Версия // Культура // «Дюна: Часть вторая» – наш обзор главной новинки кино сезона

«Дюна: Часть вторая» – наш обзор главной новинки кино сезона

5712

Восхождение мессии

«Дюна: Часть вторая» – наш обзор главной новинки кино сезона
В разделе

До отечественных кинотеатров добрался один из главных блокбастеров года – продолжение фантастического приключенческого боевика Дени Вильнёва «Дюна: Часть вторая». Мы не остались в стороне и спешим поделиться с вами своими впечатлениями.

Дюна: Часть вторая

(18+)

Реж. – Дени Вильнёв

В ролях – Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен

Производство – США, Канада

Фантастический приключенческий боевик от режиссера фильмов «Пленницы», «Убийца», «Враг», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва.

Сюжет продолжает историю первой части. Изгнанный юный герцог Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) примыкает к фрименам – коренному населению пустынь планеты Арракис, богатой специей. Без этого психоактивного вещества межпланетные перелёты станут невозможны, поэтому ресурс очень высоко ценится. После падения дома Атрейдесов планета вернулась под крыло жадного и жестокого барона Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард). Он поручает наладить добычу специи своему племяннику Робану (Дэйв Батиста). Отряд фрименов под предводительством опытного Стилгара (Хавьер Бардем) принимают Пола Атрейдеса в свои ряды и решают обучить его всем тонкостям выживания в безводной пустыне. Их усилия направлены на саботаж добычи специи Харконненами, а также личных счётов Пола с этим домом.

О кинематографическом пути «Дюны» Фрэнка Герберта мы рассказывали в обзоре на первую часть, поэтому кому интересно, можете почитать. Здесь же наше внимание будет сконцентрировано на сиквеле, который многие поклонники режиссера и качественной фантастики (да и просто киноманы всех мастей) ждали с нетерпением. Мы не исключение, хотя некоторые опасения на этот счёт у нас возникали. Вильнёв никогда ранее не снимал сиквелы собственных работ, поэтому невозможно точно предугадать, как он с этим сможет справиться.

Дени Вильнёв, наряду с Кристофером Ноланом, – флагман, который задаёт новые и новые уровни экранизаций научной фантастики. «Дюна» стала для него одним из главных проектов в жизни. Но после кассового провала «Бегущего по лезвию 2049» студии не особо хотели выделять ему деньги на аналогичный по размаху проект. Тем не менее ушлый канадец смог растрясти голливудских воротил на $ 165 млн для первой «Дюны». Фильм сумел принести создателям скромную прибыль и нескромные шесть Оскаров, преимущественно в технических номинациях. Всё это решило судьбу сиквела – боссы дали добро, и Вильнёв принялся за дело.

Премьера «Дюны: Часть вторая» должна была состояться осень 2023 года, но была отодвинута на февраль 2024 из-за скандальной забастовки сценаристов и актёров. В своё время также была отодвинута премьера первой части, только в тот раз причиной стал пресловутый коронавирус. Удивительно, но до нашей страны фильм добрался с не таким уж большим опозданием.

Наивно и глупо было б полагать, что визуально вторая «Дюна» будет чем-то отличаться от первой. Вильнёв не снизил уровень работы с детализацией, проработкой и реалистичностью картинки. Упор на натурные съёмки, работу с камерой, макеты и гиперреалистичные модели всё еще превалируют над использованием компьютерной графики. Но даже она выполнена с огромной кропотливостью, так что глазу сложно зацепиться за что-то, выбивающееся из общей картинки. Работу с натуральностью изображения, огромный размах и общую эпичность происходящего на экране можно сравнить с тем, что Питер Джексон сделал в своё время с «Властелином колец». Для Дени Вильнёва «Дюна» обещает стать таким опус магнум, как трилогия Толкина для Джексона.

Вторая «Дюна» восхищает. И дело здесь не в технической основе фильма. После первой части глаза уже представляют, чего ожидать на экране. Как и уши. Музыку Ханс Циммер логично оставил прежней, хоть немного её видоизменил и добавил новые темы. Местом действия остался Арракис, и на нём тоже много нового зритель не увидит. Но лента берёт именно тем, как режиссер умело рассказывает эту историю, как аккуратно расставляет всех действующих лиц, инсталлирует конфликты, наращивает напряжение и работает с драмой. Всё это словно мельчайшие куски разноцветного стекла в руках мастера, который возводит из них великолепную мозаику. Оформляется окончательно картина в финале, тогда, когда пафос пронзает весь зрительский зал. Эпичность ленты (в хорошем смысле этого слова) в кульминации просто зашкаливает. Хотя сюжет для нас далеко не секрет. Но то, как его подаёт Вильнёв, заставляет зрителя проникнуться и вдохновиться. Это кино трогает те душевные струны, которые отвечают за впечатление и душевный подъём.

Загадка, как Вильнёв находит подход к самым разным актёрам. Понятно, что сейчас его репутация практически безупречна. Он снимает качественно, так, как хочет, и то, что считает нужным. Он не торгует именем и не вляпывается в сомнительные проекты. А те шедевры, что выходят из-под его руки, обретают огромную зрительскую любовь и признание критиков. Поэтому любому актёру будет приятно поработать с этим режиссером. И всё же до конца не ясно, как Вильнёв так точно подбирает актёров и работает с ними. Потому что мало того, что его нельзя упрекнуть в мискасте, так еще и отыгрывает вся труппа, как слаженный организм, ровно и гармонично.

Тимоти Шаламе проводит своего персонажа через путь становления героя, убедительно демонстрируя его эволюцию, буквальное перерождение. За этим приятно наблюдать, особенно ближе к финалу. Здесь куда больше раскрыта Чани, сыграла которую Зендея. Между ней и Полом возникает определённая химия, которая также заметна. Чани является одним из нескольких действительно сильных женских персонажей, которым не надо кричать о своей силе, как в последнее время принято в некоторых голливудских фильмах. Второй такой героиней является мать Пола в исполнении Ребекки Фергюсон. Это противоречивый персонаж становится одним из ключевых в фильме. За её эволюцией также весьма занятно смотреть. К прежнему касту добавились новые актёры: Кристофер Уокен, Флоренс Пью, Леа Сейду, Аня Тейлор Джой (появилась буквально на пару секунд). Но ярче всех зажёг здесь Остин Батлер, воплотивший на экране образ психопатичного племянника барона Харконнена по имени Фейд-Раута. После главной роли в байопике об Элвисе Пресли нам было нелегко представить его в новом крайне негативном образе. Но актёр вжился в роль до отражения безумия своего персонажа в его черных глазах, чем еще больше подчеркнул свой незаурядный актёрский талант.

Новая «Дюна» одна из немногих продолжений, которая оказывается лучше оригинала. Да, тут можно сказать, что первая часть была незаконченной, и, по сути, дилогия является экранизацией одной книги, поэтому и рассматривать её стоит как единое произведение. Мы отчасти согласны с этим тезисом, но если всё же сравнивать ленты, то продолжение однозначно вызывает куда больше восторга, чем первая часть. И дело не только в том, что здесь оканчиваются многие сюжетные арки (и начинаются некоторые другие). Режиссер априори отталкивался от уровня первой «Дюны», поэтому не мог допустить понижения градуса зрительской заинтересованности.

Содержание фильма можно упрекнуть за некоторые недоговорённости и условности, которые, видимо, в оригинальной книге были подробно объяснены и растолкованы. При просмотре, особенно в первой половине и середине фильма, когда повествование не так сильно цепляет, невольно возникали неудобные вопросы. Например, как так быстро ползают шай-хулуны? Что они едят, чтобы поддерживать жизнь в настолько огромном теле? Что едят фримены? Откуда они берут столько еды, чтобы поддерживать независимую жизнь в пустыне? Откуда у них оружие и доспехи? Почему Харконнены используют настолько неумелую тактику в борьбе с фрименами? Почему они не уничтожили всех шай-хулунов несколько десятилетий назад, когда завладели Арракисом? И так далее и тому подобное… Но фишка «Дюны» в том, что она показывает настолько впечатляющее зрелище, что мозг прощает ей все недоговорённости и сюжетные условности, полностью отдаваясь поглощению захватывающего действия.

Эпикриз: мы не можем не рекомендовать это кино всем любителям фантастики, поклонникам Дени Вильнёва и просто киноманам. Скорее всего, «Дюна: Часть вторая» не станет последней. Режиссёр вернётся к проекту рано или поздно, благо обширный первоисточник Фрэнка Герберта позволяет. И если сиквел однозначно уделал оригинал, то сможет ли Вильнёв переплюнуть вторую часть третьей – большой вопрос.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Дюна: Часть вторая» (2024), реж. – Дени Вильнёв.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.03.2024 21:15
Комментарии 0
Наверх