Версия // Общество // Гарнизон крепости потопил корабль с десантом без приказа из Осло

Гарнизон крепости потопил корабль с десантом без приказа из Осло

38888

Гибель крейсера «Блюхер»

Крейсер «Блюхер»
В разделе

9 апреля 1940 года в Осло-фьорде гарнизоном крепости Оскарсборг был потоплен немецкий тяжелый крейсер «Блюхер» с десантом на борту. Этот отряд немецких кораблей зашел в Осло-фьорд для высадки десанта и захвата столицы Норвегии. О событиях, предшествующих этому бою, о Правительстве Норвегии и его фантастических иллюзиях, и о норвежских военных, выполнивших свой долг, мы расскажем в этой статье.

Операция «Везерюбунг»

Еще на стадии подготовки ко Второй мировой войне, перед нацисткой Германией встал вопрос о ресурсах. Со времен Первой мировой войны, Германия закупала шведскую железную руду. Её концентрация из месторождения Кируне в Северной Швеции достигала 65%. По состоянию на начало 40-х годов ХХ века эта руда считалась самой концентрированной в мире. Немецкие промышленники и военные очень ценили возможность пользоваться этой рудой. Ежегодный импорт в Германию достиг в конце 30-х годов 10 миллионов тонн. Со Швецией вопрос был решен. Скандинавское королевство имело с Германией давние дружеские отношения. И, судя по всему, у нацистов были гарантии бесперебойных поставок. Вопрос был в доставке руды в Германию.

Летом руда с месторождения доставлялась в шведский порт Лулео в Ботническом заливе. Из него руда на грузовых судах уходила в порты Германии. Этот маршрут был самым надёжным, так как в случае войны он проходил в шведских территориальных водах, что обеспечивало бесперебойные поставки. Однако, у этого маршрута был один существенный недостаток. Зимой Ботнический залив замерзал, и количество шведских ледоколов в конце 30-х годов не позволяло поддерживать регулярные рейсы пароходов с железной рудой. Поэтому зимой руда перевозилась по железной дороге в норвежский порт Нарвик, и уже оттуда на судах доставлялась в порты Германии. Для мирного времени маршрут был безопасным и относительно надежным. Но в случае начала войны этот маршрут легко прерывался. Немецкий генштаб принял принципиальное решение о захвате Норвегии. Интересно то, что на начальном периоде немцев не особо интересовали возможности норвежских портов в части выхода в Атлантику. Главной задачей для них было обеспечение бесперебойной доставки руды из Нарвика. Понимали это и англичане, которые стали разрабатывать аналогичные планы. Началась гонка со временем, главным призом в которой была судьба независимого государства.

Обстановка накалялась. Спусковым крючком стали события, называемые «инцидентом с «Альтмарком». Суть его состояла в следующем. «Альтмарк» - большой танкер Кригсмарине, снабжавший топливом немецкие рейдеры в Атлантике. После очередной операции снабжения, «Альтмарк» с более чем тремястами пленными английскими моряками, пересаженными с «карманного» линкора» – тяжелого крейсера «Адмирал Граф Шпее» в южной Атлантике на танкер, зашел в территориальные воды Норвегии, полагая, что в них он в безопасности. Однако, англичане приняли другое решение. Лидер эсминцев «Коссак» - «Козак» совершил дерзкий налет в норвежские территориальные воды и захватил немецкий танкер с пленными английскими моряками. Норвежский флот наблюдал за инцидентом, но не вмешивался. Когда Гитлеру доложили о захвате, он был в бешенстве. Именно после этого инцидента им было принято решение о захвате Норвегии. Суть немецкого плана заключалась в следующем. Немцы понимали, что превосходство англичан в открытом море, безусловно, неоспоримо, поэтому единственным шансом на успех было до развертывания английского флота несколькими отрядами захватить все основные порты Норвегии.

По теме

План Германии заключался в захвате Дании и Норвегии. По большому счету, Дания немцам была не очень нужна. Просто при захвате Норвегии, если не захватывать Данию, она становится тем плацдармом, с которого Великобритания может нанести удар по любому стратегическому направлению в самой Германии.

Необходимо было перебросить восемь дивизий – две в Данию, шесть в Норвегию. Кригсмарине отвечал за морскую часть. Был задействован почти весь немецкий военный флот – около 100 боевых кораблей и катеров, включая два линейных крейсера, 7 тяжелых и лёгких крейсеров и 14 эсминцев и миноносцев. Флагманами отрядов захвата стали линейные крейсера «Шарнхост» и «Гнейзенау». Для перевозки сил десанта были задействованы около 50 реквизированных торговых судов разных стран. Люфтваффе выделяло на операцию 500 боевых и транспортных самолетов. Главную цель – город и порт Нарвик должны были захватить 10 эсминцев с двумя тысячами десантников – альпийских стрелков из 3-й горной дивизии. У нацистов была и вторая, не менее важная цель – столица Норвегии Осло. Её должна была взять крейсерская эскадра из тяжелого крейсера «Блюхер», легкого крейсера «Эмден», трех миноносцев «Мёве», «Альбатрос» и «Кондор» и 8-ю катерами тральщиками типа R.

Англичане тоже готовили захват Норвегии. Флот выделил для этой операции 5 линейных кораблей и линейных крейсеров, 1 авианосец, 13 тяжелых и лёгких крейсеров, 60 эсминцев и 24 подводные лодки. У Германии был только один шанс – захватить Норвегию первой.

Норвегия. Правительство

История Норвегии как независимой страны очень необычна. После разрыва унии со Швецией в 1905 году, страна получила независимость. В Первую мировую Норвегия была нейтральной страной под сильным давлением Великобритании. Дело дошло до того, что англичане скупили на 11 миллионов фунтов стерлингов – огромная сумма по тем временам – всю экспортную рыбу, чтобы Норвегия не продавала её кайзеровской Германии. После окончания Первой мировой, три северных королевства Швеция, Норвегия, Дания выступили инициаторами создания Лиги Наций – первой международной организации, предшественника Организации Объединенных Наций. Историками ХХ века Лига Наций незаслуженно замалчивается, а зря. В эту организацию входили практически все независимые на тот период страны, даже Советский Союз, который в межвоенный период не допускали ни до одного межгосударственного объединения. С одной стороны, в Лиге занимались «говорильней», с другой – первые международные договора по ограничению вооружений – конкретно, военно-морских вооружений – Вашингтонский 1922 года и его продление - Лондонский договор 1930 года – результат работы Лиги Наций.

Норвегия весьма активно участвовала в международных встречах, как выразились бы сегодня, по вопросам международной безопасности. Знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен был представителем Норвегии в Лиге. Именно с его подачи в мире стали признаваться так называемые «нансеновские паспорта», которые выдавались беженцам и давали им возможность жить и передвигаться между странами, не имея гражданства конкретной страны. Пришедшая к власти Рабочая партия проводила активную антивоенную пропаганду. Были сокращены военные расходы всех родов войск страны. Желая показать пример, в 20-х годах Норвегия сократила свои, и без того небольшие, вооруженные силы. На полном серьезе дискутировался вопрос о полном разоружении страны и переходе на символические «силы охраны нейтралитета». Эта политика выглядела очень странной в тридцатые годы ХХ века, когда казалось, весь воздух в Европе был пропитан ожиданием надвигающейся военной катастрофы.

Только в 1936 году парламент выделил дополнительно 4 миллиона крон на осуществление ряда военных программ. Но это был символический жест. В 1940 году, после принятия Гитлером решения о захвате Норвегии, норвежские генералы и адмиралы ходили в местный парламент, как на работу, прося руководство страны и парламента объявить приказ о мобилизации. Тщетно. Тем временем, шведский консул Карл Вендель и морской капеллан Хульгтард, по заданию посла Швеции в Германии Рихерта, пользуясь своим дипломатическим иммунитетом, посетил немецкой порт Штеттин. Дипломаты, рискуя, провели разведку порта, переговорили с экипажами шведских пароходов, находившихся в порту. Они обнаружили десятки транспортных судов, на которые проводилась посадка войск. Это потом будет ясно, что немцы задействовали около 50 транспортов. А тогда смелая вылазка шведских дипломатов вскрыла подготовку Германии большой десантной операции. Шведы не стали секретить полученную информацию, и шведский посол в Германии связался с норвежским послом Арне Шеелем. Параллельно шведы отправили в МИД Норвегии в Осло копию донесения шведского консула. Но посол Норвегии в Германии Шеель не увидел в рассказе шведов никакой угрозы для своей страны, о чем он сообщил Министру иностранных дел Норвегии Куту. Министр никого не проинформировал ни о докладе посла, ни о письме шведов.

По теме

Доходило до гротеска. Немецкие офицеры, не согласные с планами оккупировать Норвегию, сообщали норвежцам о планах Гитлера относительно их страны. Эту информацию они передали через военного атташе Голландии в Германии. Голландцы, что называется, провели широкую рассылку полученных сведений в Копенгаген, Стокгольм и Осло. Но Министр иностранных дел Норвегии Кут положил и это донесение «под сукно». Было бы смешно, если бы не было так горько. Премьер-министр Норвегии звонит Председателю Стортинга – Парламента – и спрашивает, есть ли у него какая-либо информация от Министра иностранных дел. В Правительстве Кут отказывался общаться на темы возможной угрозы немецкого вторжения…

Норвегия. Вооруженные силы

Армия этого скандинавского королевства действительно была небольшой. Сухопутных войск было мало, авиации очень мало, танков и бронеавтомобилей было около двух десятков. У Норвегии были два компонента, позволявшие не сдать страну сразу, а выстоять несколько дней и дождаться помощи Великобритании – это небольшой, но сбалансированный военно-морской флот и Береговая артиллерия – так в те годы назывались приморские крепости, батареи и форты. Пожалуй, именно Береговая артиллерия была единственной силой, способной задержать высадку немцев.

Дело в том, что специфика Норвегии такова, что при длинной береговой линии высаживать десант можно только в нескольких точках на побережье. Это основные крупные города страны – Осло, Ставангер, Берген, Тронхейм, Буде, Нарвик. Вот эти города и порты были достаточно хорошо прикрыты береговыми батареями, управляемыми минными заграждениями и береговыми торпедными батареями. Слабой стороной в береговой артиллерии был личный состав. Солдат-артиллеристов был некомплект, они были призваны из запаса и не обучены стрельбе из крупнокалиберных орудий. Вторым недостатком было то, что часть орудий были достаточно старыми, и почти нигде не было зенитных орудий, которые должны были прикрывать основные батареи.

фрагмент крепости Оскарсборг
фрагмент крепости Оскарсборг

Крепость Оскарсборг. Бой

Осло, как столица, была прикрыта надежнее, чем другие города. Длина Осло-фьорда 102 километра. Внешнюю часть в районе Датских проливов. патрулировали сторожевые корабли, мобилизованные из китобойцев и рыболовецких траулеров. Чуть севернее, ближе к Осло, располагались несколько новых, построенных в 30-е годы береговых батарей и прожекторных установок. Батареи были вооружены шведскими 150-мм пушками «Бофорс». Третьей, и самой главной, линией обороны была крепость Оскарсборг. Её назвали замком к Осло. Крепость располагалась на острове посередине Осло-фьорда. С одной стороны берег фьорда соединялся с островом искусственной дамбой. С другой, там где проходил судоходный фарватер, располагалось управляемое минное поле и несколько батарей на другом берегу фьорда. На вооружении самой крепости находились три 280-мм орудия производства Крупа. Они были сделаны еще до Первой мировой войны и имели собственные имена – «Моисей», «Аарон» и «Иешуа».

280-мм орудие крепости Оскарсборг
280-мм орудие крепости Оскарсборг

Несмотря на то, что пушки были старые, снаряды к ним были вполне современные. Но самый главный козырь крепости, как потом выяснилось, был в другом. Немцы очень тщательно проводили разведку береговой обороны Норвегии. Но они не знали о подземной торпедной батареи крепости Оскарсборг. На территории крепости была вырублена уходящая под воду на глубину 3 метра шахта, в которой были смонтированы три направляющих для торпед. После пуска двигателей, торпеды выходили из-под скалы. Шансов пройти мимо крепости не было. Командовал крепостью Оскарсборг полковник Биргер Эриксен.

По теме

Но были и слабые моменты в обороне Осло-фьорда. Так некоторые сторожевые корабли, бывшие траулеры и буксиры не имели радио, и для передачи информации о прорыве, они должны были подойти к одной из батарей и семафором передать информацию. 7 апреля 1940 года, немецкий отряд №5 вышел из Свинемюнде. В отряд входили тяжелые крейсера «Лютцев», «Блюхер», легкий крейсер «Эмден», три миноносца и катера-тральщики. Через некоторое время отряд вошел из Датских проливов и в Осло-фьорд. Во властных коридорах Осло царила полная неразбериха, информацию там получали из передач Норвежского радио. Приказа о приведении минных полей в боевое положение в Оскарсборг не поступало. Правда, был дан приказ выключить все маяки на побережье, что несколько осложнило положение немецких штурманов на кораблях вторжения.

Первым эпизодом войны стало потопление норвежского сторожевого корабля «Пол III». Это был мобилизованный вооруженный китобоец, который находился на самой дальней от Осло линии дозора. После обнаружения немцев, командир китобойца Ульсен ни минуты не колеблясь, дал приказ идти на перехват и открыть огонь из малокалиберный пушки. Разобраться со строптивым сторожевиком поручили миноносцу «Альбатрос». Увы, чуда не произошло. «Пол III» был потоплен, его командир погиб.

Англичане зафиксировали переход 50 транспортных судов и боевых кораблей и сообщили об этом норвежцам. Норвежский флот сохранял полное молчание. Вторым с немецким отрядом столкнулся норвежский буксир «Фуру». Это был тот самый случай, когда на буксире не было радиостанции, и он вынужденно подошел к одной из береговых батарей и просигналил азбукой Морзе»: «7 чужих военных корабля прошли Фильтведт и движутся дальше. Люди на юте говорят по-немецки». Полковник Эриксен никаких команд из Осло не получал. На вопрос своих подчиненных о действиях, он ответил: «Расстрелять к чёртовой матери!» Немецкий отряд прошел практически все норвежские батареи. Только одна из них обстреляла немецкие корабли. Этот первый огневой контакт прошел ночью, в темное время суток.

Гибель крейсера Блюхер в Осло-фьорде
Гибель крейсера Блюхер в Осло-фьорде

Когда «Блюхер» приблизился к Оскарсборгу, стало светать. Эриксен дал приказ открыть огонь из 280-мм орудий крепости. Дистанция была около 1 400 метров промахнуться было невозможно. После выстрела, охваченный пожаром крейсер медленно проходил мимо крепости. Большие орудия не стреляли, так как торпедный аппарат подземной торпедной батарей готовился к залпу. Две выпущенные торпеды, довершили разгром. Новейший немецкий тяжелый крейсер Кригсмарине перевернулся и затонул. В ледяной воде фьорда оказались 1 600 членов экипажа и 830 солдат десанта. Точных данных о погибших нет. По немецким данным погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. Остальные с обморожениями добрались до берега фьорда.

Немцы выдвинули руководству Норвегии ультиматум, самолеты Люфтваффе бомбили Оскарсборг. Никакого ПВО в крепости не было. Что происходило дальше, как Германия полностью захватила Норвегию, и почему Великобритания не смогла этому помешать – тема для отдельной статьи.

Оскарсборг сегодня
Оскарсборг сегодня

Заключение

После войны, в 1945 году, командование ВМФ Норвегии наградило полковника Эриксена и командира торпедной батареи крепости Оскарсборг Андеросена высшей военной наградой – Военным крестом с мечами. Подчеркивалось, что те несколько часов, выигранных после потопления «Блюхера», дали возможность королевской семье и правительству Норвегии покинуть страну. Но политики, приведшие страну к катастрофе, не простили полковника, исполнившего свой долг. В 1946 году начала работать комиссия, разбиравшая события 1940 года. Эриксена обвинили во всех смертных грехах. Но поскольку за эти же события он был награжден высшим военным орденом страны, все обвинения оставили в силе, а дальнейшие действия по отношению к Эриксену прекратили. Он умер в 1958 году в возрасте 82 лет. В 1975 году на частные пожертвования полковнику Эриксену был поставлен памятник. В 1977 году урну с прахом переместили на мемориальное кладбище в Осло.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2020 13:40
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх