не приговор, то диагноз».

В последние годы идёт жёсткая монополизация проката со стороны Голливуда. 15–20 блокбастеров из США смотрят во всём мире. В Париже, Лондоне, Нью-Йорке сохраняются ещё кинотеатры для показов всех новинок, но для жителей маленьких городов единственную возможность посмотреть что-то иное открывают фестивали. Во Франции 160 фестивалей, в Италии – 200, и их организуют сами города, чтобы притащить фильмы и показать их. И везде полные залы, так как есть люди, которые хотят смотреть другое кино.

По мнению Сергея Сельянова, «развлекательное кино не может развиваться без фестивальных и экспериментальных работ. Ведь если долго вариться в собственном соку, это неизбежно приведёт к застою». Тем не менее : при бюджете в 450 тыс. долларов она собрала в России лишь 500 тысяч. Зато в Европе и Америке доходы от проката были значительно выше: там фильм собрал более 4 млн долларов – и во многом именно благодаря победе в Венеции.

Та же ситуация и с «Эйфорией» Ивана Вырыпаева, заслужившей на Венецианском кинофестивале «Малого золотого льва». В России – чуть больше 300 тыс. долларов, тогда как только в Америке – более 2 миллионов. Правда, фильм «12» Никиты Михалкова, номинированный на «Оскара» и получивший специальный приз в Италии на Венецианском кинофестивале, при бюджете в 2,5 млн долларов собрал в нашей стране более 6 миллионов. Но здесь на прокат работало не столько международное признание, сколько имя режиссёра и звёздный актёрский состав.

«Несмотря на то что во всём мире проводится бессчётное количество кинофестивалей, на сборы существенно влияют только Канны, – считает известный кинокритик Кирилл Разлогов. – При этом если премия «Оскар» оказывает огромное воздействие на прокат и в США, и во всём мире, то Гран-при Каннского фестиваля даёт коммерческие результаты в первую очередь во Франции и во вторую очередь в Европе. В Америке же роль Канн всегда была невелика. В годы Феллини и Антониони, действительно, главную картину года выбирали в Каннах, но сейчас центр мирового кинопроцесса – в Америке, и всё решается там. А фестивали в Берлине и Венеции коммерческий успех не гарантируют, хотя, конечно, сказываются на поведении экспортёров и импортёров».

Многие эксперты считают, что в России ходят в кино, чтобы развлечься, а большинство фильмов, получающих награды на фестивалях, далеко не весёлые. Они заставляют думать, что и предопределяет дальнейшую прокатную судьбу фестивальных картин. И пока никаких изменений не предвидится.

Кстати, на прошлой неделе Фонд поддержки отечественной кинематографии впервые раздал российским картинам премии за «посещаемость». Среди лидеров российского проката в 2008—2009 годах – «Адмиралъ», «Любовь-морковь-2», две части «Обитаемого острова», «Стиляги». На престижные фестивали эти ленты даже не отбирались… Что ж, деньги, как говорится, к деньгам: одним – «Золотой лев», а другим – 150 млн рублей премиальных.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2010 11:24
Комментарии 0
Наверх