Версия // Общество // Как автогонщик Никита Мазепин борется с ограничениями Евросоюза

Как автогонщик Никита Мазепин борется с ограничениями Евросоюза

1778

Санкции по формуле

Somanyhorsesru журнал, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by/3.0
В разделе

Суд ЕС простил автогонщика Никиту Мазепина, но Евросоюз все равно продлил санкционные ограничения против него еще на полгода. По всей видимости сын отвечает за отца, химического магната совладельца «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрия Мазепина.

Рядом с гоночной трассой

Фамилия Дмитрия Мазепина в России известна. Мазепин – уроженец Минска, воспитанник суворовского училища, по образованию военный переводчик. Он совладелец «Уралхима» и «Уралкалия» с состоянием около $1 млрд. Его сын Никита Мазепин – достаточно известный автогонщик. C 2016 года Дмитрий Мазепин был совладельцем британского проекта - гоночной команды «Хайтек». С 2020-го «Хайтек» благодаря его вложениям пришел в «Формулу-2». И именно в «Хайтек» Никита провел свой самый успешный сезон в карьере – занял итоговое четвертое место в личном зачете и одержал две победы. После чего, также не без финансовой помощи отца, перебрался в королевские гонки, а именно в «Хаас».

Сегодня английскую команду купил миллиардер из Казахстана Владимир Ким, в казахстанском списке богатейших бизнесменов он неизменно занимает первое место. Журнал Forbes оценивает состояние Кима в $4,6 млрд, по словам самого бизнесмена, подобное вложение, связанное с автоспортом, стало для него первым.

С приходом Кима (в конце марта 2023 года) появились слухи, что «Хайтек» может прийти в «Формулу-1» в качестве дочерней команды «Мерседеса». Говорят, что «Хайтек» подал заявку на участие в чемпионате «Ф-1» с 2026 года, уже набрали персонал для королевских гонок и приступили к работе в бывшей аэродинамической трубе «Мерседеса» в Сильверстоуне. «Хайтеку» даже пророчили роль второй команды «Мерседеса». В марте 2021 года компания «Уралкалий», а Дмитрий Мазепин на тот момент был ее контролирующим акционером, стала титульным спонсором команды «Формулы-1».

Сын за отца

Никита Мазепин в сезоне 2021 года перебрался в «Формулу-1». Американская команда Ф-1 «Хаас» подписала с ним многолетнее соглашение. В этом своем единственном сезоне за «Хаас» он занял 21-е (последнее) место в общем зачете, не набрав ни одного очка. В марте 2022 года, до первой гонки нового сезона, «Хаас» в одностороннем порядке расторгла контракт с Мазепиным, и отказалась от спонсорской сделки с «Уралкалием».

Тогда же российский гонщик и его отец попали под санкции Евросоюза. Совет ЕС в обосновании решения называл Мазепина-младшего «физическим лицом», являющимся сыном «влиятельного бизнесмена», «представляющего значимый источник поступлений для правительства Российской Федерации». Мазепины сразу же стали бороться за снятие санкций. Отец - безрезультатно, а Никита добился некоторых послаблений. 2 марта этого года суд ЕС приостановил часть санкций против Мазепина-младшего. Тогда было решено, что они не должны распространяться на профессиональную деятельность Никиты.

Ему разрешили не только выступать, но и заключать контракты со спонсорами. Правда, выдвинули важное условие: эти спонсоры не должны быть связаны с Дмитрием Мазепиным. Российскому пилоту разрешили въезжать на территорию Евросоюза для переговоров с командами и спонсорами, получать доход от гоночной деятельности, выступать в гоночных соревнованиях – при условии участия в них под нейтральным флагом. Однако этот компромисс действовал всего неделю. Уже 10 марта Совет ЕС продлил санкции. Адвокаты гонщика обратились в суд с новым заявлением.

Дела семейные

По теме

Суд ЕС вновь занял сторону Мазепина. Он попал в первую порцию тех, кто добился отмены «семейных» санкций. В начале сентября Европейский суд общей юрисдикции постановил снять санкции ЕС с некоторых россиян, которых наказали только за родственные связи. «Простили», например, Виолетту Пригожину (мать Евгения Пригожина) и Мазепина-младшего.

Решение касалось только его профессиональной деятельности как автогонщика. По словам его юристов, председатель суда ЕС назвал Мазепина «молодым спортсменом, никоим образом не причастным к событиям на Украине и не осуществляющим никакой деятельности в отраслях экономики, которые бы приносили существенный доход правительству России».

Но Евросоюз все равно продлил ограничения против Мазепина еще на шесть месяцев. Его защита Мазепина рассматривает продление рестрикций как злоупотребление Советом ЕС своими полномочиями. Кроме того, в мае гонщик обратился и в суд Лондона с требованием снять с него санкции, наложенные правительством Великобритании. Мазепин намеревался добиться права въезда на территорию Соединенного Королевства, что позволило бы ему вести переговоры по контракту на сезон 2024 года. Для него это важно, поскольку семь из десяти команд «Формулы-1» базируются именно в Великобритании. Тем не менее суд отказал гонщику во въезде в страну. Таким образом он не сможет лично провести переговоры с местными коллегами.

Кроме того, Мазепин-младший и «Уралкалий» в 2022 году обратились с исками против «Хаас» в федеральный суд Швейцарии. Пилот предъявил бывшему работодателю требования, связанные с задолженностями по зарплате за 2021 год. К тому же российская химическая компания потребовала от «Хаас» вернуть $12 млн, которые она успела перечислить американской команде к моменту разрыва соглашения. Информации о вердиктах по этим делам пока нет.

18 сентября Европейский суд общей юрисдикции опять вынес постановление, обязывающее немедленно приостановить действие санкций против бывшего гонщика «Формулы-1» россиянина Никиты Мазепина. Отмечалось, что Мазепин-младший «всегда сохранял нейтральную позицию» по отношению к происходящему на Украине и готов подписать необходимые обязательства. Совет Евросоюза, как видно, не принимает во внимание эти постановления. Санкции (пока?) остаются.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.09.2023 10:00
Комментарии 0
Наверх