На прошлой неделе Минпромторг выступил с инициативой ввести государственное регулирование на бонусы ретейлеров, которые устанавливаются на самые важные продукты. Интересно заметить, что за последнее время список наиболее важных продуктов пересматривался уже неоднократно. Если первоначально в нём находилось около 33 наименований, то согласно последней редакции список «похудел» примерно на треть и составил всего 24 позиции.
Минпромторг вычеркнул из обязательного перечня солёную сельдь, горох, фасоль, маргарин, свежие огурцы, карамель и печенье. Зато в список была добавлена гречневая крупа. При этом список до сих пор остаётся неутверждённым и в нём возможны новые подвижки.
Но на повестке дня есть и другой вопрос: каковы будут бонусы на эти продукты – их выплачивают торговым сетям поставщики, и они имеют весьма серьёзное влияние на конечное ценообразование. С одной стороны, несколько месяцев назад вступил в действие закон о торговле, который, в частности, предусматривает ограничение размера премиальных выплат для ретейла в размере 10%. С другой – в недрах Минпромторга разрабатывается второй перечень, на товары из которого ретейлерам вообще будет закрыт доступ к получению каких-либо премиальных.
Сама система получения бонусов от поставщиков тех или иных продуктов питания для ретейла не новость. Подобные схемы уже много лет действуют за рубежом: чем больше товара той или иной компании ретейлеру удалось продать, тем больше его прибыль. Именно поэтому на Западе поставщики продуктов питания в буквальном смысле слова дерутся за своё право стоять на полке того или иного магазина. Другое дело – в России. Всё дело в том, что изначально, с момента развития сетевых продуктовых магазинов ещё в середине 90-х годов, никакой конкуренции за лучшую полку не существовало. Парадокс, однако, заключается в том, что с развитием свободного рынка в нашей стране конкуренции между торговыми сетями так и не появилось. В результате ретейлеры находятся в так называемом доминирующем положении и имеют возможность диктовать поставщикам продуктов питания свои условия.
Ключевая проблема, однако, заключается в том, что два-три года назад государство решило взять под контроль вопрос ценообразования на продукты в отечественных магазинах. Причина того – рекордный скачок цен на продукты питания, произошедший ещё в 2008 году. Именно тогда правительство взяло на вооружение политику «замораживания» цен на социально значимые продукты питания, такие как хлеб, растительное масло, молоко и другие. В результате государственное регулирование фактически свелось к фиксированию цен на определённую группу товаров, которые попросту начали исчезать с прилавков. Более того, стоимость оставшихся позиций той или иной линейки продукции продолжала неуклонно расти.
В итоге в готовящийся в те времена законопроект о торговле добавилась норма о том, что торговая наценка на социально значимые продукты питания может регулироваться государством. Вот только подобное ограничение полномочий сегодня не вполне устраивает контролирующие органы.
Результатом было принятие решения о создании двух списков. В первый из них войдут товары, наценка на которые будет целиком и полностью регулироваться государством, цены же на товары из второго будут регулироваться только при резком скачке цен. Фактически, если подобная модель ценообразования будет принята, в скором будущем можно ожидать возникновения очередного дефицита на продукты первой необходимости, в то время как продукты «второго эшелона» будут бесконтрольно расти в цене.
Последние решения и бесконечные перетряхивания перечней свидетельствуют о ещё одной возможности. Список сократят до такого минимума и включат в него настолько узкий ряд продуктов, что любая более или менее крупная сеть сможет формально следовать букве закона. Другое дело, что .