Версия // Культура // Сокровища российских музеев не застрахованы ни от пожаров, ни от наводнений

Сокровища российских музеев не застрахованы ни от пожаров, ни от наводнений

1820

Масло в огонь

Относительно небольшой ущерб - лищь стечение удачных обстоятельств. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Научно-реставрационный центр имени академика Грабаря подвёл печальный итог: в результате недавнего крупного пожара от огня и средств тушения несколько десятков работ сильно пострадали и требуют серьёзной реставрации. В такой ситуации помогла бы страховка, но, как выяснилось, ни одна из вещей, находящихся в центре, не была застрахована. Почему – выясняла корреспондент «Нашей Версии».

На момент пожара в центре находилось около 1 тыс. 300 предметов искусства. Большая часть их серьёзно не пострадала, но несколько десятков работ требуют экстренной реставрации. В частности, существенно повреждены сени Царских врат из Вологодской области, оценочная стоимость которых составляет 300 тыс. долларов. Огонь сильно повредил и пятиметровую картину Джорджа Доу «Александр I на коне» из Музеев Московского Кремля. А ковёр XIX века из усадьбы Мураново (100 тыс. рублей) и фрагмент знамени петровских времён из Переславля-Залесского (100–150 тыс. рублей) уже не поддаются реставрации.

В Европе и Америке художественные и исторические ценности, как правило, застрахованы от таких случаев. А в России предметы искусства обычно страхуют только в одном случае – при транспортировке за границу. Когда, допустим, выставка из Пушкинского музея отправляется в музей какой-то другой страны.

«Сегодня даже перемещения не страхуются, если они происходят внутри учреждений Минкультуры, – поделился директор Центра им. Грабаря Алексей Владимиров. – В первую очередь потому, что это огромные расходы, которые не может осилить государственный музей. Предположим, предмет искусства был оценён в 2 млн долларов. В таком случае страховой взнос составит 20 тыс. долларов. Это много, но надо предусматривать такие расходы. Мы в Центре им. Грабаря несколько раз сталкивались со страховыми случаями. Правда, это касалось коллекций зарубежных музеев. Во время выставки, которую проводили у нас, одну из картин при переноске прокололи гвоздём. Страховая компания заплатила за повреждение. Музей заплатил нам за реставрацию. Именно такой должна быть нормальная практика».

Тарифы для страхования предметов, представляющих собой историческую и художественную ценность, всегда формируются в индивидуальном порядке. Стоимость страховки может зависеть, например, от количества рисков (клиент может, например, взять «полный пакет» или обезопасить объект только от пожаров и взрывов), а также от самого объекта, условий его хранения, от того, будет он выставляться на всеобщее обозрение или нет, и так далее.

Учитываются и такие параметры, как наличие охраны, видеонаблюдения, сигнализации, систем пожаротушения. При включении разных наборов рисков вилка предполагаемых размеров страхового тарифа – от 0,5 до 4% стоимости объекта, причём 3–4% встречаются довольно редко. Кроме того, страховщик может отказаться компенсировать ущерб, если он был причинён по халатности хозяина и из-за несоблюдения условий хранения.

К сожалению, таких денег у музеев нет, да и государство вряд ли пойдёт на такие траты. Правда, после пожара в Центре им. Грабаря эксперты стали говорить о необходимости страхования музейных коллекций. «К примеру, страховать можно самое ценное, – считает директор департамента культурных ценностей компании «Марш – страховые брокеры» Ольга Серавкина. – Думаю, постепенно подобная практика будет у нас внедряться. Страховщики, прояви государство инициативу, пойдут ему навстречу и продумают такие программы, которые не окажутся сверхзатратными для музеев. Главное в данном случае – инициатива. Чтобы предметно говорить о страховании искусства, находящегося в российских музеях, надо прорабатывать схемы страхования. Сейчас этим заниматься некому и незачем».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2010 11:22
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх