Версия // Общество // Два из трех новейших фрегатов ВМФ Дании оказались небоеспособными

Два из трех новейших фрегатов ВМФ Дании оказались небоеспособными

4773

Опять неладно в Датском королевстве

Два из трех новейших фрегатов ВМФ Дании оказались небоеспособными
В разделе

Время от времени в армиях всех стран происходят события, показывающие не высокую боеготовность их вооруженных сил. Недавно, с интервалом в несколько дней, произошли два ЧП на двух новейших фрегатах Датского королевского флота. Первое ЧП стоили должности Главкому вооруженных сил страны. В этой статье мы расскажем, что произошло с ракетными фрегатами HDMS «Iver Huitfeldt » F-361 и HDMS «Niels Juel » F-363.

«Большие корабли» датского флота

Королевство Дания хоть и небольшая страна в Европе, но морские традиции и навыки в ней имеют давние, можно сказать вековые корни. Немногие знают, что Дания имела колонии: Датские Виргинские острова, которые Дания уступила США в 1917 году, несколько небольших колоний в Азии и Африке. Наконец, Гренландия, бывшая колония, ныне – автономная административная территория, входящая в Данию. У датских адмиралов всегда существовало желание иметь крупные мореходные корабли, но оно жестко ограничивалась финансовыми возможностями страны. Но, тем не менее, компромисс всё-таки находился. Так, в конце XIX – первой половине XX века, кроме небольших прибрежных кораблей, в составе флота находились броненосцы береговой обороны и небольшие крейсера, а, во времена «холодной войны» самыми крупными кораблями датского флота были пять небольших ракетных фрегатов двух типов. Конечно, по сравнению с американскими, или английскими фрегатами, они имели скромные размеры, но были оснащены самыми современными на тот период времени системами вооружений. К 90-м годам ХХ века срок их службы стал подходить к концу, и датские адмиралы задумались о том, какие корабли должны прийти им на замену, ведь бюджетные ограничения на оборону никто в королевстве не отменял.

Первой ласточкой стали 14 универсальных катеров типа «Flyvefisken» полным водоизмещением 490 тонн, построенных по программе «Standard Flex 300». Суть предложений датских конструкторов была следующей. В стандартных 20-ти футовых контейнерах размещалось различное корабельное вооружение – ударное, зенитное, противолодочное, или, в случае необходимости – гидрографическое, или радиотехнической разведки. В зависимости от того, какая задача ставилась перед катером, на нем устанавливался контейнер с нужным оружием. Таким образом, один и тот же катер мог быть легким ударным корветом, патрульным кораблем, тральщиком-искателем мин, минным заградителем, гидрографическим или разведывательным судном. Такой подход был новым в развитии морских вооружений, хотя, кроме положительных результатов, имел и отрицательные стороны. В любом случае, это экономило средства военного бюджета страны.

Следующим шагом стало проектирование и строительство двух кораблей управления и поддержки типа «Абсалон» – HDMS «Absalon» L-16 и HDMS «Esbern Snare» L-17 . Конечной целью было списание всех минных заградителей, ракетных катеров, тральщиков и гидрографов и замена их 14-ю универсальными катерами «Flyvefisken». Флагманами этих катеров и должны были стать два корабля типа «Абсалон». В чём-то программа получилась, в чём-то нет, но в составе ВМФ Дании появились два больших океанских корабля, вступивших в строй в 2004 и 2005 годах соответственно. Они имели водоизмещение 6 300 тонн, длину 138 метров. Скорость хода – 24 узла – около 44 км/ч. Корабли имели современные радиолокационные и навигационные системы. Их вооружение состояло из 127-мм универсального орудия Мк-45, 35-мм зенитного автомата «Эрликон Миллениум», двух тяжелых 12,7-мм пулеметов и двух вертолетов. На борту имеется два надувных катера для спецназа. Такое вооружение вполне соответствовало первоначальному предназначению кораблей. Бортовые номера их – L-16 и L-17 – говорили о том, что это корабли управления.

По теме

Последним шагом стало строительство в корпусах кораблей управления и поддержки трех полноценных ракетных фрегатов дальней морской зоны. Справедливости ради, надо сказать, что датские конструкторы решили все свои традиционные задачи – стоимость датских фрегатов была наименьшей, чем у их «одноклассников» из других стран НАТО, а вооружение соответствовало стандартом для таких кораблей. Оно состоит из двух 76-мм универсальных артустановок «ОТО Бреда», 35-мм зенитного автомата «Эрликон Миллениум», универсальной вертикальной пусковой установки Мк-41 и Мк-56 (2 модуля по 6 контейнеров, до 24 ракет ESSM), двух спаренных торпедных аппарата для противолодочных торпед и два тяжелых вертолета ЕН-101. На фрегатах установлено самое современное радиолокационное вооружение. После постройки этих трех фрегатов, датские адмиралы настояли на модернизации кораблей типа «Абсалон», на которых установили аналогичное вооружение, и которые официально переклассифицировали во фрегаты с заменой бортовых номеров на номера с литерой F. Таким образом, военные Дании получили пять кораблей дальней океанской зоны. С самого начала, вся пятерка регулярно выходила на развертывание в рамках международных программ и в рамках НАТО. «Абсалоны» начали свою карьеру с борьбы с сомалийскими пиратами.

Инцидент в Красном море

После того, как хуситы стали обстреливать проходящие мимо их берегов торговые суда, связанные с Израилем, США и Великобританией, Госдепартамент объявил о формировании международной коалиции, которая в рамках операции «Страж процветания» пытается – на самом деле безуспешно – противостоять этим угрозам. Результатом всего, что происходит в Красном море – стало падение трафика морских перевозок через Суэцкий канал, и перенаправление его вокруг Африки. Атаки на гражданские суда у хуситов достаточно успешны – желающие могут найти соответствующую информацию в Интернете. Попытки атаки на боевые корабли – в основном США – 100% неудачные. То оружие и в том количестве, которым хуситы обстреливают боевые корабли, легко сбивается их средствами ПВО. Хотя, недавно, прошла информация, что одну из атак отбили только с помощью шестиствольной 20-мм автоматической пушки «Вулкан-Фаланс» – а это комплекс ближней самообороны американских кораблей, так сказать, последний рубеж обороны. Такая благостная картина чуть было не закончилась, когда к международной коалиции присоединился датский ракетный фрегат HDMS «Iver Huitfeldt» F-361.

Все началось с рутинного события – 9 марта хуситы запустили 15 БПЛА по кораблям международной коалиции. Но на датском фрегате стали происходить события, которые обернулись кошмаром для экипажа. Контур ПВО корабля перестал работать. Обзорная РЛС вышла из строя. Зенитные ракеты не выходили из вертикальной пусковой установки, снаряды, выстреливаемые из артиллерийских орудий, взрывались в нескольких сотнях метров от корабля. Если бы датский фрегат был один, закончилось бы всё уничтожением корабля. Спасли положение коллеги по коалиции – их средства ПВО прикрыли датский корабль. Командир принял решение перезагрузить весь контур ПВО. На это ушло около получаса – бесконечно большое время для современного скоротечного морского боя. После перезагрузки контура ПВО, системы корабля стали работать нормально. В конечном итоге, после выполненных действий, фрегатом были сбиты 4 беспилотника. Информацию об инциденте обнародовала датское СМИ «Olfi». Свои эмоции, командир фрегата, командор-каптайн Суне Лунд изложил в донесении в Копенгаген. В нем Лунд докладывал, что проблема между голландским радаром APAR и датской системой боевого управления C-FLEX (CMS) не позволила кораблю запустить ракеты ESSM. В отношении артиллерии корабля, командир доносил, что выстрелы из пушек «…не оказывая никакого воздействия на объекты противника… Всем гранатам в штатной боевой экипировке более 30 лет, на них установлен неконтактный взрыватель образца 2005 года, который для реального боя представляется непригодным … Это все сильно снижает боеспособность, а также снижает живучесть корабля». Далее, командир докладывает, что проблема со старыми снарядами была известна еще до выхода фрегата в поход в Красное море. «Ивер Хуитфельдт» был экстренно отозван из Красного моря на родину, хотя, предварительно, он должен был проводить патрулирование с начала февраля до середины апреля 2024 года.

По теме

Известие о том, что произошло, произвело в Дании эффект разорвавшейся бомбы, тем более, что информация появилась не от военных, а в СМИ, Был уволен (не ушел в отставку, а именно уволен) Главком вооруженных сил Дании генерал Флемминг Лентфер. Сейчас обязанности начальника датского генштаба временно исполняет генерал-майор Михаэль Хильдгаард, командовавший силами специальных операций вооруженных сил страны. Министр обороны Троэльс Лунд Поульсен заявил, что узнал о случившимся из сообщений в СМИ. Он потребовал разъяснения того, что произошло от военного командования. Производитель РЛС голландская компания «Thales» выпустила короткий релиз о том, что РЛС такого типа стоят на голландских фрегатах, и нет никаких нареканий и их работе. Возможно, причина масштабного сбоя заключается в том, что при монтаже оборудования на фрегате в связке «голландский радар – датская боевая система управления» не были отработаны все нештатные ситуации, которые могут привести к масштабному сбою. Если это так, то это очень серьезный прокол датского военного судостроения. Но это было только первой частью датского позора.

Перекрытый пролив

4 апреля 2024 года пришла еще одна шокирующая информация. Другой фрегат серии, HDMS «Niels Juel» F-363 находился в датской военно-морской базе Корсёр. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В военно-морских флотах всех без исключения стран, регламентом предусмотрена ежедневная проверка оружия корабля. В разных странах она называется по-разному, но суть проверки одна. Подается питание на все боевые системы и проводится краткая проверка их работоспособности. Например, башни артиллерийских орудий проворачиваются, стволы поднимаются и опускаются, делается холостой выстрел. Ракетные системы проверяются путем осуществления электронного пуска. Такая ежедневная проверка проводилась и на «Niels Juel». При подаче питания активировался стартовый ускоритель противокорабельной ракеты «Гарпун», находящейся в пусковом контейнере. Старт ракеты мог произойти в любой момент. Быстро обезвредить ракету не получилось. Министерство обороны перекрыло судоходство в проливе Большой Бельт и в воздушном пространстве над ним, и сделало заявление прессе. Как сообщили датские военные, зона риска была в радиусе 5-7 км от базы на высотах до 1 км. Ограничения сняли через несколько часов. Видимо, за это время флотские специалисты перевели ракету в «холодное» состояние. По большому счёту, такие проблемы могут возникнуть на любом корабле любой страны – техника есть техника, отказы могут случиться у всех. Но второй эпизод за короткий срок говорит о системных проблемах с вооружением в ВМФ Дании.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.04.2024 12:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх