Версия // Общество // Грузопассажирское судно находилось в эксплуатации 49 лет

Грузопассажирское судно находилось в эксплуатации 49 лет

6418

История одного парохода. От Императора до Ильича

Грузопассажирское судно находилось в эксплуатации 49 лет
В разделе

Большинство гражданских судов имеют похожие судьбы. Закладка, строительство, спуск на воду, эксплуатация. Иногда продажа другому собственнику. Через определенное время вывод из эксплуатации и разборка. Но иногда судьба наделяет пароходы и теплоходы необыкновенной, насыщенной событиями жизнью. Об одном из таких пароходов, названном при спуске «Император Николай II», и переименованном после революции в «Ильича», мы расскажем в этой статье.

«Император Николай II»

После поражения России в Крымской войне, страна фактически была лишена Черноморского флота. Чтобы как-то обойти ограничения, создали коммерческое пароходство – Российское общество пароходства и торговли – РОПиТ. В мирное время пароходы общества занимались перевозкой коммерческих грузов, а в случае войны они подлежали мобилизации и переоборудовались во вспомогательные крейсера и вооруженные пароходы. Об одном из таких пароходов – «Веста» – смотри статью «Загадка одного боя».

В конце XIX века в Великобритании были заказаны три однотипных грузопассажирских парохода – «Чихачёв», «Королева Ольга» и «Император Николай II». Все суда должны были эксплуатироваться в Чёрном и Средиземном морях. В 1894 году в шотландском городе Дамбартон на верфи «Wm. Denny & Brothers» для РОПиТа заложили последний пароход в серии. Это был большой стальной винтовой двухмачтовый грузопассажирский пароход, водоизмещением 7 785 тонн. Длина нового судна составляла 119 метров, скорость хода 12,5 узлов – около 23 км/ч. Кроме грузов, пароход мог перевозить 61 пассажира 1 класса, 39 пассажиров 2 класса и 245 пассажиров 3 класса. Через год, в октябре 1895 года пароход спустили на воду и назвали «Император Николай II». Портом приписки нового парохода стала Одесса. Немного отвлекаясь, скажем, что после Гражданской войны, только «Император Николай II» остался в стране. «Чихачев» перешел под флаг Франции, «Королева Ольга» – под флаг Турции.

Почти 130 лет, с середины XIX века до 80-х годов ХХ века, одним из главных направлений коммерческого судоходства из Одессы была, так называемая, Ближневосточная линия Одесса – Александрия – Бейрут – Хайфа – Фамагуста – Одесса. По ней перевозились как коммерческие грузы (зерно, продукты питания, керосин и лес), так и пассажиров-паломников по Святым местам Ближнего Востока. 18 ноября 1895 года «Император Николай II» вышел в свой первый рейс из Одессы в Александрию. Работал пароход и на Дальневосточной линии – Одесса – Владивосток. По ней перевозились казенные грузы для армии и казенные пассажиры – солдаты. Гражданских пассажиров было меньшинство.

Первым приключением парохода стал, как сказали бы сегодня, террористический акт. В конце 1905 – начале 1906 годов анархисты совершили несколько террористических атак на пароходы РОПиТ, находившиеся тогда в порту Одесса. В декабре 1906 года кочегар парохода Лаврушин, будучи идейным анархистом, пронес на борт судна взрывное устройство. Взрыв повредил машинное отделение парохода и часть обшивки борта. К счастью бомба была не очень мощная, ущерб был причинен небольшой, но всё равно, пароход пришлось ставить в ремонт – собственно, именно этого анархисты и добивались.

Рекламный рейс

Пароход продолжал работать на Ближневосточной линии. В 1908 году российские производители столкнулись с кризисом перепроизводства. Нужны были новые рынки сбыта. Поэтому властями империи было принято решение о проведении необычной, как сказали бы сегодня PR-компании – организовали выставку товаров из Российской империи. Необычным был формат этой выставки. Её погрузили на пароход, который заходил в порты Восточного Средиземноморья. – в основном, в порты Греции и Османской империи. Роль носителя выставки и товаров на ней выпала грузопассажирскому пароходу РОПиТ «Император Николай II». В рамках этой миссии пароход посетил девять портов в Чёрном и Средиземном море. Дело в том, что в 1910 году в Одессе должна была пройти промышленная выставка. Вот для её «раскрутки» «Император Николай II» и отправился в этот рекламный рейс. 9 декабря 1909 года пароход вышел из Одессы. Первым портом была Ялта, где пароход и выставку на нем посетил Император Николай II . После этого пароход отправился по маршруту Варна – Бургас – Константинополь (Стамбул). В Константинополе пароход несколько выбился из расписания. Дело в том, что борт «Императора Николая II» посетили около 70 000 человек. После Константинополя пароход вошёл в Средиземное море, где посетил порты Салоник, Пирея, Александрии, Порт-Саида и Бейрута. Везде «Император Николай II» оказывался в центре внимания. Итогом этого выставочного рейса стали не только публикации в европейской прессе, но и заключенные контракты. После возвращения парохода в Одессу, в Правительстве было проведено большое совещание о стратегии торговли Российской Империи со странами Ближнего Востока. Неожиданным итогом стало решение об углублении фарватеров в Керченском проливе и на подходе к порту Мариуполь, а также о покупке ледокола для круглогодичной работы мариупольского порта.

Первая мировая война и революция

По теме

1910 год оказался последним мирным годом в Восточном Средиземноморье. Уже в 1911 году вспыхнула итало-турецкая и греко-турецкая войны. Но «Император Николай II» продолжал работу на Ближневосточной линии. Во время Первой мировой войны пароход мобилизовали, и под названием «Военный транспорт №29» он вошёл в состав Черноморского флота. Во время войны пароход занимался перевозкой войск на Чёрном море.

В апреле 1917 года судно в очередной раз переименовали. Пароход стал называться «Вече». В декабре 1917 года экипаж перешёл на сторону Советской власти. Интервенция и гражданская война втянули «Вече» в свой круговорот. В мае 1918 года пароход был захвачен немцами, в ноябре 1918 года – белогвардейцами. В декабре того же года «Вече» перешел под контроль англо-французских интервентов. Но так как старый грузопассажирский пароход им был не очень нужен, то с апреля 1919 года его возвратили в состав белого флота, а потом вернули прежним владельцам. «Вече» поставили в ремонт.

За десять дней до освобождения Одессы частями Красной армии, подпольщики проникли на пароход и открыли кингстоны. Через 15 минут «Вече» опрокинулся на борт и затонул в гавани порта. Это не позволило белым угнать пароход. 7 февраля в Одессе была установлена Советская власть. Пароход подняли, завершили ремонт и переименовали. Теперь он назывался «Ильич»

Начало службы под красным флагом

В 1921 году «Ильич» передали в состав Черноморско-Азовской конторы Совторгфлота. Крупных гражданских судов в Советской России осталось очень мало, их можно было перечислись по пальцам двух рук. «Ильич» продолжал работать на Ближневосточной линии. Большевики вспомнили о «ярмарочном» рейсе парохода. Возник проект еще одной плавучей выставки, причем пароход должен был пройти из Ленинграда в Одессу с заходом в порты Балтийского, Средиземного и Чёрного морей. «Ильич» должен был выйти из Ленинграда весной 1924 года. Но что-то у большевиков пошло не так, рейс отменили. Попытались организовать еще одну плавучую выставку – на этот раз культурную – на лето 1931 года. Но и этот проект был отменен.

В 1929 году пароход отметился в большой политике. Зимой 1929 года «Ильич» совершил секретный рейс. На нем Советскую Россию покинул Лев Троцкий с семьей. Так как уезжал он из страны зимой, вывод «Ильича» из порта осуществлял ледокол. Точной информации об этом рейсе нет. По одним источникам, семья Троцкого уезжала без вещей, налегке. По другим – Троцкий вывез из страны весь свой архив.

Катастрофа 1931 года

По теме

Пароход продолжал работать на Ближневосточной линии. Ночью 13 декабря 1931 года «Ильич» вышел из турецкого порта Измир. На борту находилось 2 000 тонн чая – в те годы это был очень ценный груз. Вначале погода благоприятствовала плаванию, но через некоторое время разразился сильнейший шторм силой 10 баллов по шкале Бофорта. «Ильич» находился в Эгейском море, недалеко от острова Сагиб. Сильнейший ветер развернул пароход бортом к берегу и выбросил его на скалы. Был поврежден руль, судно получило несколько сотен больших и малых пробоин. Капитан приказал готовиться к переходу на берег. Было сооружено некое подобие канатной дороги. Пассажиров было мало – всего 16 человек – поэтому команда и пассажиры достаточно быстро и без потерь перебрались на берег. «Ильич» разрушался на глазах, его крен достигал уже 30 градусов. Командир английского судна предложил свою помощь в спасении «Ильича», но от этого предложения отказались, вероятно, по политическим мотивам. Турецкая сторона считала, что спасти пароход не получится, и его надо продавать на металлолом. Советская сторона согласиться с этим не могла, дефицит мореходных торговых судов был огромен, поэтому было принято решение о вызове спасателей из Одессы. Там о посадке на камни парохода узнали только 15 декабря. 18 декабря к месту крушения подошли ледокол «Торос» и буксир «Шалва Элиава». Результат осмотра поразил – водолазы насчитали не менее полутора тысяч пробоин! К 20 декабря ветер стих, волнение море уменьшилось. Пробоины заделали цементными пластырями и чопами. Было принято решение разгрузить пароход. Часть чая намокла и испортилась – её просто выбросили в море, часть оказалась сухой. Её перегрузили на подошедшие суда. К работе подключилось турецкое спасательное судно «Alemdar» «Алемдар». Благодаря совместной работе, «Ильич» был стянут с камней, приведен на буксире в Стамбул, где неделю его приводили в состояние, позволяющее отбуксировать пароход в советский порт. После этого, «Ильич» был отбуксирован в Севастополь, где на Севастопольском морском заводе его окончательно восстановили. После восстановительного ремонта в среде моряков пошла шутка об «Ильиче», который вечно живой.

На Дальнем Востоке

В начале 30-х годов «Ильич» был уже старым судном, но его спроектировали для дальних морских рейсов, а таких судов в СССР тогда не хватало. Поэтому приняли решение о переводе его на Дальний Восток в состав флота Дальневосточного государственного морского пароходства, для работы на главной линии Советского Дальнего Востока – на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск-Камчатский. Правда, просто уйти из Черного моря не получилось. В 1934 году пароход столкнулся с одесским Воронцовским маяком.

На Дальнем Востоке «Ильич» неожиданно прославился. В те годы в СССР выходил популярный журнал «СССР на стройке». Издавался журнал на пяти языках, и распространялся во многих странах. На обложке одного из номеров был сфотографирован «Ильич». Пароход был красивым судном – с бушпритом и двумя наклонными мачтами, возможно, поэтому он и привлек внимание корреспондента. Кроме этого, 23 мая 1937 года, «Ильич» доставил в Петропавловск-Камчатский первых девушек, которые откликнулись на призыв Валентины Хетагуровой приезжать жить и работать на Дальний Восток, что так же широко освещалось в прессе. В общем, «Ильич» был одним из самых популярных гражданских судов на Тихом океане в межвоенные годы. После ремонта он перевозил 54 пассажира 1 класса, 30 пассажиров 2 класса и 172 пассажира 3 класса.

Конец истории

Во время Великой Отечественной войны «Ильич» не был мобилизован и включен в состав Тихоокеанского флота. Это объяснялось тем, что, формально, СССР не находился в состоянии войны с императорской Японией. Поэтому торговые суда, с нарисованными флагами СССР и надписью USSR на бортах продолжали совершать плавания в порты США за военными грузами как гражданские суда.

17 апреля 1944 года «Ильич» прибыл в американский порт Портленд, где встал на ремонт для замены изношенных котлов. Ремонт был длительным. Через два месяца, пароход неожиданно потерял остойчивость и 23 июня перевернулся и затонул прямо у стенки судоремонтного завода. Погиб один член экипажа парохода. Американцы признали свою вину. Поднимать и восстанавливать судно, которому исполнилось 49 лет, посчитали нецелесообразно. В качестве компенсации за «Ильича», СССР передали два грузопассажирских парохода «в возрасте» «Otsego» и «General W.C. Gorgas». В Дальневосточном пароходстве они были переименованы в «Урал» и «Михаил Ломоносов»

После окончания Второй мировой войны, один из полученных от Германии по репарации пассажирских лайнеров – «Caribia» – был переименован в «Ильич». Судно работало на той же линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Но это уже другая история…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2022 15:00
Комментарии 0
Наверх