Версия // Бизнес // Какие слова нельзя использовать в названиях отечественных компаний

Какие слова нельзя использовать в названиях отечественных компаний

25209

Имя собственное

Главный театр страны может продаваться только сам lori.ru
В разделе

Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это означает, что теперь нельзя использовать изображение его фасада, а также название «Большой театр» и «Большой» без разрешения театра. Это было сделано из-за того, что в последние годы театр всё чаще стал сталкиваться со случаями незаконного использования своего бренда. Но не только Большой театр пытается затвердить своё доброе имя. При этом справедливость утверждения некоторых названий за компаниями можно назвать спорной. Например, Восточный экспресс банк зарегистрировал за собой перед новым, 2010 годом использование слов «новогодний», «рождественский» в применении к банковским продуктам. Не меньше споров вызывает и то, что государство, в свою очередь, запрещает использовать в названиях компаний все слова, связанные со словом «Россия», без разрешения правительства.

В Большом театре заявляют, что признание товарного знака не означает, что администрация кинется собирать деньги с производителей открыток с видами Большого театра и фонтана перед ним. Не будут предъявлять претензии и к производителям конфет «Вдохновение», которые ассоциируются с Большим театром и производятся очень давно.

Но преследовать по закону теперь будут производителей кондитерских товаров, алкоголя, которые пытаются паразитировать на бренде, имеющем мировую известность. Например, это швейцарская компания Mello Trading, выпускающая водку «Большой». Могут возникнуть вопросы и к ресторатору Аркадию Новикову, открывшему в 2009 году ресторан «Большой». В этих двух случаях слово «Большой» явно ассоциируется с главным столичным театром.

На афишах регулярно появляются анонсы концертов со звёздами Большого театра. При этом такие концерты, как правило, не имеют ничего общего с самим Большим театром. Организаторы концертов, как правило, в провинциальных городах паразитируют на известных брендах, заявляя об участии в представлениях актёров главных театров или популярных мюзиклов. Часто действующие лица имеют лишь косвенное отношение к главным культурным площадкам.

Регистрация товарного знака Большого театра не прецедент. Общеизвестные товарные знаки в театральном мире – это Grand Opera в Париже, нью-йоркская Metropolitan Opera, оперный театр La Scala в Милане.

Стоит отметить, что Большому присвоен не просто товарный знак, а общественный товарный знак. По словам директора Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, адвоката ГАБТа Владимира Энтина, общеизвестный товарный знак имеет значительные привилегии по сравнению с обычным. Срок его действия не ограничен, и поэтому он не должен продлеваться каждые 10 лет. К нему не предъявляются требования обязательного использования, и он не теряет свою защитную силу при неиспользовании. Но главным преимуществом общеизвестности товарного знака является то, что отныне никто не вправе зарегистрировать тождественный товарный знак или сходный с ним в отношении любых товаров и услуг.

Товарный знак Большого театра состоит из двух самостоятельно охраняемых элементов: изображения фасада здания Большого театра и слова «Большой». И с этого момента никто не вправе зарегистрировать тождественный товарный знак или сходный с ним в отношении любых товаров и услуг. Необходимым условием признания товарного знака общеизвестным является то, что этот товарный знак в результате его длительного использования приобрёл широкую известность.

Аналогично к вопросу о названии подошло и государство. В феврале 2010 года премьер Владимир Путин подписал постановление правительства «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования», согласно которому наименования «Российская Федерация», «Россия», а также слова, производные от этого наименования, в названиях можно использовать только с разрешения правительства, а точнее Министерства юстиции.

По теме

При этом компания должна соответствовать нескольким критериям. Юридическое лицо должно иметь филиалы или представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации. Также на использование «России» могут претендовать крупнейшие налогоплательщики и монополисты. Как говорится в постановлении, юридическое лицо должно иметь долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%. Ещё одно условие, с которым можно называться «российским», – наличие блокпакета акций (25%) у государства.

Стоит отметить, что постановление правительства лишь конкретизировало поправки в Гражданский кодекс РФ, вступившие в силу в ноябре 2008 года, но на деле не работавшие. Первым на российском рынке в 2010 году требование выполнил банк «Российский капитал». Он собирается убрать из названия производное от слова «Россия», а также провести ребрендинг.

Ранее правительство тоже принимало решения о названии компаний со словом «Россия». Но тогда без чётких критериев оценивались «значимость, характер, масштаб и сфера деятельности организации в интересах граждан и государства».

Но далеко не все компании хотят менять название. Некоторые организации пошли другим путём. Так, Росбанк добился заключения Института русского языка о том, что его наименование происходит не от слова «Россия». Всего только банков с производными от слова «Россия» 15, но от правительства разрешение получил только банк «Россия». Правительство приняло во внимание его почти 20-летнюю историю.

Дело в том, что компании, уже существовавшие до вступления изменений в силу, должны будут или согласовать название с правительством, или переименоваться при очередном внесении изменений в уставные документы. «Российскому капиталу» придётся пойти на изменение названия ради развития бизнеса, в связи с которым запланировано увеличение уставного капитала на 6,4 млрд рублей, что потребует изменения в уставных документах.

Однако в то же время никто не запрещает теперь использовать в названии слово «русский». Согласно постановлениям пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов «использование в фирменных наименованиях юридических лиц слова «русский» и производных от него не требует получения разрешения в порядке, установленном правительством Российской Федерации».

Точно так же разрешение надо получать на использование в названии слов «Москва» и «московский».

А вот полные или сокращённые наименования иностранных государств или производных от них, согласно Гражданскому кодексу, в названиях российских компаний вообще использовать нельзя. Ребрендинг проводят Первый чешско-российский банк и Банк Кипра, российское дочернее предприятие Bank of Cyprus. Теперь банк называется «ЛидБанк».

Интересно, что в названиях российских компаний нельзя использовать иностранные буквы и символы, то есть полное или сокращённое наименование должно быть написано только русскими буквами. Если, например, организационно-правовая форма компании ООО (общество с ограниченной ответственностью), то в названии нельзя использовать слова «союз», «ассоциация», «фонд», «объединение», «артель», «кооператив» и другие. В название также не могут включаться полные и сокращённые официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций.

Например, нельзя использовать в наименовании слова: «министерство финансов», «ГИБДД», «ООН», «НАТО» и другие. Ещё одно ограничение – использование олимпийской символики в наименовании юрлица. Оно возможно только при наличии заключённого договора с Международным олимпийским комитетом или Международным паралимпийским комитетом, или уполномоченными ими организациями. Таким образом, использование корня «олимп» в наименовании фирмы не допускается при отсутствии соответствующего разрешения. Однако, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, в России зарегистрировано более 5,5 тыс. организаций, в названии которых присутствует корень «олимп».

Нельзя использовать в названии слова «ломбард», «банк», «страховой» и аналогичные, кроме случаев, когда компания будет заниматься соответствующими видами деятельности и это надлежащим образом будет отражено в уставе.

Часто стремление присвоить себе наименование доходит до курьёзных случаев в отличие от ситуаций с «Россией» и «Большим театром». Предприниматели иногда пытаются получить патенты на распространённые и общеизвестные слова и изображения. И иногда это у них получается.

Так, Восточный экспресс банк в преддверии нового, 2010 года получил эксклюзивные права на использование слов «рождественский», «новогодний» и «отпускной» в отношении банковских услуг и установил плату за использование этих слов в 300 тыс. рублей в год. После этого о наличии прав на товарный знак, «который представляет собой изображение савойской капусты светло-зелёного цвета», заявил СКБ-банк. Такие решения принимает Роспатент.

А в мае 2009 года Роспатент зарегистрировал по требованию компании в области мобильной рекламы «Суперфон» как торговую марку смайлик «;-)». Теперь «Суперфон» уверен, что ни одна компания в России не сможет использовать смайлик в рекламных целях.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.09.2010 12:24
Комментарии 0
Наверх