Версия // Культура // Ленин ошибался, когда называл кино важнейшим искусством для народа

Ленин ошибался, когда называл кино важнейшим искусством для народа

4892

Политика через музыку

Ленин ошибался, когда называл кино важнейшим искусством для народа (фото: Михаил Потырнике/ТАСС, Сергей Мамонтов/ИТАР-ТАСС /Архив)
В разделе

На самом деле таким скорее следовало назвать музыку. Именно музыка сопровождает нас всю жизнь. Ещё несмышлёнышами мы слышим колыбельную, а провожает нас в мир иной заупокойное пение. Музыка организовывала многие трудовые процессы, боевые действия, религиозные культы и, конечно же, досуг.

При этом часто она не требовала грамотности и специально обученных создателей. Песни, частушки, пляски создавал сам народ. А с появлением профессионалов роль музыки только возросла. Теперь к ним добавился искусственный интеллект, который с учётом моды на механистическую однообразную музыку может вообще вытеснить людей из процесса создания мелодий. Наконец, музыка может обходиться без кино и театра – это им без неё сложнее. Как и радио с телевидением.

Не просто грешно, а просто невозможно было бы не использовать такой инструмент для управления. Строевые песни и марши позволяли солдатам шагать в ногу, а некрасовский стон, зовущийся песней, тянуть бурлакам баржу. Пушкинская помещица Ларина заставляла петь крепостных сборщиц малины, чтобы те не ели барскую ягоду. А на досуге музыка позволяла людям переносить жизненные невзгоды. Не зря и в мирное время, и в годы войны музыканты мобилизовывались в агитбригады для полей, ферм, заводов и госпиталей. И не только самодеятельные, а уровня Ростроповича и иных музыкальных гениев. Немцы в годы войны использовали свои агитбригады в качестве пропаганды в оккупированных населённых пунктах. При этом не гнушались «заимствовать» чужое. Так, они снабдили своим текстом и вовсю эксплуатировали советский «Марш авиаторов». А имевшая сотни вариантов текста у советских воинов и партизан «Катюша» стала неофициальным гимном испанской «голубой дивизии». Так повторилась история времён гражданской войны, когда белые и красные пели противоположные по тексту песни на одинаковые популярные мотивы.

Хоры и ансамбли сплачивали население, приучая петь «правильные» духоподъёмные песни и в быту. А такое популярное времяпровождение, как танцы, благотворно сказывалось на демографии – там молодые обретали суженых. Впрочем, и сейчас обретают, разве что вместо танцев теперь ночные клубы, а вместо хоров – караоке. Кстати, там часто звучат советские песни, которые до сих пор создают положительный имидж далеко не однозначному советскому периоду.

В России сначала использовали гимн британский. Но в начале XIX века был написан свой. Музыковеды утверждают, что он был самый «функциональный»: звуковой диапазон позволял легко исполнять его всем без исключения. После революции, которую хотели сделать всемирной, национальная идентификация потеряла значение и гимном стал «Интернационал». Но в годы Великой Отечественной войны народность снова обрела значение. Так был создан гимн СССР

По теме

Символ и знамя

Музыка – мощнейший механизм формирования идентичности. Как религиозной, так и классовой. Смешно сказать, но был создан музыкальный аналог «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Хотя мощнее всего музыка создаёт идентичность национальную, или, если говорить точнее, государственную и народную. Взять хотя бы гимны стран. Качественно написанный гимн узнаётся сразу и точно и глубоко характеризует страну. В королевстве сербов, хорватов и словенцев гимн пелся на одну мелодию, но каждый куплет на другом языке. Итальянский гимн подчёркивает роль страны в рождении оперы – там долго длится бессловесная «увертюра», как в опере и положено. Это, кстати, крайне раздражает итальянских болельщиков. Ведь на международных соревнованиях гимны звучат в укороченной версии, потому только они соберутся запеть свой, как мелодия заканчивается.

В России сначала использовали гимн британский. Но в начале XIX века был написан свой. Музыковеды утверждают, что он был самый «функциональный»: звуковой диапазон позволял легко исполнять его всем без исключения. После революции, которую хотели сделать всемирной, национальная идентификация потеряла значение и гимном стал «Интернационал». Но в годы Великой Отечественной войны народность снова обрела значение. Так был создан гимн СССР. Сталинская пропаганда использовала его по полной. Ноты сбрасывали даже в партизанские отряды, где гимн исполнялся на балалайках и на иных доступных в тех условиях инструментах. Потом текст гимна не раз менялся. Пытались заменить и мелодию. Но прекрасная сама по себе музыка Глинки, что называется, «не зашла». Неудивительно – у гимна есть и жанровые особенности, и «авторитет» музыки нарабатывается годами и столетиями.

У иных государств гимн появлялся раньше страны. Мазурка Домбровского стала польским гимном спустя 130 лет после написания. Ждала своего часа и песня из популярной музыкальной комедии, чтобы стать чешским гимном. Есть и как бы «параллельные» гимны, часто даже более популярные, чем основные. Полонез Огинского даже более известен в мире, чем официальный польский гимн. А «Золотой Иерусалим» знают лучше, чем гимн Израиля. Так и не обрёл популярности гимн Косово на фоне гимна Албании. Оно и понятно, ведь нормальная страна так и не появилась.

Локомотивы локомотивов

Революции называют локомотивами истории. Но музыка, не являясь их причинами, часто создаёт для них взрывную эмоциональную атмосферу. Разогретые оперой зрители взбунтовались против владычества Нидерландов и в итоге добились отделения от них Бельгии. Символом Великой французской революции стала «Марсельеза». Потом её запретили, но она продолжала звать людей на баррикады, а спустя почти 100 лет стала официальным гимном Франции. Большую роль играла не только музыка, но и её создатели, которые воспринимались как нынешние поп-идолы. Поэтому присутствие композиторов Вагнера и Сметаны среди повстанцев вселяло тем уверенность в правоте своего дела.

Идеи ещё быстрее распространяются через музыку в условиях информационного общества. Молодёжная революция 60-х была бы невозможна без рок-музыки. Поэтому «Битлз» не пускали не только в соцстраны, но и в Израиль – как бы не испортили сионистскую молодёжь. Раскол Югославии в значительной степени тоже определили рок-музыканты. Когда стотысячный стадион спел с популярной рок-группой запрещённую Коммунистической партией песню, стало ясно, что Хорватия будет независимой. Похожие процессы шли и в других странах, где их активно подталкивали спецслужбы противников по холодной войне. В СССР эффект оказался, пожалуй, самым сильным из-за жёсткого запрета не только западной, но и отечественной рок-музыки. Как только запрет рухнул, случилось буквально протестное цунами.

Сегодня такое невозможно. Для выражения протеста появились другие каналы. Интерес к политике упал, что не могло не сказаться на тематике исполнителей. Как и пресловутая «культура отмены». Вагнеру до сих пор не могут простить статьи, никак с его музыкой не связанные. А тут и нехотя кого-то зацепишь – заклюют. Стало больше музыкальных направлений, каждое – со своей аудиторией. И поклонники искушённее. Лозунгом «Хотим перемен!» их уже не увлечь. Они хотят знать, о каких именно переменах идёт речь. Усилить эффект в разы может только сама власть. Едва какую-то песню объявляют запрещённой, её тут же начинают слушать даже те, кто не слышал раньше об исполнителе. Надо учитывать, что сейчас век интернета, а не времена скоморохов, у которых можно было отнять инструменты или отрезать язык. Не трогайте – не заметят.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх