Версия // Власть // Непонимание властей толкает автовладельцев в большую политику

Непонимание властей толкает автовладельцев в большую политику

1843

Фары горят!

Автовладельцы не раз становились инициаторами громких акций протеста Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Федерация автовладельцев России (ФАР) приняла решение о преобразовании в общественно-политическое движение. Факт вполне закономерный, поскольку именно владельцы «стальных коней» стали в России практически единственной реальной оппозиционной силой. Автовладельцы выводят на улицы тысячи сторонников, их акции протеста не остаются незамеченными. С пенсионерами, которые ещё несколько лет представляли реальную угрозу стабильности, властям удалось договориться, и сейчас о былой политической активности пожилых людей уже почти ничего не слышно. И вот появилась новая сила, с которой приходится считаться. Какая судьба её ждёт, анализировал корреспондент «Нашей Версии».

В качестве своего союзника автомобилисты выбрали себе Компартию: одним из документов, принятых на учредительном съезде, стало совместное заявление новосибирской региональной организации ФАР (одной из наиболее активных ячеек движения) и новосибирского обкома КПРФ. Обе стороны заявили о готовности к сотрудничеству вплоть до проведения совместных избирательных кампаний всех уровней. Впрочем, о полной кооперации с коммунистами речь пока не идёт. В некоторых других субъектах Федерации автомобилисты надеются на содействие «Справедливой России» и ЛДПР, а кое-где, как утверждают участники движения, их неформально поддерживают члены «Единой России».

«Мы обозначили новый вектор развития движения, – объявил президент ФАР Михаил Коваль. – Если раньше мы открещивались от политической деятельности, то теперь ввиду систематического непонимания со стороны властей будем выдвигать кандидатов в депутаты разных уровней». А

Лидером нового образования стал Виктор Клепиков, бывший в своё время защитником водителя из Бийска Олега Щербинского, проходившего по делу о гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Именно этот инцидент стал первым громким делом, в котором автомобилисты заявили о себе как о силе, с которой необходимо считаться. Напомним, в 2006 году дело Щербинского вызвало массовый резонанс: в действиях водителя было сложно отыскать признаки уголовного преступления, в то время как отечественные суды придерживались иной точки зрения. В результате протестов дело было пересмотрено и он был признан невиновным. Любопытно, что, когда стал очевиден размах протеста, к нему попыталась «примазаться» «Единая Россия». Партия даже наняла и оплатила услуги одного из известнейших российских адвокатов – Анатолия Кучерены.

С тех пор автомобилисты не раз становились инициаторами ряда громких кампаний. Последние протесты против повышения базовой ставки транспортного налога – наглядное подтверждение того: в Госдуме, Совете Федерации, Белом доме вняли их протестам и пересмотрели первоначально принятый Госдумой законопроект. Впрочем, сказать, что стороны достигли компромисса в этом вопросе, нельзя. Депутаты сохранили базовую ставку на прежнем уровне, но при этом регионы получили право увеличивать его не в 5 раз, как раньше, а в 10. И хотя ряд губернаторов уже выступили с заявлениями, что повышения ставок на региональном уровне не будет, верить этому не приходится, так как в бюджетах субъектов на будущий год уже внесены дополнительные поступления от налога в размере 7,5 млрд. рублей. Поэтому владельцам машин ещё предстоит побороться за свои права, чем они и намерены заняться. Известно, что 12 декабря автомобилисты намерены провести очередную всероссийскую акцию протеста.

Попытки превратить народный бунт в политическое движение предпринимались и ранее, и в этом смысле последнее событие отнюдь не является историческим. Так, лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев с несколькими своими соратниками выставлял свою кандидатуру на выборах в Мосгордуму. Правда, до избирательной кампании они так и не были допущены, так как, по мнению избиркома, не смогли собрать достаточное количество подписей.

По теме

А движение «ТИГР» (Товарищество инициативных граждан России), появившееся на волне протеста дальневосточных автомобилистов, всё чаще выступает единым фронтом с оппозиционными партиями. Поначалу к ним пыталась присоседиться маргинальная либеральная оппозиция, затем коммунисты, но сотрудничества не вышло ни с теми, ни с другими. Сейчас появилась информация, что в ряде регионов политическим союзником ТИГРа выступают «эсеры» и профсоюзы. В то же время официальная позиция движения – быть в стороне от политики. Координатор товарищества Дмитрий Шпейтельшпахер сделал заявление, согласно которому ТИГР является общественным и независимым движением, которое не причастно ни к одной политической партии.

Ещё раньше на автомобильной тематике сделал себе имя депутат Виктор Похмелкин, создавший Движение автомобилистов России. Но сейчас его организация отошла на второй план под натиском более молодых и радикальных автомобильных движений. Как полагают политологи, стиль Похмелкина прекрасно подходил для начала «нулевых» – тихая работа с документами, а не массовые акции. Сейчас же требуются иные движения и иные лидеры.

Судя по заявлениям, звучавшим на съезде ФАР, ограничиваться лишь автомобильной тематикой новое политическое движение не намерено. По словам координатора новосибирского отделения федерации Владимира Кириллова, ФАР собирается посвятить себя решению экономических проблем малого и среднего бизнеса.

Фактически в последнее время автомобилисты в политической жизни страны заняли ту же нишу, которую некогда плотно занимали пенсионеры: институционально неоформленная сила, обладающая большим протестным потенциалом и готовая отстаивать свои права. До 2005 года именно пожилые люди были главной опасностью для стабильности власти, что было ярко проявлено во время монетизации льгот. Власти пошли на существенные уступки, в том числе и на увеличение пенсий, благодаря чему удалось сбавить протестный накал. И сейчас их уже сложно расшевелить. По мере угасания политической активности пенсионеров набирала обороты новая сила – автомобилисты.

«Сформировать новую партию у автомобилистов не получится, – полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. – Если они будут настойчивы в своих политических амбициях, им будет предложено вступить в одну из семи существующих партий. Целевая группа автомобилистов больше всего подходит под профиль «Правого дела». Если эту партию всё-таки реанимируют, рано или поздно им будет предложено вступить туда».

Скорее всего «роман» автомобилистов с партиями левого толка, особенно с КПРФ, будет недолгим. В пользу этого говорит и неудачный пример сотрудничества ТИГРа с коммунистами в Приморье. КПРФ предоставляла товарищам организационную «крышу». Но взаимодействие под красными знамёнами не заладилось, в том числе и по причине сотрудничества приморских коммунистов с местными властями. Кроме того, коммунистические лозунги не близки большинству автомобилистов. Основной костяк движения составляет средний класс, привыкший рассчитывать на себя. Это совсем другая группа, нежели патерналистски настроенные пенсионеры, на которых ориентируется КПРФ.

Как полагают эксперты, если автомобилисты захотят играть существенную роль в политической жизни, рано или поздно им придётся пойти на сотрудничество с властью. «У власти достаточно простая тактика: если процесс нельзя остановить, его надо возглавить, – продолжает Салин. – Автомобилисты уже заявили о себе как о силе, которую так просто не затоптать. Значит, их будут ассимилировать».

В России власть не играет на опережение, она лишь подбирает то, что уже успело само сформироваться. Опасности, что кто-то успеет их опередить, практически нет – политическая поляна в России затоптана основательно и зачищена от потенциальных конкурентов. Как только появляется влиятельный оппозиционный политик или движение, в определённый момент власть перехватывает рычаги управления. Как, к примеру, вышло с Партией пенсионеров, демонстрировавшей высокие результаты на региональных выборах и в конце концов растворившейся без остатка в «Справедливой России».

Другой путь автомобилистов как политической силы – если они окажутся не готовы к сотрудничеству – дробление движения на мелкие организации, воюющие между собой. Эта тактика прекрасно отработана на либеральной и националистической оппозиции. Впрочем, эксперты полагают, что власти и автомобилистам всё же удастся найти общий язык. Автовладельцы в большинстве своём достаточно практичные люди, которых интересует конкретный результат, а не бесконечные и бесцельные марширования по улицам российских городов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2009 12:05
Комментарии 0
Наверх