Версия // Общество // Использование усилителей вкуса могут ограничить

Использование усилителей вкуса могут ограничить

2597

Пересолили!

фото: LORI
В разделе

Продукты с усилителем вкуса – глутаматом натрия – могут вскоре «прописаться» в магазинах на особых отдельных полках. Соответствующие поправки в закон «О защите прав потребителей» в Госдуме планируют рассмотреть в самое ближайшее время. Инициаторы законопроекта уверяют, что данная пищевая добавка вредит здоровью. Однако на поверку может оказаться, что подоплёкой всего этого является обычная конкурентная борьба.

Широко применяться в пищевой промышленности глутамат натрия начал ещё несколько десятилетий назад. Активнее всего его используют производители мясной продукции – эта добавка усиливает вкус, делая продукт более привлекательным. Впрочем, есть у глутамата и ещё одно «полезное» свойство: благодаря ему мясные составляющие продукта можно свести до минимума. Натриевая соль и так сделает своё дело, создав у человека иллюзию того, что он ест вкусное и свежее мясо.

В своём походе против глутамата натрия российские законодатели вовсе не стали пионерами: ещё 20 лет назад в Европе бурно обсуждался возможный вред, который несёт употребление этой соли. Подозревалось, что глутамат натрия вызывает некое подобие аллергии, так называемую «болезнь китайских ресторанов». Впрочем, со временем споры постепенно сошли на нет. По мнению некоторых экспертов рынка, шумиха вокруг глутамата была вызвана тем, что добросовестные производители мясных продуктов пытались таким образом выиграть в конкурентной борьбе у своих не слишком добросовестных коллег по цеху, использовавших глутамат натрия в качестве пищевой добавки. Ведь стоит упомянуть ещё об одном свойстве глутамата натрия: тому, кто однажды попробовал продукт с этой добавкой, натуральные продукты потом начинают казаться пресными и безвкусными.

«Глутамат натрия и другие пищевые добавки, усиливающие вкус, – это порождение нашей цивилизации. Для современного потребителя многие продукты, окажись они вдруг натуральными, то есть без добавок, потеряли бы вкус – их никто никогда не купил бы. Простой пример: слабосолёную сёмгу в магазине все выбирают порозовее, покрасивее. Этот «натуральный», как многим кажется, цвет, рыбе придаёт краситель – на самом деле в оригинале она бледно-бледно-розовая. А натуральная докторская колбаса имеет непрезентабельный почти серый цвет», – поясняет независимый эксперт аграрного рынка Сергей Лищук.

Главное – не переборщить

Сторонники законодательных ограничений указывают на то, что если продукты с добавлением глутамата будут продаваться в магазинах отдельно от других, то таким образом у потребителя появится возможность сделать осознанный выбор. Ведь сейчас далеко не все производители честно указывают на упаковке состав своей продукции. Здесь, впрочем, закономерно возникает вопрос: а не логичнее было бы контролировать недобросовестных производителей, добавляющих глутамат куда ни попадя? По словам завлабораторией химии пищевых продуктов ФГБНУ «Научно-исследовательский институт питания» Владимира Бессонова, вредным глутамат натрия для организма человека становится только в случае его потребления в больших дозах: килограмм глутамата на килограмм массы тела. Однако в таких количествах вредными окажутся и такие невинные продукты, как соль и сахар. Кстати, заметим, что посолить без меры свои продукты предпочитают многие производители, сэкономившие на натуральном сырье. Вычислить таких хитрецов можно достаточно просто: если на этикетке в составе продукта соль стоит на втором-третьем месте, по соседству с основными компонентами, значит, она использовалась вовсе не как специя, но как один из базовых ингредиентов. «В этом смысле соль и сахар могут быть ещё более опасны для здоровья, чем глутамат натрия. Давайте уже тогда будем последовательны и сделаем отдельные полки и для этих продуктов тоже», – иронизирует Сергей Лищук.

По теме

Но есть и другая проблема, когда производители мелким шрифтом «серым по прозрачному» (так был напечатан состав конфет на целлофане) пытаются не напугать покупателя обилием растительных жиров и консервантов. По-моему, здравым решением было бы обязать писать состав крупно, а там – всем кому надо, разберутся, брать с глутаматом или нет. А молодым мамам и пожилым людям, следящим за собственным здоровьем и безопасностью своих детей, было бы удобно, чтобы шрифт состава не был меньше, чем само название продукта.

Маркетинг прежде всего

На самом деле вопрос о здоровье потребителей при обсуждении той или иной пищевой добавки – это последнее, что интересует законодателей или производителей. Использование химических добавок в пищевой индустрии давно уже превратилось в неплохой инструмент для заработка и лоббирования интересов. Система действует следующим образом. Все разрешённые пищевые добавки зафиксированы в Codex Alimentarius – международном документе, который, впрочем, периодически пересматривается. Поводом для исключения или добавления того или иного ингредиента может служить научное исследование в отношении какой-либо добавки. Показательный пример – заменитель сахара аспартам. Долгое время он широко применялся в Европе. Но около 10 лет назад в Италии вышло исследование, доказывающее, что аспартам канцерогенен. Его запретили. Однако потом международная комиссия начала подробно разбираться и не нашла ничего «криминального» в этой добавке.

В результате сегодня аспартам снова реабилитирован. Введение ограничений на использование глутамата натрия тоже в итоге может превратиться в неплохой бизнес. Во-первых, отказ от глутамата может стать неплохим маркетинговым ходом для производителей. И кто там потом будет разбираться, что вместо натрия в продукт насыпали килограммы соли! Во-вторых, если продукцию с глутаматом обяжут выкладывать на отдельные полки, то для ретейла может открыться широкий простор для получения с поставщиков дополнительных бонусов за выкладку продукции. Как бы то ни было, в проигрыше окажется потребитель. Будь то научные исследования, изменения технологии производства или повышенные бонусы для ретейла – всё это в итоге оплачивать придётся нам с вами. А вреден или полезен для здоровья глутамат натрия, как и тысячи других химических добавок, применяемых в пищевой индустрии, простой потребитель скорее всего так никогда и не узнает.

КСТАТИ

Не исключено, что уже в будущем году российским потребителям вообще не придётся выбирать, какие продукты покупать. Счётная палата прогнозирует дефицит сыров, мясной и молочной продукции. «По некоторым видам продовольственных товаров существуют риски неполной компенсации выпадающих объёмов импорта продовольственных товаров, запрещённых к ввозу из ряда стран, за счёт имеющихся свободных производственных мощностей. Это касается в определённой степени некоторых видов мясных и молочных продуктов, а также сыров», – говорится в заключении.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2015 17:00
Комментарии 1
Наверх