Версия // Культура // «Наша Версия» размышляет над тенденциями современной литературы

«Наша Версия» размышляет над тенденциями современной литературы

5789

Издательская комедия. Часть 3

Эрих Мария Ремарк (фото: commons.wikimedia/Bundesarchiv, Bild 183-K1018-513/CC-BY-SA 3.0)
В разделе

Как мы обещали ранее, продолжаем размышления о метаморфозах, происходящих с творчеством ряда современных классиков художественной литературы, вроде Уэльбека, Франзена и Пелевина.

И хлещу я берёзовым веничком по наследию мрачных времён…

Владимир Высоцкий

Конечно, утверждение, что большая литература современности отходит от масштабных тем, будет слишком общим, а значит, не совсем точным и корректным. Тем не менее, как мы не преминули отметить в первой и во второй частях нашей статьи, некая закономерность, пожалуй, вырисовывается. Даже говоря о глобальных вопросах, упоминаемые нами писатели и некоторые их проницательные коллеги всё чаще выносят на передний план драму конкретной личности, кризис семьи, а не всей Франции, всей Америки, всей России или, тем паче, всего мира!

Масштабные потрясения, вроде экономических рецессий, проблем экологии, региональных конфликтов или эпидемий, имеют свойство обезличивать, лишать человека индивидуальности по известной формуле: «смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов – статистика».

Подобный взгляд сверху, с ангельско-космических высот, где, по сути дела, нет доступа к состраданию, но лишь к прохладному наблюдению, закономерно провоцирует запрос на «противоядие». Которое может быть выражено сужением ракурса, сопереживанием отдельному человеку (или семье), а не обширной людской массе, где пропадает тонкий момент сочувствия и взгляда глаза в глаза!

Подобное «противоядие» предлагается сегодня качественной литературой. И, видимо, шире – культурой вообще, по всем признакам переходящей от бесконечного бичевания пороков к врачеванию застарелых и появляющихся ран. Нежность и понимание становятся ценнее иронии, о которой Владимир Набоков тонко подметил, что «ваша ирония кусает сама себя за хвост». Причём речь идёт не только об иронии и желчном сарказме, но об умудрённом и как бы «всепонимающем» скепсисе, цедящем прописные «истины» сквозь зубы и смотрящем на жизнь сквозь взгляд с прицельным прищуром, умеющем прекрасно «расковыривать» и оставлять шрамы, но не лечить…

Вот и опытный «могильщик» европейской цивилизации Мишель Уэльбек, поднаторевший в своей мизантропии, корни которой прослеживаются ещё в его знаменитом эссе, посвящённом анализу уникального творчества Г. Лавкрафта («Г. Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса»), и различных репликах (во множестве разбросанных в его интервью), откликаясь на этот не до конца ещё сформулированный, но властный запрос, в своем новом романе переходит к задаче более скромной, но и более гуманистической – плачу по одному конкретному человеку.

Так, на мой взгляд, происходит свежее переосмысление тем, затронутых почти 100 лет назад ещё такими литературными колоссами, как Э. М. Ремарк, Т. Манн и Э. Хемингуэй в «Чёрном Обелиске», «Будденброках» или «Прощай, оружие».

Писал же Ремарк в автобиографическом, полном прозрений и неизбывной горечи «Чёрном Обелиске»: «И знаете, что странно? Вот вы, в ваши 25 лет, видели уже немало смертей, горя и человеческого безумия. И всё-таки ничему не научились, задаёте самые дурацкие вопросы, которые только можно выдумать. Но, видно, так уж повелось на свете. Когда мы действительно что-то начнём понимать, мы уже слишком стары, чтобы приложить это к жизни. Так оно и идёт – волна за волной, поколение за поколением, и ни одно не в состоянии хоть чему-нибудь научиться у другого…».

Что тут можно прибавить? Человечество «цивилизует» себя, как пел Роджер Уотерс в своей знаменитой композиции «Amused To Death», или речь идёт о чём-то другом? Смогут ли семья и чтение хороших книг (действительно хороших, проверенных годами, а не пустых однодневок) вновь помочь людям в преодолении тяжёлых, смутных и странных времён? Возможно. Об этом стоит, пожалуй, поразмышлять на досуге и поделиться накопленными мыслями к грядущей выставке non-fiction, которая традиционно проходит в декабре…

«Мой мозг скрипит, как пенопласт», – поёт Найк Борзов в своей композиции «Пещерный», также обращая свой пристальный взгляд на любвеобильное Личное в противовес виртуальному глобальному Ничто. А выводы из всего вышеизложенного, уважаемые читатели, как всегда, делайте сами!

Завершая третью часть статьи, отмечу, что в наших традиционных и уже не первый год публикуемых книжных обзорах мы всегда освещали темы кулинарии, крафтовых напитков, музыки, здоровья, регулярного секса, непростого жизненного опыта и даже мистики, которые, как выясняется, всегда занимали далеко не последние (а то и первые!) места в приоритете интересов и увлечений простых обывателей.

То есть были «На острие» вопроса. В связи с чем, закругляя наши осенние «наблюдения», мы предлагаем читателям обзор ряда свежих новинок, представленных на осенней ММКЯ 2023 нашими партнерами из кулинарной редакции «Бомборы»:

Юлия Евдокимова. «Уютная Россия»
Юлия Евдокимова. «Уютная Россия»

В соответствии со своим милым названием «Уютная Россия» приглашает вернуться в детство, в те места, откуда родом герои русских народных сказок, где происходят настоящие чудеса, «где леший бродит, русалка на ветвях сидит, Кащей над златом чахнет, и Кот Баюн нам сказки говорит...». Она повествует о городах, известных всем, и о таинственных местах. О невыдуманных скрепах с историей от местных жителей и рецептах от поваров, возрождающих глубинную русскую кухню. По ходу сказочно-кулинарного путешествия читатели смогут заблудиться в трех соснах, полюбоваться на спящую царевну, помахать Золотой рыбке, заодно вспомнив про жадную и не очень умную старуху, пожелавшую быть Владычицей всего и вся. Помимо прочих забав, приготовить рулетики из баклажанов, испечь пирог с пятью начинками, зайти на чай к гномам в садовое кафе и загадать заковыристую загадку замшелому Лешему. Купеческие традиции Коломны и нечисть вековых брянских лесов, соборы Перми и вятские кикиморы, питерские болотные испарения и колокольный звон старинных загорских монастырей, московское хлебосольство и мистика селений Золотого Кольца, грибные и земляничные поляны калужских дубрав, таинственные истории купеческого Нижнего Новгорода, роскошные рыжие, пёстрые, полосатые и черно-белые российские коты и кошки, – только часть того, что встретится Вам в путешествии. Скорее открывайте книгу: уже гудит пароходик на Голутвин, просыпается Илья Муромец, шлифует свои умения Левша, из воды выходят 33 богатыря и поёт свою заливистую песню неподражаемый Золотой Петушок!

«Афганский казан. 30 проверенных рецептов, которые захочется повторить вновь»
«Афганский казан. 30 проверенных рецептов, которые захочется повторить вновь»

Идеально приготовленное мясо, которое тает во рту, овощи, сохранившие вкус и цвет, рассыпчатый рис – и никакого многочасового томления в духовке! Все приведённые в книге «Афганский казан. 30 проверенных рецептов, которые захочется повторить вновь» кулинарные изыски можно получить, освоив несложное искусство обращения с афганским казаном, который можно использовать как на природе, так и в помещении. В произведении действительно собраны проверенные рецепты, которые позволят полностью раскрыть преимущества казана. Приготовьте дымляму с бараниной, азу по-татарски, утку с фруктами или гороховый суп с беконом. Классические рецепты в новом прочтении и национальные блюда восточной кухни теперь быстро и просто можно повторить дома без излишних экспериментов и огромного набора посуды, взяв их из рекомендуемого Произведения. В общем, не стесняйтесь пробовать новое, готовьте с удовольствием вместе с рецептами, приведёнными в рекомендуемых нами книгах «Бомборы»!

«Наша Версия» поздравляет родных и всех поклонников Э. М. Ремарка с его 125-летием (он родился в июне 1898 года)!

Фотографии обложек книг по кулинарии предоставлены издательством «Бомбора». Редакция выражает признательность за взаимодействие Светлане Ильичёвой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.09.2023 12:31
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх